Указ №653: станет ли Казахстан «Европой»?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Программа умело смикшировала и те и другие ожидания -- общие слова о качестве жизни и трансформации Системы с не слишком завышенными конкретными задачами, такими как председательство в ОБСЕ и увеличение товарооборота с ЕС на 10% в год. Такая осторожная подача евромаршрута создала вокруг программы ажиотаж ожидания «скачка». Но при близком рассмотрении возвращает на землю, учитывая, что детальной конкретики в этой программе крайне немного. В тексте можно выделить задачи для трех сфер государственной активности: внешней политики, административно-технологической и социально-гуманитарной. Попытаемся проанализировать и сопоставить ожидаемое с написанным.
Указ №653: станет ли Казахстан «Европой»?

Станет ли Казахстан «Европой».

Александр Караваев, руководитель службы политического прогнозирования ИАЦ МГУ.

Указ президента Назарбаева № 653 от 29 августа 2008 -- одно из главных политических событий в жизни Казахстана в уходящем году. Речь идет о госпрограмме «Путь в Европу», заданной к реализации на 2009-2011 годы. Поговорим о перспективах и трудностях ее реализации.

«Европейская программа» Казахстана имеет тоже свойство, что и природа политического долголетия Нурсултана Назарбаева на вершине олимпа: каждый в ней находит скорее положительные черты. Либерал и демократ видит поворот государственной машины лицом к гражданскому обществу, и чуть ли не первый «звонок» постепенной демонополизации патерналистской власти. Охранитель и консерватор находит в ней плюсы технократической модернизации стабильной вертикали власти, но на путях единственно возможного и позитивного режима нынешнего госуправления.

Программа умело смикшировала и те и другие ожидания -- общие слова о качестве жизни и трансформации Системы с не слишком завышенными конкретными задачами, такими как председательство в ОБСЕ и увеличение товарооборота с ЕС на 10% в год. Такая осторожная подача евромаршрута создала вокруг программы ажиотаж ожидания «скачка». Но при близком рассмотрении возвращает на землю, учитывая, что детальной конкретики в этой программе крайне немного. В тексте можно выделить задачи для трех сфер государственной активности: внешней политики, административно-технологической и социально-гуманитарной. Попытаемся проанализировать и сопоставить ожидаемое с написанным.

Трансформация государства.

По сути, «Путь в Европу» представляет из себя краткий набросок чуть более десятка пунктов, они, как ожидается, должны стать перспективными направлениями трансформации системы государственного управления, развития транспортной инфраструктуры и социально правовых отношений внутри страны. Однако, задачи именно для трансформации государственной системы идут на предпоследнем месте, значительно ниже метрологии, транспортных коммуникаций, развития бизнеса и всего того, что не обязательно должно присутствовать в программе «путь в Европу», а просто должно нормально развиваться в любой стране в соответствии с технологическим духом времени.

Согласно написанному, результатом должен стать постепенный переход от административно-командной системы управления к правовой. Двусмысленно читается, приведенная в качестве примера совершенствования казахстанской институционально-правовой базы, поправка в Конституции страны от мая 2007 года. Напомним, что согласно изменениям, расширяются полномочия парламента и маслихатов, Ассамблея народов Казахстана повышается до конституционного статуса. Там же определялся максимальный срок президентства одного человека -- не более двух раз подряд. Но для отдельного человека - действующего президента Назарбаева такое исключение не имеет силы. Складывается впечатление, что Назарбаев не против маршрута в Европу, но идти по этому пути Казахстану предстоит только после его ухода.

Вернемся к программе. Согласно ней главные цели совершенствования казахстанской модели ограничиваются исключительно изучением «эффективных систем управления государственной службы и кадровыми ресурсами». Одной фразой указана необходимость либерализации политической жизни страны и приобщение Казахстана к лучшим общемировым традициям: «В частности, это относится к совершенствованию законодательства о выборах, политических партиях, средствах массовой информации (включая вопросы диффамации), реформировании государственной службы, судебной системы и других сфер общественных взаимоотношений».

Никаких реальных механизмов для реализации этой задачи в программе не указано. Поэтому, в будущем году трудно ожидать качественных изменений в этой сфере.

Учитывая, что конец 2008 года стал только лишь началом глобального экономического кризиса нельзя спрогнозировать как эффективно на него среагирует государство и какими свойствами будет обладать вся пирамида власти от ее основания (населения) до ее вершины (десятка человек высшей касты). Главным критерием ее эффективности последние годы оставалось физическое здоровье и дееспособность Нурсултана Назарбаева. Через два года он приблизится к семидесятилетнему рубежу. Известно, что в подобном возрасте, и даже старше, ныне находятся ряд лидеров мира (Хосни Мубарак, р. в 1928 году, у власти в Египте 28 год подряд; Франсуа Миттеран - 1916-1996, президент Франции с 1981-1995 годы, умер в возрасте 78 лет, через восемь месяцев после ухода с должности).

Но после 70-ти скорость реагирования и качество управления любого, даже легендарного лидера снижается нередко наполовину. Остается только личный авторитет и умелый популизм спичрайтеров и комментаторов. Это ликвидная и высоко котируемая валюта в эпоху стабильно высоких цен в каждой сырьевой стране. Но мы вступаем в полосу нестабильности. В учебниках политологии описывается классическая причинно-следственная цепочка: глубокий экономический кризис - рост безработицы - снижение зарплат - социальные потрясения - вынужденная политическая трансформация. Это закон природы. Весь вопрос в том, происходит этот процесс управляемо или обвально. Лучший прогноз в такой ситуации 50 на 50: возможно система закрутит гайки и выдержит напряжение, а возможен коллапс. В первом случае «путь в Европу» превратится в очередную декорацию для целей председательства Казахстана в ОБСЕ. Во втором случае, главной задачей станет реальный маршрут в Европу: поиск казахстанскими гражданами быстрого и наименее болезненного способа переезда в европейскую страну для жизни и работы.

Внешняя политика.

Сегмент внешней политики программы четко конкретизирован. Та часть, что относится к качеству дипломатии, доступна для реализации даже в условиях социально-экономического кризиса. Речь идет о эффективной работе МИДа: продвижении интересов республики в странах ЕС.

Основной пункт этой части программы ежегодный обмен не менее пятью визитами на уровне глав государств и правительств Европы. Также детализируются задачи Казахстана в ОБСЕ: развитие транзитно-транспортного потенциала государств Европы и евразийских трансконтинентальных транспортных коридоров; решение экологических проблем; укрепление мер доверия, региональной безопасности и ядерного разоружения; борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, организованной преступностью, торговлей оружием и людьми, а также восстановление Афганистана - страны-партнера ОБСЕ. Хорошие общие слова, о той работе, что уже ведется странами ОБСЕ, включая Казахстан. Вполне выполнима от лица Казахстана и задача представительства остальных стран региона ЦА, ради «построения безопасной, стабильной и процветающей Центральной Азии, повышения привлекательности региона, в том числе экономической», как указано в программе.

В теме транспортных коммуникаций не прописаны конкретные проекты на которые будет делаться ставка. Единственный «по рождению» европейский коридор - ТРАСЕКА - дотягивает до берегов Казахстана. Идет ли речь об более глубоком участии Казахстана в расширении этого коридора? Каким образом в стратегии стыковки казахстанских коммуникаций с европейскими будет играть российский транзит? Возможно имело смысл в этом плане, хотя бы штрихом упомянуть о параллельной задаче Казахстана в рамках ЕврАзЭС.

В разделе энергетики упомянуты инвестиции в порты Европы и строительство там же НПЗ. Единственным и пока неудачным примером подобных инвестиций оказался проект в грузинском Поти, на берегу Черного моря. Тендер на НПЗ в турецком Джейхане был проигран азербайджанцам. Как в целом будет развиваться эта линия предсказать трудно. Стоимость подобных инвестиций падает. В стратегической перспективе Казахстан наверняка выйдет на берег «большого моря».

Отдельно следует обратить внимание на акцент «в создании условий для развития демократических институтов на пространстве ОБСЕ». Повестка этого вопроса была сформирована еще в прошлом году и лишь частично корректируется. Речь о той проблематике, которую Казахстан совместно с РФ и еще пятью странами СНГ презентировал в докладе "Базовые принципы организации наблюдения за общенациональными выборами по линии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ)". Документ предлагает следующую реформу ОБСЕ - осуществлять мониторинг за выборами не только в СНГ и в восточной Европе, но во всех странах - членах ОБСЕ без исключения. Вторая составляющая касается ограничения количества наблюдателей в миссиях на выборах до 50 человек, а также запрета комментировать выборы до выхода итогового отчета. Кроме того, очевидно, что Казахстан на пути в Европу не обойдет своим вниманием и Россию. Глава МИД Марат Тажин уже заявил, что Казахстан будет выступать за те принципы реформирования европейской системы безопасности, что были предложены президентом Медведевым. В 2009 году эта линия будет продолжена.

Гражданское развитие.

Предполагается, что по каждому направлению программы в отдельности будет проведена глубокая работа, и в результате нее как минимум изменится качество госуправления, а как максимум будут созданы условия для свободного роста системы гражданских отношений в казахстанском обществе. Разделы касающиеся усилий государства в трансформации институционально-правовой базы, гуманитарной сферы и «пунктик», касающийся качества жизни, вместе дают основание предполагать именно такую сверхзадачу программы. На «Пути в Европу» действительно намечены планы по приведению образовательных, а также стандартов медицинского обслуживания к европейскому уровню, что как предполагается должно привести к росту продолжительности жизни и ее качеству.

Но дает ли это основания для оптимизма? Программа не дает ответа относительно способов перехода на иную модель экономического развития, основанную не на сырьевой ренте от дорогой нефти. Насколько зримо будет продвижение вперед в структурной и технологической перестройке? Программа не показывает перспективы способности Казахстана производить конкурентоспособные товары (хотя бы на уровне «второго мира» промышленно развитых стран), способности обуздать коррупцию и привилегии власть имущих. Также в программе не говорится о сокращении имущественных разрывов и социальных диспропорций в обществе.

Подобного рода программы и не обязаны быть столь детальными. Но путь выполнения поставленных задач предполагает конкретные схемы и решительные реформы. Их опоздали или не сумели провести в период «тучных лет». Они остро необходимы в периоды рецессии. По настоящему мощное государство готовится к технологическому и социальному рывку еще до восстановления роста реальных доходов граждан после кризиса, еще до момента когда удастся расплатиться по корпоративным долгам. Качественный скачок длиться не менее долго, чем годы стабильного застоя. Трагедия в том, что иногда, застой и постепенную деградацию социально-политической жизни нам выдают в упаковке реформ и структурных преобразований. Такую судьбу может постичь программа «Путь в Европу».

Поделиться: