Э.Усубалиев: Повышение статуса Кыргызстана в центральноазиатской политике Китая

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Годы независимого развития Кыргызстана в полной мере показали неспособность руководства страны в составлении и реализации долгосрочной внешнеполитической стратегии по всем наиболее важным направлениям, как по отношению традиционных партнеров (Россия) и центральноазиатским государствам, так и в отношении других не менее важных мировых и региональных центров силы.
Э.Усубалиев: Повышение статуса Кыргызстана в центральноазиатской политике Китая

Годы независимого развития Кыргызстана в полной мере показали неспособность руководства страны в составлении и реализации долгосрочной внешнеполитической стратегии по всем наиболее важным направлениям, как по отношению традиционных партнеров (Россия) и центральноазиатским государствам, так и в отношении других не менее важных мировых и региональных центров силы. Автор осознает, что представленная статья может лишь частично восполнить потребность экспертного сообщества в идеях и рекомендациях, касающихся внешнеполитического планирования в Кыргызстане и выработки долгосрочных стратегий в этой области. Однако в попытке не только обобщить и дать оценку прошедшему периоду отношений между Кыргызстаном и КНР, но и внести определенный вклад в развитие внешнеполитического планирования, мы предлагаем ряд важных направлений сотрудничества, которые, по нашему мнению, могут иметь ключевое значение для дальнейшей реализации страны как самостоятельного и действительно активного актора в международной политике. При этом полагаем, что стержневой основой внешней политики Кыргызстана должно стать, в первую очередь, концептуальное видение собственной роли и места в региональной системе отношений. И в этом случае, географическая близость Китая, может стать важным компонентом, выстраиваемого внешнеполитического курса страны. Следует признать, что предыдущие попытки своего рода "позиционирования" Кыргызстана в мировой политике, а именно ряд "национальных проектов" в виде "островка демократии в Центральной Азии", "второй Швейцарии", "второй Японии", к числу которых также можно причислить концепцию "дипломатии Шелкового Пути", не принесли должных результатов, так и оставшись красивыми лозунгами, не подкрепленными реальными шагами. Главным аспектом, который следует учитывать руководству страны, в условиях стремительного развития ситуации в регионе и наличия множества проблем, особенно в сфере безопасности, является географическая близость с КНР и отсутствие на двустороннем уровне серьезных проблем и противоречий. Исследования показали, что интенсификация многоуровневых связей между Кыргызстаном и Китаем в ближайшее время будет только увеличиваться, соответственно, степень вовлечения Кыргызстана в сферу экономического и политического влияния КНР - неизбежный и неотвратимый процесс. Несмотря на попытки традиционных союзников, в частности России, вернуть Центральную Азию и Кыргызстан в орбиту своего влияния, можно с определенной долей уверенности говорить, что период после распада СССР и потери влияния России в регионе, в действительности, оказал куда более фундаментальное влияние на геополитическое пространство региона. Иными словами - время упущено, и процесс постепенной трансформации региона, в совершенно новые формы сотрудничества при особой роли Китая, по всей видимости, является необратимым. Сложившийся статус-кво в Центральной Азии играет на руку больше КНР, чем России: до тех пор, пока США будут сохранять свое присутствие в регионе, Китай и Россия будут поддерживать высокий уровень сотрудничества и координации в Евразии. Но в то время как РФ продолжает настаивать на том, что экономические проекты и интеграция в рамках ШОС дело отдаленного будущего и концентрирует свое внимание на развитии военно-политического компонента, в совокупности с инициативами в энергетической сфере, Китай продолжает экономическое освоение региона. И как показывает время, ничто ему в этом не мешает. В этой ситуации, Кыргызстан, признавая внешне приверженность российскому вектору политики в Центральной Азии, на деле будет постепенно уходить в сферу фактического влияния Китая. Иными словами, проблема среднесрочного характера для руководства Кыргызстана будет заключаться в том, как на бесконфликтной основе, совмещать два вектора своей политики - российский (исторически сложившийся и диктуемой языковой и культурной близостью народов) и китайский (фактически отражающий реалии современности). Сохранение этих двух направлений во внешней политике Кыргызстана будет сохраняться и впредь, в силу еще прочной привязки правящих групп в руководстве страны к России. Постепенная смена поколений во власти - процесс продолжительный, но также необратимый, в условиях растущего экономического и политического потенциала Китая. Соответственно, основными направлениями разрабатываемых внешнеполитических подходов в отношении Китая, по нашему мнению, должны стать - укрепление партнерских двусторонних отношений и, поддержка региональных инициатив КНР, в особенности в рамках ШОС и других международных организаций. В этой связи, перед Кыргызстаном встает важная задача - достижение негласного статуса "особого партнера" КНР в Центральной Азии и выстраивание "особых отношений", основанных на общности интересов в регионе - экономическое развитие и безопасность. Есть несколько факторов, которые влияют на выдвижение этого тезиса, пусть и дискуссионного, как с точки зрения исторически сложившейся практики государства, так и международных обязательств с другими странами в современный период, но все же вполне реалистичного. Не последнюю роль в этом играет и политика крупных мировых и региональных держав, так и отдельных стран Центральной Азии. Не затрагивая детально особенности политики других стран в отношении Кыргызстана, важно отметить, что в действительности, страна находится в окружении государств внешне декларирующих добрососедские отношения, но по сути выступающих с позиций силы и откровенного давления, в то время как крупные региональные державы не проявляют особого интереса к судьбе Кыргызстана. Складывается парадоксальная ситуация - страна расположенная на пересечении региональных интересов не получает выгод от своего геополитического положения. В этом случае, сама атмосфера регионального сотрудничества в Центральной Азии диктует Кыргызстану выход из сложившейся ситуации. Политика Китая в Центральной Азии, говоря о ее восприятии в странах бывшего СССР, вызывает неоднозначную и порой противоречивую реакцию. С одной стороны, многие страны понимают значимость Китая в региональной и мировой политике и признают за ним особую, растущую роль важного фактора влияния. С другой, продолжают видеть в нем, пусть и не идеологического соперника, как в период СССР, то по крайней мерее внешнего игрока на "центральноазиатском поле", определяя его как потенциальную угрозу, всячески подпитывая известные опасения о "китайской угрозе". Какими бы ни были - мнимыми или реалистичными эти идеи, для Кыргызстана важно занять позицию, которая бы позволяла оценивать и представлять политику Китая в регионе более взвешенно, трезво и реалистично. Учитывая тот факт, что на двустороннем уровне между странами нет никаких проблем и противоречий, отношения между малой страной - Кыргызстаном и крупной мировой державой - Китаем, могут стать показательным примером справедливого отношения в духе принципов взаимоуважения и добрососедства. В интересах Кыргызстана могло бы стать развитие сотрудничества с КНР по подкреплению и всяческому содействию положительного имиджа Китая в Центральной Азии, а также недопущения разворачивания открытого соперничества между Россией и КНР в регионе. Не секрет, что многие аналитики предрекают в скором времени осложнение партнерских отношений между Россией и КНР в Центральной Азии. В этой связи, всемерное содействие миру и стабильности в регионе, может стать важной задачей для Кыргызстана. На территории страны и так находятся военные базы в прошлом двух непримиримых идеологических соперников - России и США. Вовлечение Китая в открытое соперничество в регионе, не отвечает интересам как самого Кыргызстана, так и остальных стран Центральной Азии. В большей степени невыгодным для Кыргызстана может стать развитие такой ситуации, когда это соперничество будет проходить непосредственно по территории страны. Неприемлем также и возврат к блоковому противостоянию в Центральной Азии. Первые признаки ухудшения внешнеполитического окружения Кыргызстана проявляются в том, что в последнее время все чаще публикуются доклады и рекомендации экспертов на тему пагубности многовекторной политики Кыргызстана. Настойчиво звучат призывы к "определению основного партнера" во внешнеполитических ориентирах. В этой ситуации, Кыргызстан наоборот должен всячески укреплять разносторонние связи с другими странами, в том числе и региональными центрами силы. Выдвижение тезиса о повышении ответственности Китая в Центральной Азии, в условиях его растущего влияния в регионе, может получить более реалистичное выражение, если вместо традиционного для стран Центральной Азии "арбитра" - России, эту роль станет выполнять Китай. В большей степени это может быть выгодно Кыргызстану, ввиду того, что страна имеет множество нерешенных проблем в области границ с сопредельными Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. И если в случае с Таджикистаном, речь идет о равных по своему потенциалу странах и кыргызско-таджикский диалог действительно имеет все перспективы для разрешения многих проблем на принципах компромисса и взаимовыгодных решений. То в отношении с Казахстаном и Узбекистаном наблюдается явное нежелание учитывать мнение Кыргызстана и отношения выстраиваются с позиции силы. Россия, имея большие возможности в рамках СНГ, ОДКБ все же не смогла сыграть центральную роль в решении многих региональных проблем - торговые отношения, пограничное урегулирование и водно-энергетические вопросы. И если учитывать, что Центральная Азия сейчас находится между двумя центрами силы - КНР и Россия, то нежелание повышать ответственность в зоне своих исключительных интересов одной страны, вполне естественно может быть восполнено возможностями другой державы. Безусловно, здесь приходится принимать во внимание отстраненность КНР от многих проблем, в том числе и политического характера, а также, возможно, нежелание осложнять отношения с Россией. Но все же, возможность более активного участия Китая в региональных делах, может стать переломным моментом в расстановке сил в Центральной Азии. Готовность Кыргызстана к трансформации политического пространства Центральной Азии должна выражаться в том, что наряду с традиционным арбитром региональных отношений - Россией, государство должно всерьез прорабатывать возможность привлечения КНР для содействия решению проблем, возникающих между странами региона и Кыргызстаном. Это особенно актуально, учитывая то, что для Кыргызстана первоочередной целью является сохранение суверенитета в рамках существующих границ, укрепление внутренней стабильности, развитие многовекторного сотрудничества и получение гарантий независимости и целостности со стороны международных (региональных) систем безопасности, либо отдельных центров силы в международных отношениях. Экономическая целесообразность и заинтересованность Кыргызстана в привлечении инвестиций и участии в крупных региональных проектах под эгидой КНР также становится очевидной, особенно в свете тяжелого экономического положения в стране. И здесь играет не только фактор географической близости Китая и фактической привязки мелкого и среднего бизнеса к китайской экономике. В отличие от России, Китай имеет четкую стратегию экономического и политического развития, которая получила выражение в концепции "Гармоничного общества". И модель отношений, основанная на взаимной экономической выгоде без обязательной привязки к политическим или идеологическим вопросам более привлекательна не только для Кыргызстана, но и для стран Центральной Азии. Китай воспринимается странами региона как один из самых надежных партнеров в деле обеспечения политической безопасности стран Центральной Азии. В отличие от приоритетов, обозначенных западными партнерами, страны региона находят в принципах политического курса Китая больше совпадений с собственными интересами. Китай действует как сторонник укрепления комплексной стабильности в Центральной Азии, а также продвижения региональной экономической интеграции, осуществление которой сталкивается со скептицизмом западных наблюдателей, а также отчасти России. Таким образом, рассматривая вопросы потенциала сотрудничества между Кыргызстаном и КНР, а также поиска новых форм взаимодействия в системе региональных отношений в Центральной Азии, можно прийти к целому ряду выводов концептуального характера. Кыргызско-китайское сотрудничество находится на высоком уровне и отличается стабильностью и отсутствием крупных проблем и противоречий. В действительности, из всех стран, граничащих с Кыргызстаном, а также из числа традиционных партнеров, только кыргызско-китайские отношения могут демонстрировать пример истинного добрососедства и взаимопонимания. И реализация позитивного потенциала сотрудничества между двумя странами не должно основываться на пассивной позиции в отношении тех возможностей, которые предоставляет Китай. Учитывая совпадение интересов двух стран в регионе - экономическое развитие и безопасность, Кыргызстану следует самому выдвигать инициативы долгосрочного, концептуального характера: 1. Содействие позитивному имиджу политики КНР в Центральной Азии; 2. Выдвижение инициатив, направленных на повышение ответственности КНР в региональных отношениях - вовлечение Китая в качестве арбитра в решении проблем Центральной Азии в области безопасности, экономики и др. Существует и региональное измерение кыргызско-китайского сотрудничества. Отчасти, те задачи, которые ставятся нами перед Кыргызстаном в двустороннем формате, могут более эффективно реализовываться в рамках ШОС. Главная и естественная причина Кыргызстана идти на углубление сотрудничества в рамках ШОС заключается в том, что формат многосторонних отношений с участием региональных держав - России и Китая, в условиях сложных отношений со странами Центральной Азии, дает надежду на равноправное участие и справедливое отношение во многих жизненно важных региональных проектах в транспортной, энергетической, банковской и других сферах. Немаловажным направлением сотрудничества с Китаем в рамках ШОС, является и противодействие общим угрозам - терроризму, сепаратизму и трансграничной преступности. Все это, в совокупности с возможными экономическими и др. проектами, создает для Кыргызстана условия по обеспечению внутренней политической стабильности и дает перспективы для экономического роста страны. Между тем, по нашему мнению, равноправное участие и справедливое отношение, должны стать ключевыми задачами во внешней политике Кыргызстана как в регионе Центральной Азии, так и в рамках всего пространства ШОС. Ранее мы уже говорили, что добрососедские отношения между странами региона являются не более чем декларативным заявлением, в действительности же отношения в регионе построены по принципу - кто сильнее тот и прав. В этой связи, гарантии справедливого отношения со стороны России и Китая жизненно необходимы Кыргызстану. Развивая тезис о грядущей конкуренции и соперничестве между Россией и Китаем в Центральной Азии, мы должны четко обозначить ту линию возможного столкновения интересов этих держав. И Россия и Китай просчитывают свою политику исключительно в региональных рамках, подходя к странам Центральной Азии как к потенциально единому политическому и экономическому пространству, хотя и выделяют из общего числа приоритетные страны. Однако следует также учитывать, что Кыргызстан все же является важным "пунктом" их региональной политики благодаря присутствию вооруженных сил США. Но этот фактор, хотя и оказывает влияние на международные отношения на евразийском пространстве, не зависит от воли самого Кыргызстана. Неоднократные попытки руководства страны поставить вопрос о выводе военной базы США, так и не вышли в практическую плоскость. И на наш взгляд, эта проблема отсутствия, как политической воли Кыргызстана, так и соответствующих гарантий Китая и России. К примеру, несмотря на ожидание общественности, решения прошедшего в августе 2007 г. в Бишкеке саммита ШОС, не содержали открытой антиамериканской направленности, в сравнении с итогами аналогичной встречи стран-участниц организации в июле 2005 г. в Астане. Между тем, главная линия возможного соперничества заложена в самих подходах в региональной политике этих стран, что находит прямое выражение в деятельности ШОС. Китай полагает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны распределяться в равной степени и в ближайшей перспективе, экономическая стратегия может занять ведущее место в деятельности организации. В свою очередь, Россия настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Россия и Китай так же различно видят возможности экономической интеграции в рамках пространства ШОС. Так, российские эксперты, ссылаясь на мировой опыт, считают, что интеграция в зоне ШОС - это более отдаленная задача и в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между 2 или 3 странами с сопоставимыми экономиками. Китайские представители, наоборот, утверждают, что создание единого интеграционного пространства в рамках стран - участниц ШОС в ближайшее время возможно и желательно . В этих условиях, основной ориентир, которого придерживается Кыргызстан, выглядит также двойственно - страна нуждается как в обеспечении и укреплении своей безопасности, так и в притоке иностранных инвестиций и участии в многосторонних экономических, транспортных и энергетических проектах. Если в период обострения обстановки на границах и роста религиозного экстремизма и терроризма (1999-2000 гг.) Кыргызстан особенно остро нуждался в гарантиях безопасности, то сейчас, после относительной стабилизации обстановки в регионе и в самом Кыргызстане после событий 24 марта 2005 г., руководство республики больший приоритет отдает развитию экономического измерения сотрудничества и его продвижения во внешней политике. Уже в 2006 г. Кыргызстан, в рамках Делового совета ШОС, определил стратегические направления сотрудничества - развитие партнерства со странами-участницами Делового совета на двустороннем уровне, взаимодействие в рамках крупных проектов, представленных несколькими сторонами, и реализация проектов, актуальных для всего пространства ШОС, в транспортной, энергетической, банковской и некоторых других отраслях, а также унификация законодательств, ликвидация барьеров в торгово-экономической сфере . Кыргызстан также крайне заинтересован в строительстве железной дороги, связывающей Китай, Центральную Азию, Россию и Европу. Перспективы стать одним из важных транзитных участков этой дороги вот уже на протяжении ряда лет является предметом обсуждения между странами на различных уровнях. Нельзя также и обойти возможность строительства газопровода из Туркменистана в Китай, один из предполагаемых маршрутов которого может проходить через территорию Кыргызстана. Все это указывает на то, что экономический вектор сотрудничества с Китаем, а именно участие Кыргызстана в крупных региональных проектах, может дать большой скачек в развитии страны и это весьма отчетливо осознается в Бишкеке. Кроме этого, политика Китая в отношении Кыргызстана выглядят деликатной и осторожной и это не может не отмечаться в среде руководящих лиц страны. Подчеркнутая дистанция от вмешательства в политику страны и упор на достижение комплексной стабильности региона через развитие экономики, для Кыргызстана постепенно становиться более притягательной моделью построения отношений. И Китай, в глазах руководства Кыргызстана, выглядит намного предпочтительнее, чем скажем западные страны, традиционно связывающие экономическое содействие с проблемами прав человека и общим уровнем демократических реформ. Учитывая то обстоятельство, что на всем пространстве СНГ, на фоне развития парламентаризма, отмечаются тенденции к усилению государственного контроля, есть все основания полагать, что экономические инициативы Китая и его стратегия в целом имеет большие перспективы. Основной вывод для Кыргызстана в сложившейся ситуации - не допускать ухудшения отношений с двумя основными центрами силами Евразии - Россией и Китаем, переводя возможное столкновение интересов этих держав в Кыргызстане на почву многосторонних отношений в рамках ШОС. Кыргызстан как малая страна региона не может позволить себе ухудшение отношений с Россией, пусть и в угоду экономических перспектив. В этой связи, исключение любых форм постановки вопроса о выборе главного союзника и партнера, между Россией и Китаем, равно как и попыток играть на противоречиях этих держав, является жизненно важной задачей внешнеполитического курса Кыргызстана в долгосрочной перспективе. При этом, активизация деятельности и участие в многосторонних проектах Шанхайской Организации Сотрудничества, не только может позволить Кыргызстану решать насущные проблемы безопасности и целостности страны, его экономического развития, но и может стать единственным способом минимизации последствий неизбежного усиления влияния КНР в Центральной Азии, в условиях обязательств перед своими традиционными союзниками, обеспечив тем самым, более "плавный" и постепенный переход в китайскую сферу влияния. Усубалиев Э.Е. к.и.н., ИСАП КРСУ

Время Востока

Поделиться: