Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Баасандулам Хулег: Последствия нелегальной миграции в России.

29.12.2008

Автор:

Теги:
 

На сегодняшний день из всех государств-участников СНГ Россия является крупнейшим импортером рабочей силы. По числу зарегистрированных мигрантов (12 млн человек) Россия  занимает второе место в мире после США.[1]

Проблема дефицита трудовых ресурсов ощущалась в России весьма часто. Однако в настоящее время из-за стратегических ошибок, допущенных в процессе реформирования экономики страны ухудшились внутренние миграционные процессы. Например, на Востоке и Севере России оголились значительные пространства.

Незаконная миграция является в значительной своей части особой формой международной трудовой миграции, так как движущим мотивом незаконных нелегальных мигрантов является, как правило, незаконное трудоусторойство в стране назначения. [2]

Нелегальная миграция -это целеустремленное явление. Именно субьективный фактор / стремление нелегально пересечь границу для осуществления незаконной нелегальной или преступной экономической деятельности/ определяет сущность незаконной миграции.[3]

 

 

Почему возникает интерес к неформальному сектору?

 

Нелегальное трудоустройство- это трудоустройство без трудового контракта, без получения соответствующих разрешений. Мигранты часто избегают официальных процедур регистрации и получения разрешения из- за бюрократизованности.

Рабодатели же, тоже заинтересованы в неформальном найме иностранной рабочей силы, так как это обеспечивает им конкурентоспособность благодаря заниженным издержкам на оплату труда и эксплуатации незаконно работающих.

С одной стороны, это может быть выгодным, так как от присутствия нелегальных трудовых мигрантов себестоимость продукта станет дешевле и соответственно с этим и цены на потребительском рынке станут ниже, но с другой стороны происходит сверхэксплуатация незаконно работающих и ущемляются их человеческие права.

 

 

Почему Россия стала основным иммиграционным центром на пост советском пространстве?

 

Из всех государств- участников СНГ, Россия является в настоящее время крупнейшим импортером рабочей силы. Это связано с демографическими проблемами: население России ускоренно стареет. По мнению демографов всего через несколько лет может возникнуть ситуация когда на одного работающего будет приходиться по четыре неработающих человека. [4]

Теневой спрос российских предпринимателей на дешевую рабочую силу мигрантов, а также несовершенство законодательства Российской Федерации способствуют иммиграции в Российскую Федерацию граждан из различных стран мира.  В Россию устремились миллионы бывших советских граждан, вынужденных по тем или иным причинам покинуть места своего проживания.

 

Причины миграции

 

Негативные социальные явления, порожденные системным экономическим кризисом. Образование на территории России после распада СССР значительного количества национальных диаспор из сопредельных с Россией государств, которые осуществляют вербовку желающих иммигрировать в Россию. Создание каналов и необходимой инфраструктуры для обеспечения нелегального проникновения мигрантов в Россию.

Усиление после распада СССР негативных тенденций в экономиках некоторых сопредельных с Россией государств, в результате которых уровень жизни населения этих стран упал ниже среднестатистического уровня жизни граждан России, а степень их трудовой занятости оказалась крайне низкой, что породило легальную и нелегальную иммиграцию в Россию.

Высокая плотность населения в государствах Средней Азии, что порождает миграцию избыточной рабочей силы в Россию. Высокая степень коррумпированности сотрудников органов внутренних дел и других государственных органов, призванных регулировать и контролировать миграционные процессы в России, а также предупреждать нелегальную иммиграцию иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Поскольку незаконная миграция не поддается учету, то и количество нелегальных мигрантов и криминальных иммигрантов для официальной статистики остается неясной. Это связанно с неполноценностью регистрации мигрантов из стран СНГ. В основном, в России работают нелегальные мигранты из таких стран, как Азербайджан, Армения, Грузия, стран Средней Азии: Казакстан, Киргизстан, Украина, Молдова, Белоруссия и страны дальнего зарубежья: Китай, Вьетнам, Курдистан, Афганистан, Ирак, Индия, Пакистан, Бангладеш и др.

Иногда этническая солидарность и привычная вера в неформальные отношения, характерная для постсоветской ментальности, используются как защитный механизм в условиях «дикого рынка». Примером могут служить армянские сообщества, традиционно имеющие сильную диаспору: армяне реже попадают в трудные ситуации, чем, например, таджики, этнический ресурс которых намного слабее.

 

 

Факторы нелегальной миграции

 

Основные факторы нелегальной миграции имеют социально- экономический и геополитический контекст. Социально- экономические причины связаны с ситуацией в сфере занятости, широким распространением теневых отношений в экономических и неэкономических сферах общества. Теневая экономика, которая включает в себя неформальный, латентный и криминальный сектора предъявляет все возрастающий спрос на незаконных мигрантов.

 

Стимуляторы притока нелегельных мигрантов

1) отсутсвие полноценной пограничной инфраструктуры  

2) слабый контроль отдельных участков российской границы

3) практическая открытость границ между государствами странами СНГ особенно на центрально- азатском направлении

 

Последствия нелегальной миграции

Нелегальная миграция оказывает

1) противоречивое влияние на сферу занятости населения

2) большое количество мигрантов из- за рубежа оказываются вне зоны правового урегулирования

3) экономические потери государства от незаконных мигрантов из- за недополучения бюджетом платы за использование иностранной рабочей силы

4) уклонения от уплаты налогов

5) торможение производительности труда и повышения эффективности роста производительности труда российских граждан

Каналы информации и трудоустройства: господство неофициальных структур

Как получение информации о возможностях миграции и работы в России, так и трудоустройство мигрантов почти полностью обеспечиваются неофициальным, теневым или чисто криминальным путем. Лишь незначительная часть получают такую информацию официальным порядком. Это объясняется слабостью официальных структур, регулирующих трудовую миграцию, - отсутствием надежных государственных или легальных частных информационных служб, осуществляющих подбор работы, юридическое сопровождение и т. д.

Сферы занятости мигрантов и реструктуризация российского рынка труда

Анализ основных сфер занятости мигрантов в России (см. табл.) свидетельствует о том, что российский рынок мигрантского труда структурируется так же, как рынки других принимающих стран. В России идет процесс формирования характерного для таких стран разделения труда между местными и приезжими работниками. Основой такого разделения труда является процесс национальной сегрегации работников. Довольно четко выражена и гендерная специфика, т. е. «мужские» и «женские» сферы занятости. К первым относятся в первую очередь строительство, тяжелый труд в промышленности, на транспорте, в коммунальном и сельском хозяйстве. Ко вторым - торговля, сфера общественных и домашних услуг, индустрия досуга и развлечений, секс-занятость.

Сегодня в Москве за мигрантами «зарезервированы» строительные работы, торговля на уличных и крытых вещевых и продуктовых рынках, работы по ремонту офисов и квартир, уборка дворов, домов, офисов, мойка стекол, дорожные работы, мойка автомобилей, автосервис, придорожный сервис на пригородных шоссе, услуги в сфере развлечений, включая секс-услуги. К работам, где часто можно встретить мигрантов, относятся также курьерские, рекламные, маркетинговые и т. п. услуги, оплачиваемые, как правило, сдельно и требующие от работника большого напряжения сил. В некоторых из этих сфер мигранты уже составляют абсолютное большинство работников.

 

Если на западных рынках труда мигрантские сегменты сформировались несколько десятилетий назад, то в России такое разделение труда только формируется. Это происходит по-разному в разных регионах - в зависимости от структуры местной экономики или социальных особенностей региона. Так, в Москве и других крупных городах складывается новый сектор рынка труда - сектор домашних услуг, ориентированный на спрос богатых людей, включая верхушку нарождающегося среднего класса. Новые модели ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, ухода за стариками, характерные для этого слоя населения, предполагают услуги домработниц, нянь, сиделок и т. п. В Германии домработницами, сиделками и няньками приезжают в большинстве случаев женщины из восточноевропейских стран, а именно из Польши Румынии и Чехии. На домашнем труде из-за его «приватности», непрестижности, незащищенности, низкой оплаты традиционно лежит печать второсортности - именно поэтому соответствующий сектор быстро превращается в нишу мигрантской занятости, привлекая большое число женщин-мигрантов из Украины, Белоруссии, Молдавии. В Гон- Конге женщины мигранты из Филлипины работают в сфере домашних услуг.

Эксплуатация труда нелегальных мигрантов и теневая экономика

Наличие тесной связи между теневой экономикой и нелегальной трудовой миграцией бесспорно. Однако механизмы их взаимовлияния сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, теневая экономика провоцирует нелегальную миграцию, предъявляя спрос именно на неформальный, дешевый и незащищенный труд мигрантов, поощряя их отказ от легализации своего статуса. С другой стороны, наличие большого числа нелегальных мигрантов в стране, для которых недоступна официальная занятость, стимулирует развитие и процветание теневого сектора, предоставляя работодателям постоянно пополняемый резервуар дешевого труда.[5]

 

Наблюдаются негативные явления по отношению к мигрантам. Жесткий контроль работодателя над работником может осуществляться различными способами. Самыми распространенными из них является изъятие документов, ограничение свободы передвижения, задержки зарплаты. Нелегальные мигранты часто становятся обьектами коррупционного вымогательства.Мне запомнился случай на границе, где многие мигранты уезжали на новогдние праздники и стояла огромная очередь. Пришли пятеро русских военных, которые тоже уезжали куда-то, но их сразу же пропустили вперед, а некоторые люди даже отвернулись, чтобы не показывать им свое лицо, опасаясь от проблем с военными. В Германии все должны равноправно стоять в очереди, нет таких привилегий по отношению к местным со стороны мигрантов.

В России сформировался целый рынок нелегальных услуг в сфере миграции: незаконный ввоз мигрантов и их трудоустройство, подделка виз и миграционных карт. Недобросовестные предприниматели, действующие в российской экономике, имеют практически неограниченные возможности манипулирования как самими нелегальными работниками, так и полученными незаконными сверхприбылями.

Как пишет Мария Яновская, мигранты в России вынуждены выживать, как могут и как умеют. Если мигрант нашел работу и нормального работодателя - значит, ему сильно повезло. Не нашел - крутись как знаешь. Идти в милицию нельзя: даже легального мигранта всегда найдется за что оштрафовать (известны случаи, когда штраф оформляли за «нецензурную брань в присутствии представителей органов охраны правопорядка») и депортировать. Уезжать домой мигранту тоже нельзя - там работу не найти точно, и вернувшись, он обрекает себя и свою семью на голод и нищету. Лишая мигрантов права нормально легализоваться и работать, российские власти могут «выдавить» людей в нелегальный сектор, но не смогут заставить их уехать из России.[6]

 

 

Как бороться с нелегальной миграцией?

 

Борьба с нелегальной миграцией в настоящее время официально признана одним из приоритетов деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.

Экс- президент Российской Федерации Владимир Путин призвал ужесточить меры борьбы с нелегалами. "За последние годы проблема незаконной миграции перешла в России в разряд наиболее актуальных, - сказал экс-президент, Россия нуждается в притоке трудовых ресурсов, но только там и тогда, где это нужно в стране. Должен быть поставлен жесткий заслон на пути тех, кто нарушает закон и действует в сфере теневого бизнеса". Экс президент считает, что вред государству наносит не только сам факт незаконной миграции, но и ее косвенные следствия. "И сами мигранты нередко оказываются в бесправном положении и нуждаются в защите - как в сфере отношений с работодателями, так и в связи с произволом чиновников, что, в свою очередь, становится питательной средой для правонарушений, ухудшает криминальную обстановку в отдельных регионах", - подчеркнул Владимир Путин.[7]

Инфраструктура миграции в России развита слабо, но уже начинает развиваться, прежде всего в Москве. Необходимо целенаправленное формирование такой инфраструктуры, которая пользовалась бы к тому же доверием граждан и мигрантов. Пока же теневые и неформальные отношения зачастую работают эффективнее, чем официальные институты трудовой миграции. [8]

Для борьбы с нелегальной миграцией необходимы:

Совершенствование законодательной базы регулирования миграционных процессов

Организация эффективного пограничного и иммиграционного контроля

Разработка механизмов депортации нелегальных мигрантов

Международное сотрудничество в вопросе о нелегальных мигрантах

 

 

Образование новых независимых государств на территории бывшего СССР и наличие прозрачных границ между ними, недостатки в миграционном законодательстве и несовершенство институциональной системы создали благоприятные условия для нелегального пребывания и занятости на территории Российской Федерации.

Процессы нелегальной миграции в России носят глобальный характер. России придется иметь дело с нелегальной миграцией многие десятилетия. Проблема нелегальной миграции связана с положением на рынке труда, процессами в сфере теневой экономики, криминальностью отдельных сфер бизнеса, задачей обеспечения национальной безопасности и проблемами соблюдения защиты прав мигрантов.



[1] http://www.rosbaltmsk.ru/print/601396.html

 

[2] Ивахнюк. И. В. Противодействие незаконной миграции: экономический подход. Москва. 2006. С. 92.

[3] Жуков. Л.А. Криминологическая характеристика современной миграционной ситуациив России. Москва. 2006.С.76

[4] Соколов.С.В. Ванин. А.Б. О состоянии и некоторых проблемах борьбы МВД государств участников СНГ с незаконной миграцией. Ростов на Дону. 2003. С.19.

[5] Ненаблюдаемая экономика: попытка количественных измерений / Под ред. А. Е. Суринова. М.: Финстатинформ, 2003. С. 44.

[6] http://www.ferghana.ru/article.php?id=5996

[7] http://www.ferghana.ru/article.php?id=2502

[8] Елене Тюрюканова. Трудовая миграция в России. http://www.strana-oz.ru/?article=901&numid=19

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение