Общая турбулентность будет расти. Что ждет Казахстан и Россию в 2009 году?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
2008 год, несмотря на все трудности, несмотря на то, что это был, пожалуй, самый сложный год за все 17 лет истории СНГ, показал, что эта пара по-прежнему остается сильной, по-прежнему отношения России и Казахстана играют основную роль на постсоветском пространстве, и по-прежнему Россия и Казахстан задают тон позитивных отношений, на которые другие страны ориентируются. Это главный итог 2008 года с такой политико-философской точки зрения.
Общая турбулентность будет расти. Что ждет Казахстан и Россию в 2009 году?

Экспертам из России и Казахстана были заданы следующие вопросы:

  1. Каковы основные политические итоги 2008 года для России и Казахстана?
  2. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы сотрудничества России и Казахстана в 2009 году?
  3. ****************************************************************************************

Станислав Притчин, независимый политолог:

1.Мне трудно говорить о каких-то конкретных цифрах в плане экономического сотрудничества, но, очевидно, что здесь никаких срывов нет. Происходит постепенное наращивание товарооборота между двумя странами, продвигаются совместные экономические проекты, идет политический диалог на высшем уровне, развивается приграничное сотрудничество.

В 2008 году у нас была возможность увидеть, как на наших отношениях сказались форс-мажорные обстоятельства. В частности, российско-грузинская война продемонстрировала, насколько Казахстан привержен сохранению нормальных отношениях с Россией. Казахстан стал одной из самых пострадавших сторон этого конфликта, не являясь его прямым участником. Через Грузию шел крупный транзит казахстанских энергоресурсов, зерновой транзит, множество экономических проектов между Грузией и Казахстаном оказались заморожены. Но, несмотря на понесенные прямые убытки, Казахстан занял достаточно прагматичную позицию в отношении этого конфликта и был одним из немногих, кто поддержал действия России в нем.

Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что 2008 год стал успешным продолжением сотрудничества России и Казахстана.

2. Перспективы двустороннего взаимодействия должны быть связаны с предстоящим председательством Казахстана в ОБСЕ, и с инициативой российской стороны о реформировании системы безопасности в Европе. Именно этот вопрос станет предметом переговоров: насколько Казахстан как председатель ОБСЕ будет готов поддерживать и продвигать российские инициативы и насколько они вместе смогут пролоббировать этот проект, который пока не слишком интересен европейцам?

В то же время, возможно, с мертвой точки сдвинется проект расширения Каспийского трубопроводного консорциума, потому что совсем недавно стало известно что «BP» наконец готова продать свои акции «Казмунайгазу» и «Лукойлу». Хорошо известно, что «BP» была главным тормозом развития этого проекта, настаивая на том, что трубопровод должен строиться на заемный деньги. Россия же и Казахстан отстаивают позицию расширения трубопровода, причем за счет его самого, компаний-участниц консорциума, за счет того, чтобы урезать внешние заимствования, достаточно не дешевые. Основные надежды связаны именно с этим проектом. Если его удастся сдвинуть с мертвой точки, то это станет еще одним важным элементом дальнейшего сотрудничества России и Казахстана. Потому что если возникнут проблемы КТК, то будет принят проект диверсификации поставок энергоресурсов Казахстана на европейский рынок через Азербайджан.

Александр Караваев, эксперт ИАЦ:

Внутри СНГ пара Россия-Казахстан являются главной осью, которая формирует центростримительное взаимодействие. Какой бы вектор внешнего влияния на постсоветское пространстве мы ни брали, будь то Зfапад , Китай, США, ЕС, во всех этих направлениях присутствует тема взаимодействия России и Казахстана.

2008 год, несмотря на все трудности, несмотря на то, что это был, пожалуй, самый сложный год за все 17 лет истории СНГ, показал, что эта пара по-прежнему остается сильной, по-прежнему отношения России и Казахстана играют основную роль на постсоветском пространстве, и по-прежнему Россия и Казахстан задают тон позитивных отношений, на которые другие страны ориентируются. Это главный итог 2008 года с такой политико-философской точки зрения.

Можно приводить разные примеры более конкретных проявлений этого. Реакция Казахстана на югоосетинские события - предмет другого разговора, но здесь, тем не менее, важно отметить, что в этом конфликте Назарбаев сумел продолжить многовекторную политику, не ущемляя ни собственного достоинства, ни интересов России.

2. А вот о перспективах говорить сложно, потому что мы уже научены горьким опытом, и знаем, что интенсивность реальной политической жизни настолько высока, что некоторые из заявленных векторов, которые планировались бы к развитию в будущем году, быстро обрываются. Если ретроспективно смотреть на события, скажем, 2005-2006 гг., 2006-2007 гг., некоторые моменты, которые могли бы прогнозироваться как имеющие тенденцию к какому-либо развитию, неважно позитивному или негативному, обнаруживают буквально в течение нескольких месяцев либо торможение, либо обрыв. Поэтому делать прогнозы очень тяжело.

Можно сказать, что в целом взаимодействие России и Казахстана вступает в полосу кризисов, связанную не с проблемами российско-казахстанских отношений и развитием процессов в СНГ, а с общей ситуацией в мире.

Главным стабилизирующим моментом в двустороннем взаимодействии России и Казахстана всегда были личные отношения между президентами. Мы не можем уже говорить об отношениях Назарбаева с Путиным или Медведевым. Речь идет об отношениях Назарбаева с высшим эшелоном российской власти. Неважно, кто в России занимает должность президента, отношения России и Казахстана выстраиваются. А вот если бы вместо Назарбаева Казахстан возглавлял другой лидер, то было бы интересно посмотреть, как складывалась бы отношения между нашими странами тогда. Я не уверен, что при других фигурах казахстанская политическая система и соответственно наши двусторонние отношения способны существовать в таком стабильно-позитивном режиме. Кто бы ни находился у власти в Казахстане, даже самое управляемое лицо, неизбежно возникновение более активной динамики и трения.

Джанибек Сулеев, главный редактор Интернет-порталаDialog.kz (Казахстан):

1. 2008 год для двусторонних отношений России и Казахстана можно назвать вполне стабильным в том плане, что были реализованы основные договоренности между нашими странами. Даже события в Южной Осетии не сказались отрицательно на двусторонних отношениях между государствами, хотя в общественном мнении в Казахстане наряду с традиционной позицией поддержки России, высказывались и антироссийские нотки, осуждающие действия России на Кавказе.

Ну, общественное мнение, слава Богу, и в России, и в Казахстане достигло определенного уровня независимости за последние годы. Но если говорить о государственном уровне, ничто не поколебало наши взаимоотношения ни в политической, ни в экономической сферах. Мы по-прежнему шагаем вместе.

2. На мой взгляд, больший уклон, и это правильно, будет сделан в сторону экономического сотрудничества. Очень Важно создание единого таможенного пространства. Оно должно дать толчок к более интенсивному взаимодействию, и, в том числе, поможет смягчать удары и отвечать на вызовы, которые, возможно, будут возникать на постсоветском пространстве в 2009 году.

Владимир Евсеев, старший научный сотрудник :

1. Я считаю, что Россия и Казахстан смогли сохранить стратегическое сотрудничество. И это очень важно. Было очень серьезное испытание для двух стран - август 2008 года, и в виду того, что Казахстан имеет и будет иметь интересы на Кавказе, далеко не все в этой стране выступили в поддержку действий России, особенно после того, как Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Однако для России было очень важно, что Нурсултан Абишевич во время саммита ШОС поддержал российскую позицию, и хотя многие в России рассуждают о том, что Казахстан мог бы пойти и дальше, на признание независимости республик, мы понимаем, что, наверное, это было невозможно.

В то же время все повышающийся уровень экономического сотрудничества позволяет говорить, во-первых, о будущем, а, во-вторых, о том, что год принес много нового и полезного в развитии казахстанско-российских отношений. Но хочу обратить внимание, что Россию беспокоит многовекторность политики Казахстана, потому что Москва заинтересована в более близком сотрудничестве с Казахстаном, при том, чтобы Казахстан меньше смотрел в сторону Запада. Поэтому в России с подозрением рассматривают многочисленные программы сотрудничества Казахстана с США и странами Европы. Но, тем не менее, пока удается выдерживать баланс интересов, и российско-казахстанские отношения сейчас имеют очень хороший потенциал для того, чтобы сохраниться даже в самых тяжелых ситуациях.

А такая ситуация уже наступила, и это будет второе испытание для отношений двух стран. Речь идет об экономическом кризисе, который ударил и по России, и по Казахстану, причем по регионам России он ударил сильнее, чем по центру. То, что России и Казахстану удалось сохранить свои экономики счет имеющихся резервов, и то, что, по-видимому, совместное сотрудничество позволит нам устоять в условиях кризиса, и является вторым важным итогом уходящего года.

2. Если говорить о перспективах 2009 года, то, наверное, Россия была бы заинтересована в развитии сотрудничества. Например, если рассматривать сферу безопасности, то в виду того, что Россия имеет много военных объектов на территории Казахстана, для нее очень важно, чтобы эти объекты продолжали функционировать в тех же условиях.

На мой взгляд, для обеих стран было бы важно добиться сдвига и по реализации российско-казахстанской программы в области освоения космоса. Здесь также есть значительный потенциал.

Кроме того, несколько буксует российско-казахстанское сотрудничество в ядерной области. Конечно, Россия является активным участником добычи природного урана на территории Казахстана. Но в то же время Россию беспокоит сотрудничество Казахстана с Японией в этой области. Здесь было бы неразумно преувеличивать степень этого сотрудничества, но, тем не менее, России было бы важно, чтобы проекты, о которых говорилось ранее, реализовывались: это проект совместного создания ядерных реакторов малой мощности, добычи природного урана и производства ядерного топлива, договоренность о создании энергетических производств на ядерной основе. К сожалению, тот импульс, который был дан, пока не получил, с моей точки зрения, должного развития. Казахстана обладает богатейшими запасами природного урана. Россия таких месторождений не имеет, зато обладает огромными мощностями для ядерного производства. Поэтому в условиях кризиса именно на этот сектор надо делать упор. Как мы видим, нефть и газ сильно упали в цене, и сейчас нужны какие-то альтернативы, которые придавали бы устойчивости и российской, и казахстанский экономикам.

Айдос Саримов - Фонд Алтынбека Сарсенбаева, руководитель:

2009 год будет годом, когда власть будет разрываться между желанием консервировать общество и необходимостью его раскрепощать. К сожалению, желания и возможности в следующем году совпадать не будут. Это будет вызывать большие и малые коллизии, а общая турбулетность будет только расти.

Поделиться: