Историей сказано: здесь быть столице

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
«Акмола - будущая столица степного края». Эти слова, сказанные еще в 1846 году в районе Аягуза, принадлежали польскому революционеру-демократу Адольфу Янушкевичу. Волею судьбы он оказался в казахской степи и провел здесь жизнь длиною в четверть века. Оставляя за собой свое письменное наследие «Дневники и письма о путешествии в казахскую степь», никому тогда неизвестный польский писатель Янушкевич, возможно и не предполагал, что его впечатления после поездки в Акмолинскую область могут стать объектом обсуждения.
Историей сказано: здесь быть столице

Кашкимбаев А.Н. Доцент, к.и.н.

ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

«Акмола - будущая столица степного края». Эти слова, сказанные еще в 1846 году в районе Аягуза, принадлежали польскому революционеру-демократу Адольфу Янушкевичу. Волею судьбы он оказался в казахской степи и провел здесь жизнь длиною в четверть века. Оставляя за собой свое письменное наследие «Дневники и письма о путешествии в казахскую степь», никому тогда неизвестный польский писатель Янушкевич, возможно и не предполагал, что его впечатления после поездки в Акмолинскую область могут стать объектом обсуждения. Но следует признать: рассуждения о представителях степного края на примере Кунанбая Ускенбаева, султана Барака, слепой поэтессы Джазык, акынов-импровизаторов Орынбая и Жаная, простого казаха-проповедника Есена Райадилова - это не просто преклонение перед умом и талантом отдельных личностей, а явилось, видимо, попыткой целостного обобщения нравов и устоев степного общества, обычаев и традиций народа, имеющего глубокие исторические корни. «Несколько дней тому назад я был свидетелем столкновения между двумя враждующими партиями и с удивлением рукоплескал ораторам, которые никогда не слышали о Демосфене и Цицероне; а сегодня передо мной выступают поэты, не умеющие ни читать, ни писать, однако поражающие меня своими талантами. И это дикие варвары? И это народ, которому вовек предназначено быть только никчемными пастухами, лишенными всякого будущего?! О нет, воистину! Народ, который одарен Творцом такими способностями, не может остаться чуждым цивилизации... придет время, когда кочующий сегодня номад займет почетное место среди народов, которые смотрят на него сверху вниз...» /1.70/ - писал своему брату Адольф Янушкевич. И таких признательных строк у революционера - писателя встречается немало.

Сбылись пророческие слова. Быстро меняющимся обликом сегодняшней Республики Казахстан поражен весь мир. Мудрая казахская пословица гласит: «Глаза - боятся, руки - делают». Сегодняшние достижения Казахстана - творение рук народа, действовавшего наперекор сложившемуся в сильном мире мнению, что казахи - народ не способный на творческие озарения лишь потому, что они кочевники.

Еще в 1920 году Т.Седельников, избранный в свое время депутатом Российской Государственной Думы от Степного края, писал лидеру партии большевиков В.Ульянову - Ленину письмо следующего содержания. «Проводимые только что пришедшей к власти в России партией революционные преобразования, в Казахстане не имеют объективных реалий. Ибо новая партия, предлагая новоизменения, не может отойти от имперских амбиций прежней власти, что и не дает им учитывать объективные интересы и чаяния самого казахского народа». Так, в качестве одного из главных аргументов Седельников считал «теорию пацифизма», искусственно навязанную большевиками целому народу. Объясняя корни и истоки «царско-большевистско-казахского пацифизма», Седельников писал: «...киргизы (казахи - К.А.) обречены были заранее на чисто пассивную роль в мировой революции. Все хорошее и дурное в современной киргизской жизни сходится радикально к одному центральному узловому пункту - киргизскому пацифизму, как бытовому явлению с глубокими историческими корнями» / 2,88/. И, такой казахский пацифизм, по глубокому убеждению т.Седельникова, был именно выгоден большевикам, которые без какой-либо «генеральной репетиции», абсолютно уверенные в своей правоте, приступили к политико-экономическим, национальным, революционным преобразованиям в Казахстане. И, как показала практика, последствием необдуманных, поспешных решений, обналиченных голой теорией и красивыми лозунгами, стали насильственная коллективизация, социализация, освоение целины...

И только долгожданные Суверенитет и Независимость позволили казахстанскому народу совершить в кратчайшее время парад демонстрации новых идей и начинаний. Они касаются всех сфер жизнедеятельности человечества: от гарантии безопасности в международных отношениях, до диалога и доверия между континентами, конфессиями, всеми народами.

Определяя новую столицу, подчеркивая ее политическую и историческую значимость, Президент Казахстана Н.А.Назарбаев однажды сказал: «Если внимательно перечитать древних и новых исследователей, нетрудно убедиться, что акмолинские степи всегда были контактной территорией, где взаимодействовали разные этносы и культуры. На многочисленных караванных тропах располагались города, в которых процветали торговля и ремесла. Собственно говоря, это были очаги цивилизации, значительно опережающие свое время». Руководствуясь этими словами, автор данной статьи видит корни изречений Президента в тех исторических событиях, которые происходили на акмолинщине и в 30-80 годах XIX века.

Известно, что в это время Российская империя, расширяясь в глубь и ширь, стала создавать новые политические и социальные опоры государства. Что же касается Казахстана, то здесь необходимо было ликвидировать, прежде всего, политические институты, в том числе ханской власти. И тогда небезызвестный российский чиновник и реформатор М.М.Сперанский предложил свое видение политических изменений. То есть, путем открытия внешних и внутренних округов ликвидировать ханскую власть, и, таким образом, изолировать элитарную часть казахского общества от народа. Ибо сами российские чиновники предполагали, что не все ханы или же представители белой кости - абсолютные ретрограды или безвольные марионетки в руках новой власти. Степь располагала огромным количеством великолепных, думающих людей, подобных героям Янушкевича.

Об этом или о том, как отнесся казахский народ в лице своих лучших представителей к новообразованиям мы и решили озаглавить тему. Здесь интересно то, что именно представители аблаевской династии первыми в степи не воспринимали действия царского правительства, принимавшие насильственный характер. Их также не устраивали навязанные меры по искоренению института ханства, изолированию легитимно признанных лидеров правления. Напомним, что одним из межгосударственно признанных людей на ханскую должность в Среднем Жузе в 20-х годах XIX века был внук Абылай хана - Губайдулла Уалиханов, сын хана Уалия. Однако, по мере введения вышеуказанной окружной системы, он смог занять лишь должность старшего султана Кокшетауского округа. И тогда, не совсем четко обоснованные шаги самодержавного правительства, стали причиной неадекватных действий Губайдуллы Уалиханова, согласившегося однажды на должность старшего султана округа, затем, уже вникнув в содержание реформы, оказавшегося в стане своего дяди Кенесары, на Кургальджинских озерах. Задержанный однажды русскими отрядами на границе с Китаем. Возвращенный назад. Арестованный. И, наконец, сосланный вместе со своим сыном Болатом вглубь России, как человек, не внушающий политического доверия. Об этом, в некоторой степени, без каких-либо комментариев сообщает Шокан Уалиханов. «Дети Валихана - сообщает он - Абас и Губайдулла ездили на днях в Кульджу для отправления в Пекин, но цзянь-цзюнь объявил, что по смутным обстоятельствам этого сделать нельзя, и они возвратились обратно на сих днях» /3,346/. Какую цель преследовал Губайдулла, направляясь в Китай, можно лишь предполагать. Ибо, более расшифрованный анализ действий Губайдуллы содержится в письме - протесте султана Касыма генерал - губернатору Западной Сибири Капцевичу П.М. « Еще по наследству отца моего Аблая и брата Валия утвержден на ханство Губайдулла (курсив - К.А.) который ...насильственно захвачен с товарищем его Торайгыровым. Если он, Губайдулла, учинил для России какие-либо злодейские поступки, то о сем меня известить....Если Вы о поступке того родственника меня не известите, то мы найдем случай о сем просить и тогда на нас уж не гневайтесь /4,215/».

Итак, в августе 1825 года, судя по документам, начались волнения среди казахского населения в Акмолинских степях. Поводом для волнений стало введение окружной системы управления, аналогичной внутренней российской системе, с вытекающими отсюда последствиями. То есть степняки вовлекались в игру, правила которой исключительно важны были и нужны только Российской самодержавной власти. Таким образом, в 20-х годах XIX века Акмолинская степь становилась центром политических событий, разворачиваемых в Степной части Российской империи. В связи с этим генерал-губернатор Капцевич направляет строго тайное сообщение с указанием: узнать и доложить, насколько было добровольным со стороны Губайдуллы принятие им новой должности. Новое донесение от октября месяца 1826 года уже о том, что «часть старшин и султанов увлечена беспокойным Губайдуллою в дальние степи на озеро Коргалджан». Так, по своему воспринимая в начале XIX века суть колониальной политики царской России, Губайдулла и его близкие более активно стали напоминать правительству, что подобное вмешательство в жизнь казахов и есть причина поиска казахами «новых случаев» противостояния, нежели письма - протесты.

Продолжая тему Губайдуллы, нельзя не коснуться событий 80-х годов указанного столетия. В них уже фигурируют потомки Губайдуллы. Но они уже больше обеспокоены содержанием и последствиями переселенческой политикой царизма.

В 1890 году генерал - губернатором уже Степного края становится М.Таубе. Вскоре же после вступления в должность и после ревизии подведомственного им участка он сообщает на страницах печати о своем намерении «без вреда благосостоянию киргиз» переселить в Акмолинскую область в ближайшее время 400 тысяч крестьян из внутренних губерний России. По глубокому убеждению царского чиновника, эту цифру без каких-либо осложнений можно было довести до 800 тысяч человек.

Не будем вдаваться в то, коим образом новый губернатор находил новые методы размещения переселенцев на территории акмолинщины. На эту тему нами было опубликовано несколько работ. Скажем о другом. В то время аргументировано противостоял действиям Таубе человек по имени Султан Гази Вали хан . Ибо по свидетельству русского писателя Глеба Успенского «не такими благоприятными оказались намерения (Таубе - К.А.), которые, едва им было объявлено о переселении к ним русских крестьян, решили направить в Петербург депутацию и ходатайствовать - не переселять крестьян в киргизскую степь». И во главе недовольных находился Гази Вали хан, который предупреждал: «Если существовавший до сель порядок отбирания и захвата у киргиз земель продолжится еще немного...» то край лишится опоры в их лице. Это было не голословное заявление, а точка зрения общественного деятеля, предвидевшего глубокие политические последствия переселенческой политики, и экономиста, уже тогда заметившего пагубные последствия легкомысленного обращения с плодородной землей.

Напомним, что информацию о конфликте между генерал - губернатором и смелом его оппоненте султане Гази Вали хане мы обнаружили в статье русского писателя Глеба Успенского «Кочевники и русские переселенцы», опубликованной в 1891 году в газете «Русская мысль». Случайно. Другой же автор, также упоминавший имя Вали хана, был человек под псевдонимом Н.П.К. в журнале «Северный вестник». И, наконец, в наше время вышедшим на след Газия Валия хана стал математик Асхат Жумадильдаев. Последний интересовался тем, кто такой Султан Гази Вали хан , ставший героем статьи Н.П.К. и Глеба Успенского. Однажды, при устной беседе, уважаемому Асхату Жумадильдаеву мы ответили на интересовавший его вопрос.

Итак, Гази Вали хан - потомок знаменитого Абылай хана. Он - сын Болата. Болат же сын Губайдуллы. Губайдулла с сыном Болатом в ходе борьбы за политико-правовой статус своего народа оказались в городе Березово. Ссылка оказалась для них трагической. Они не вернулись на родину. На новом витке истории их начинания продолжил сын, внук. Также Валиханов. Он по-своему отстаивал интересы своего народа. Народа, имевшего свою славную историю, но из-за политических амбиций получивший на долгое время статус диких варваров, не имевших никакого вклада в мировую цивилизацию. И поплатившегося за это. В исторической литературе встречается имя султана Гази Вали хана. К сожалению, чаще в отрицательном плане. Мы уже обращались к этой теме. Высказывали свое мнение. Имена таких людей, как Гази Вали хан должны занять достойное место на страницах русско-казахской истории.

Возникновение Астаны, новой столицы Независимой республики, в эпицентре Евразии - это символ возрождения казахского народа на политической арене. Это символ силы и могущества народа, умеющего сплачиваться во имя будущего.

«Ваше превосходительство Президент Нурсултан Назарбаев, мир Вам, милости, блага от Аллаха» - так начинается послание на имя нашего Президента Короля Саудовской Аравии Фахд Бен Абдель Азиз Аль Сауда по случаю открытия в Астане Первого съезда лидеров мировых и традиционных религий в сентябре 2003 года - «Отрадно приветствовать Вас и Вашу инициативу по проведению этого мирового съезда, который проходит в то время, когда все нации и народы ищут мира, свободного от войн, конфликтов, нечисти и дискриминации, стремятся к совместному решению проблем человечества и установлению мира и безопасности» /5,30/.

«Президент Н.Назарбаев использовал уникальную ситуацию, почувствовал ее и безошибочно по времени сделал сильный ход, создав новую столицу Казахстана» - отмечает Заураб Церетели Президент Российской академии художеств /6,234/. Эта уникальность, на наш взгляд, есть вера в силу и могущество народа.

Астана - и сеть наглядное отражение этой уникальности.

Использованная литература

  1. Янушкевич А. Дневники и письма о путешествии в казахскую степь - Алма-Ата, 1972
  2. Седельников Т. О киргизской республике и киргизской бедноте (Письмо Ульянову - Ленину). Оренбург. 23 апреля 1920г. // «Мысль», 1993, №6
  3. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. - /О восстании в Кашгаре в 1825-1826гг.-Т.2, Алма-Ата, 1985/
  4. Протест султана Касыма Аблайханова генерал - губернатору Западной Сибири Капцевичу в связи с введением окружных приказов в Среднем Жузе // Казахско-русские отношения в XVIII - XIX веках (1771 - 1876 годы) Сб.док.и мат. Изд. «Наука» Алма-Ата, 1964
  5. См.: XXI век: Политики, духовные лидеры, интеллектуалы и бизнесмены мира о Н.А.Назарбаеве - Алматы, 2005
  6. XIX век. Указ. Лит-ра
Теги: Казахстан

Поделиться: