Тигран Манасян: Поможет или навредит кризис Армении?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Каждый день в новостных порталах нас пугают падающими диаграммами, означающими осложнения в мировой экономической системе, банкротством крупнейших мировых корпораций, крахом на фондовых биржах, исчезновением банков вместе с имеющимся капиталом, но что самое неприятное, все популярнее становится мнение экономистов о продолжении подобной ситуации, как минимум на весь следующий год. Как утверждают специалисты, закончилась первая фаза кризиса: место финансового занял кризис экономический. В США, где и берет начало вышеупомянутый кризис, ситуация крайне сложная, т.к. на пороге банкротства уже стоят крупнейшие автомобильные концерны и правительство пока не может оказать им помощь.
Тигран Манасян: Поможет или навредит кризис Армении?

Каждый день в новостных порталах нас пугают падающими диаграммами, означающими осложнения в мировой экономической системе, банкротством крупнейших мировых корпораций, крахом на фондовых биржах, исчезновением банков вместе с имеющимся капиталом, но что самое неприятное, все популярнее становится мнение экономистов о продолжении подобной ситуации, как минимум на весь следующий год. Как утверждают специалисты, закончилась первая фаза кризиса: место финансового занял кризис экономический. В США, где и берет начало вышеупомянутый кризис, ситуация крайне сложная, т.к. на пороге банкротства уже стоят крупнейшие автомобильные концерны и правительство пока не может оказать им помощь.

Все без исключения страны почувствовали на себе отрицательное влияние совершенно нового для человечества кризиса. В странах СНГ (в частности, в РФ и Казахстане) практически повсеместно СМИ трубят тревогу и предсказывают незавидное будущее для своих стран. Однако есть и такие страны, которым кризис еще не нанес сколь-нибудь серьезного вреда. Такой страной является республика Армения. Естественно, что она не оказалась в полной изоляции от негативных последствий финансового кризиса, однако ее потери оцениваются сегодня как минимальные, не несущие серьезных разногласий в обществе. Некоторые экономисты, в том числе и премьер-министр РА, высказывают мнение, что в условиях мирового спада республике удастся сохранить запланированные темпы экономического роста и низкую инфляцию. Обосновывают они эту точку зрения тем, что США вскоре стабилизируются, что повлечет за собой всеобщее экономическое оздоровление, в том числе для Армении.

По оценке президента РА С. Саргсяна Армения сумела преодолеть первый удар без серьезных последствий. В качестве основной причины глава государства считает правильную работу банков республики [1] . Первопричина кризиса как в США, так и во всем мире - недоверие среди частных компаний: сделки не совершаются, ходят слухи, что та или иная компания вскоре обанкротится (причем в действительности зачастую подобного рода ложные слухи могут нанести непоправимый вред экономике государства). Именно недоверие регистрирует на рынках падение.

В РА, по словам премьера Тиграна Саргсяна, «доверие к банкам не упало». Подобная положительная тенденция сложилась во многом благодаря низкому уровню интеграции Армении в мировые экономические структуры, поэтому отрицательные тенденции на мировом рынке не влияют сильно на экономику республики. Более того, в Армении в прошлом месяце открылись еще две крупные компании: горнодобывающая («Гегамет») и страховая («Юниресо»), на церемонии открытия которых присутствовал премьер, в основном для успокоения и обнадеживания населения ввиду возможной паники. Фактически «осуществление обоих проектов способствует росту иммунитета Армении и свидетельствует о стабильности и доверии нашей экономики», сказал председатель правительства.

В республике Армения по данным государственной статистической службы экономический рост в январе - октябре 2008 г. составил 9,2 % по сравнению соответственно с январем - октябрем 2007. Сравнивая ситуацию, в которой оказалась РА и соседние две южно-кавказские республики, можно наблюдать невиданные доселе результаты. В Грузии положение нельзя было назвать даже стабильным вследствие августовских событий, которые принесли экономике страны огромную диспропорцию. Вследствие кризиса финансового эта диспропорция еще больше усугубилась. Упали темпы роста ВВП республики: 12,4 % - 2007 г. по сравнению с 3,5 % в 2008 г. Причины следует искать из-за потери инвестиционной привлекательности и из-за военных действий. Итог - катастрофическое положение в республике.

В другой республике - в Азербайджане - также прибавилось проблем. Несмотря на заверения главы Всемирного банка о благополучном выходе страны из стагнации, существуют некоторые неутешительные факты. Во-первых, в республику стало поступать меньше нефтедолларов, на которых базировался азербайджанский экономический скачок. Снижение цены на нефть на $ 10 означает потерю для экономики за год до $ 2 млрд. Однако в современных условиях, когда цена на черное золото упала более чем на $ 100, экономика республики понесет убытки не менее, чем в $ 20 млрд. в год. Опасность еще и в том, что в бюджете на 2009 г. нефть - на отметке $ 70, а в данный момент цена нефти на международном рынке не превышает отметку $ 47. Во-вторых, из-за того, что банки не выдают кредитов - падает общая покупательная способность. Кроме того, прекращается деятельность предприятий, замораживаются определенные проекты, и растет безработица.

В республике Армения в 2009 г., как прогнозируется сегодня, напротив, уровень безработицы практически не изменится. Премьер Саргсян называл цифру увеличения безработицы лишь на один процент [2] . Это весьма завидный прогноз, учитывая, что во времена мировых экономических катаклизмов этот показатель достигал 20-30%. Особенность РА еще и в том, что Ереван старался всячески укреплять связи банков республики с международными организациями. Только за последние месяцы были заключены договора на долгосрочные проекты в размере $ 266 млн., что является очень хорошим знаком для экономики республики в целом, поскольку, как уже было сказано, долгосрочные проекты рискнут ввести в оборот только уверенные в завтрашнем дне предприятия.

В целом же высокий уровень ликвидности, в котором пребывает республика сегодня, также приводит к стабильности и способности нейтрализовать целый ряд рисков. В некоторых банках даже произошло увеличение уставного капитала и вкладов физических лиц.

Подобные тенденции, конечно, не могут не радовать, однако сегодня правительство РА должно взять под особый контроль ситуацию в экономике (особенно в частном бизнесе), т.к. уже появляются первые примеры сокращений зарплат и работников. Это еще не приобрело массового характера, однако скорее всего данная тенденция продолжится в будущем. Для республики это было бы очень болезненно. Во избежание этого государство ведет постоянные переговоры по минимизации возможных сокращений рабочих мест среди предприятий горнодобывающей промышленности, т.к. именно этот сектор является наиболее важным для экономики РА. Действия правительства уже дали определенные плоды: к примеру, благодаря ноябрьским переговорам министров экономики, энергетики и труда РА с промышленниками была заключена договоренность о замораживании всех намеченных сокращений, по крайней мере, до оговоренного срока (начала нового года).

Эти договоренности между государством и предпринимателями являются весьма положительным знаком, т.к. на постсоветском пространстве на сегодняшний день нет должного взаимного доверия между бизнесом и властью. РА же сумела преодолеть эти сложности перед лицом возможных катаклизмов. Ввиду того, что бизнес пошел на уступки, государство в свою очередь обязалось всячески помогать бизнесу, в особенности банковскому сектору. На совещании президента РА с представителями крупнейшего бизнеса 5 декабря Саргсян сообщил, что у государства имеются средства для помощи банковской системе в сфере кредитования бизнеса. У президента также появилась мысль о создании из банковского капитала «живительный родник для малого и среднего бизнеса». Эти меры необходимы, т.к. высокая капитализацией армянских банков, скорее всего, смягчит ущерб от кризиса в РА.

В республике понимают, что сколь бы низким ни было влияние кризиса на данный момент, невозможно и впредь оставаться изолированными, и заявлять, что мировой кризис не повлияет на экономику Армении. Основными рисками для РА могут стать:

  • сокращение прямых частных инвестиций и трансферов;
  • сокращение и замораживание рудно-сырьевой промышленности (до поднятия цен на сырье).

Следствием этих рисков могут стать сокращение объемов торговли, ухудшение платежного баланса, формирование негативных ожиданий кредиторов. Пока в РА подобного не случилось, однако для этого есть все предпосылки. Во избежание этого уже составлен и одобрен план действий государства. Речь идет о множестве нововведений, задуманных для минимизации будущих потерь. Целью государства, по словам премьера Саргсяна, будет:

  • обеспечение макроэкономической стабильности;
  • обеспечение стабильности финансового сектора;
  • выявление и внедрение дополнительных стимулов для сохранения и увеличения запланированного роста (промышленности, экспорта и т.д.)

Перечисленное выше - лишь общие меры, поэтому было бы разумнее несколько конкретизировать позицию правительства РА.

Во-первых, для менее рискованного будущего требуется усиление роли государства в экономике. Это не значит полное подчинение экономической сферы властям, однако, более чуткий контроль - проверенная временем формула для успешного и нерискованного функционирования экономики страны. Так, например, во Франции государство имеет большие нити в частном секторе своей страны, отчасти благодаря этому многие европейские страны сумели избежать серьезных негативных последствий.

Армения предусмотрела на будущее субсидирование государством экономики, предоставление государственных гарантий для привлечения финансовых средств и другую помощь частному сектору. Вместе с тем будет увеличено вмешательство государства в экономику страны путем внедрения своих представителей для консультаций и покупка определенного пакета акций крупных предприятий. Все эти меры на сегодня уже апробированы многими другими странами (в том числе и европейскими), поэтому говорить о диктатуре и возвращению к Социализму советского образца не приходится.

Во-вторых, намечено проведение серьезных программ, направленных на внедрение крупных инвестиций (в основном извне). Одним из мероприятий является построение новой АЭС мощностью в 1 тысячу 200 МВт. Данный проект обойдется, по экспертным оценкам, в $ 5,2-7,2 миллиарда. Однако для привлечения частного зарубежного капитала на строительство в республике новой АЭС парламент республики ликвидировал государственную монополию в сфере атомной энергетики. Свою заинтересованность в реализации данного проекта проявила Россия (уже созданы рабочие группы, занимающиеся вопросами, связанными со строительством новой АЭС в Армении).

Кроме того, предполагается построить новую железную дорогу, ведущую в Иран. Общая стоимость проекта строительства железной дороги Иран-Армения оценивается в $ 2 миллиарда, учитывая бюджет республики в $ 2 млрд., проект весьма впечатляет. Азиатский банк развития (АБР) уже предоставил около $ 1,5 миллиона для подготовки проекта строительства этой железной дороги. Ранее президент компании «РЖД» Владимир Якунин заявлял, что российская сторона готова принять участие в переговорах, но сроки реализации проекта строительства железной дороги из Ирана в Армению пока не определены. Эта дорога позволит Армении пользоваться альтернативным путем транспортировки энергоресурсов и других товаров, частично разрешив проблему железнодорожной блокады. В настоящее время железнодорожные коммуникации Армении с зарубежными странами обеспечиваются только через Грузию.

Вместе с тем, правительство РА готовит законопроект о создании Всеармянского банка, который вскоре будет представлен в парламент. Планируется уже с начала 2009 года иметь его в качестве инструмента для финансирования всеармянских программ и стимулирования программ экспорта. Уставный капитал банка составит 30 миллиардов драмов (около $ 100 миллионов долларов).

Еще одним проектом, стал Инвестиционный фонд, который будет создан для финансирования крупномасштабных программ в Армении. Открытие подобной инвестиционной компании предоставит возможность повысить уровень управления финансовыми рисками и развить страховой рынок.

В-третьих, государство решило проблему кредитования малого бизнеса. Теперь все мелкие компании будут получать помощь от международных банков и организаций (ВБ, МВФ, Азиатский банк и т.д.).

В-четвертых, решено создать атмосферу привлекательности для соотечественников, живущих в странах СНГ, с тем, чтобы те вкладывали свои капиталы в экономику РА. Этого можно добиться только путем успешного проведения всех вышеуказанных мероприятий. Государство рассчитывает на то, что Армения и впредь продолжит пользоваться славой «тихой гавани» на фоне «беспокойных соседских причалов».

Некоторые экономисты, например, председатель парламентской комиссии Вардан Айвазян, считают что осуществлением этих программ поможет смягчить воздействие кризиса и обеспечить экономический рост в 2009 г. Однако его оппонент - руководитель исследовательского центра «Политэкономия» Андраник Теванян отметил, что страна уже в кризисе и дальнейшее его углубление произойдет вследствие внутренних причин. Он критикует правительство за нежелание смягчить налоговую политику. Это привело бы к относительно быстрым благоприятным результатам для всего государства, в том числе и для экономики, особенно во время мирового кризиса. Вместо этого государство, напротив, подняло ставки на налоги и таможенные пошлины. Теванян считает также, что при снижении налогов кризис мог бы оказать даже, как это ни парадоксально звучит, благоприятное воздействие. Возможно, в его словах есть определенное зерно.

Итак, государство всерьез занялось экономикой, однако сможет ли оно продержать ситуацию под контролем? Возможно, хотя маловероятно. Для ответа на этот следует вспомнить предупреждения экономистов о том, что кризис вовсе не закончится в начале следующего года и на спад пойдет не ранее середины-конца 2009 г., т.е. прогнозы премьера Саргсяна об оздоровлении уже в следующем году могут не оправдаться. Если эти опасения сбудутся, экономика РА испытает на себе, бесспорно, более серьезные последствия. С другой стороны, пока что в республику не прекратились и даже не снизились до тревожных моментов частные финансовые поступления. Это говорит о том, что если в самый пик мирового экономического кризиса люди находят средства для отправления на родину, то и в дальнейшем не следует ожидать серьезных непредвиденных изменений, хотя с обострением ситуации в мире, доля помощи уменьшится на порядок. Если приплюсовать к этому все меры, намеченные правительством РА, то кардинальных отрицательных изменений, скорее всего, ожидать не придется. По словам премьера и других членов правительства РА, на фоне мирового кризиса Армения имеет возможность показать все свои преимущества и попытаться привлечь жителей и предпринимателей стран СНГ, хотя, в любом случае жителям следует подготовиться основательно к возможному суровому недалекому будущему.

[1] В РА зарегистрировано 22 коммерческих банка. Общие активы на 30 сентября 2008 г. - $ 3 млрд. Из них на кредитование экономики было выделено $ 2 млрд., против $ 1,5 млрд. в начале 2008 г.

[2] На декабрь 2008 г. безработица - на уровне 6,3%.

Поделиться: