Экономика Казахстана: итоги года

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Примечательно, что если раньше некоторые субъективные критики и популисты оппозиционного толка, «по привычке» подвергая обструкции экономическую политику кабинета Масимова, ставили ему вину, то излишний «консерватизм» при определении долгосрочного прогноза цены на нефть, то некую «антирыночность», обвиняя в попытке чуть ли не «национализации» некоторых стратегических активов, то к концу лета 2008 года уже только ленивый не взывал к «срочному вмешательству государства в ситуацию в строительной отрасли и на рынке недвижимости» в частности, и к принятию правительством кардинальных мер по спасению национальной экономики от надвигающейся глобальной рецессии в реальном секторе вообще.
Экономика Казахстана: итоги года

Дом Правительства Республики Казахстан. Город Астана. РИА Новости Алексей Бабушкин

АСТАНА, 23 дек, ИА Новости-Казахстан . Уходит 2008 год, который ознаменован как значительными достижениями, так и появлением новых вызовов, особенно в сфере социально-экономического развития нашей страны.

В первой половине года завершился достаточно продолжительный период бума в мировой и национальной экономике, плоды которого позволили значительному числу казахстанцев улучшить свое благосостояние и социальное положение. Тревожные тенденции влияния мирового финансового кризиса проявлялись только в отдельных сферах и отраслях экономики. Рынок замер в ожидании изменений, большинство его участников все же надеялись на повышение цен на недвижимость и активизацию строительной отрасли, рассчитывая по-прежнему на высокие доходы от вложений в наиболее спекулятивные проекты. К началу второй волны мирового финансового кризиса - с момента объявления о банкротстве ведущих американских ипотечных организаций и инвестиционных банков - в Казахстане уже мало кто сомневался, что без продолжения четко выверенного курса правительства, основанного на расширении присутствия государства в экономике в экстраординарных условиях, нам не обойтись.

Примечательно, что если раньше некоторые субъективные критики и популисты оппозиционного толка, «по привычке» подвергая обструкции экономическую политику кабинета Масимова, ставили ему вину, то излишний «консерватизм» при определении долгосрочного прогноза цены на нефть, то некую «антирыночность», обвиняя в попытке чуть ли не «национализации» некоторых стратегических активов, то к концу лета 2008 года уже только ленивый не взывал к «срочному вмешательству государства в ситуацию в строительной отрасли и на рынке недвижимости» в частности, и к принятию правительством кардинальных мер по спасению национальной экономики от надвигающейся глобальной рецессии в реальном секторе вообще.

Мало кто, правда, представлял, что пока ломаются копья информационных баталий, в правительстве идет напряженная работа. Первая ее часть представляла собой постоянный мониторинг, анализ и моделирование ситуации, развивающейся в мировой экономике и международных финансах и ее влиянии на Казахстан. Вторая - была связана с ликвидацией в пожарном порядке наиболее острых проблем, возникших из-за неоправданно рисковых, а порой и ставших результатом элементарного сговора, действий некоторых отечественных бизнесменов, которые были способны взбудоражить ситуацию и посеять панику среди населения. Кстати, именно поэтому Кабмин долгое время сознательно избегал слова «кризис» при оценке ситуации в экономике страны - ведь высказывания руководителей правительства, топ-менеджеров государства имеют самое непосредственное влияние на биржевые индексы и курсы валют в условиях рыночной экономики. И третья составляющая - выработка необходимых основ государственного вмешательства в случае усугубления ситуации, например, банкротства одного или нескольких отечественных финансовых институтов или резкого снижения выручки экспортеров, формулирование четкой, внятной и понятной для рынка экономической стратегии, предусматривающей разноплановое решение возникающих проблем с максимальным эффектом для всех - и граждан, и государства, и бизнеса.

В итоге, к началу 2009 года экономика страны подошла без особых потрясений, главное - удалось не допустить сокращения рабочих мест и массовых увольнений в реальном секторе. Доходы населения не упали, люди продолжают стабильно получать заработную плату, влияние инфляции на их размер не значительно, цены растут адекватно покупательской способности граждан, а их банковские вклады гарантированы государством.

Следующий год, очевидно, будет достаточно непростым - объемы производства и потребления по всему миру сокращаются, в марте-апреле, после публикации информации об итогах года для большинства компаний мира возможен новый всплеск негатива на финансовых рынках. Однако для экономики Казахстана в этот период важно четко и слаженно работать на реализацию стабилизационного плана правительства, ведь основные его положения как раз и заключаются в увеличении государственных расходов для поддержания и оживления деловой активности. Итогами этой работы в будущем должна стать обновленная производственная инфраструктура и значительная реструктуризация экономики, основанная на создании новых производств.

Приоритет национальным интересам

В 2008 году начатая ранее политика по обеспечению национальных интересов в стратегических отраслях экономики была поставлена «на поток» - впервые системно были предприняты шаги по продвижению национальных интересов, в первую очередь, на законодательном уровне. Речь идет о принятии нового Налогового кодекса, ликвидировавшего понятие «стабильности» налогового режима контрактов на недропользование и предусмотревшего введение нового налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Кроме того, впервые в государственной практике введена экспортная таможенная пошлина на нефть и нефтепродукты, запланирована работа по аналогичным мерам к экспорту продукции горнометаллургической отрасли. Принимаемые законы о недрах и недропользовании и о государственных активах позволят упорядочить процесс обеспечения национальных интересов в экономике. Восстановление же контроля над важнейшими активами позволит правительству более эффективно решать социальные и экономические задачи.
«Точка» Кашагана
14 января 2008 года состоялось без преувеличения историческое событие - государство и иностранные инвесторы достигли соглашения о новых принципах реализации проекта по освоению Кашаганской группы месторождений. Казахстан получил долю, сопоставимую с уровнем крупных участников в Северо-Каспийском проекте, а денежные потоки стране в течение его реализации были существенно пересмотрены в сторону увеличения.
31 октября 2008 года, впервые в истории независимого Казахстана, по соглашению государства и иностранных инвесторов, с учетом национальных интересов нашей страны, изменены положения Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию. Принципиальная позиция казахстанского правительства в течение затяжных и напряженных переговоров позволила поставить «точку» в споре вокруг процесса освоения Кашаганского месторождения на максимально учитывающих интересы Казахстана условиях.

Возвращение «Богатыря»
Наличие такого стратегического объекта в государственной собственности, как экибастузский разрез «Богатырь», имеет важное значение для дальнейшего развития всей угольной промышленности Казахстана, и электроэнергетической отрасли - в частности. Свыше 80% электрической энергии в Казахстане производится на угле. Более того, в рамках правительственной Программы развития электроэнергетической отрасли страны для сокращения энергодефицита государство приступает к реализации таких крупных проектов, как строительство Балхашской ТЭС, расширению Экибастузкой ГРЭС-2, модернизации Алматинских электростанций.
Суммарные промышленные запасы разрезов Богатырь и Северный составляют свыше 4,5 миллиарда тонн угля, что равно 45% от всего добываемого угля в Казахстане. Предполагается дальнейшее увеличение добычи до уровня 60 миллионов тонн угля в год.
Обладание разрезами «Богатырь» и «Северный» позволяет гарантировать поставки угля для этих проектов и, становится очередным шагом в комплексе мер, предпринимаемых Правительством Республики Казахстан для обеспечения национальной энергетической безопасности.
На сегодня практически все процедуры по приобретению АО «Самрук-Энерго» 50-% доли в компании, владеющей угольным разрезом «Богатырь» практически завершены, закрытие сделки ожидается к 23 декабря 2008 года.

Черная жемчужина Мангистау

Компания МангистауМунайГаз, один из крупнейших действующих нефтедобывающих и перерабатывающих комплексов на территории республики, обладает лицензиями на разработку 15 казахстанских нефтегазовых месторождений и контролирует примерно 7-процентную долю добычи нефти в стране. Ежедневная добыча ММГ составляет 115 тыс. баррелей в нефтяном эквиваленте, доказанные запасы - 500 млн баррелей. Кроме того, компания владеет Павлодарским НПЗ, проектная мощность которого 7,5 млн тонн нефти в год.

Контрольный пакет акций АО «МангистауМунайГаз» будет приобретен национальной компанией «КазМунайГаз» до конца 2008 финансового года, в настоящее время условия этой сделки оформлены, одобрены советами директоров КазМунайГаза и фонда национального благосостояния «Самрук-Казына»

Значение этой сделки принципиально для Казахстана - по ее итогам государство в лице фонда «Самрук-Казына» и национальной нефтегазовой компании установит контроль над всеми тремя нефтеперерабатывающими заводами в стране, что позволит в условиях кризиса формировать единую политику по сбыту нефтепродуктов с учетом социальных задач, в первую очередь это касается бензина и дизельного топлива.

Труба зовет

По итогам реализуемой политики в области транспортировки углеводородного сырья укрепляются позиции Казахстана в этой сфере. Одним из значимых событий года стало приобретение Казахстаном дополнительной доли и связанной с ней пропускной мощности нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и достижение договоренности по его расширению более чем вдвое к 2013 году.

Так, национальная нефтегазовая компания «КазМунайГаз» консолидирует в своих руках еще 1,75%-ную долю в КТК, сохраняя право на приобретение половины доли Омана, а это еще 3,5%, у России. В настоящее время эта возможность анализируется с позиции экономической эффективности.

Кроме того, подписан меморандум о расширении мощности транспортировочной системы КТК с 33 млн. тонн до 67 млн. тонн в год к 2013 году. Проект предполагает строительство 10 дополнительных насосных станций в России и Казахстане, шести резервуаров для хранения нефти под Новороссийском, а также третьего выносного причального устройства на морском терминале КТК.

Помимо этого, выражена заинтересованность национальной компании КазМунайГаз в приобретении доли в СП «Лукарко» - а это значит не только еще большее увеличение доли в КТК, но и некоторые добывающие активы в Казахстане, в том числе в компании «Тенгизшевройл».


События 2008 года в сфере обеспечения национальных экономических интересов Республики Казахстан стали ярким подтверждением того, что существенное расширение национального влияния в ключевых отраслях экономики для решения важнейших социально-экономических задач являются главным приоритетом правительства Карима Масимова.


Жаркая осень 2008-го

На октябрьские дни этого года пришлось обострение мирового финансового кризиса, который начал активно проявляться примерно в августе - сентябре 2007 года. Ударная сила второй волны кризиса оказалась беспрецедентной по своим масштабам и последствиям.

В первую очередь пострадали от него США и Европа, а также экономики развивающихся стран. Мир стал свидетелем банкротства легендарных инвестиционных банков Америки, капитализация фондового рынка сократилась всего за один день по некоторым оценкам на триллион с лишним долларов.

Колоссальный крах Уолл-Стрита вызвал цепную реакцию во всей системе международных экономических связей. Постепенно в кризис ликвидности вовлекается все больше национальных экономик, некоторые государства уже оказались на пороге суверенного дефолта.

Началось замедление темпов роста ведущих развитых экономик мира - США, Японии, Европейского Союза, что в свою очередь привело к замедлению развития мировой экономики и сокращению общемирового потребления. Поэтому же произошло снижение цен на нефть и металлы. Стало очевидным, что из финансовой сферы кризис перетекает в реальный сектор, а мировая экономика вступает в фазу рецессии.

Есть такой план!

В этих условиях экономике Казахстана был необходим четки план действий, перечень конкретных практических мероприятий по стабилизации, направленный, прежде всего, на решение следующих проблем:
· недопущение дестабилизации ситуации в финансовой сфере, создание дополнительной финансовой ликвидности для банков, активизация сектора кредитования;
· борьба с инфляцией, другими антисоциальными последствиями мирового финансового кризиса;
· недопущение сокращения объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, оказания услуг;
· сохранение объемов заказов для малого и среднего бизнеса
· сохранение рабочих мест и доходов населения, а значит и покупательской способности населения и потребительского спроса;
· запуск рынка ипотечного кредитования, жилищного строительства.

В октябре-ноябре прошла официальная презентация плана с учетом поручений Президента, Парламента и правящей партии и его максимально широкое обсуждение с участниками рынка, предполагающее психологическую подготовку бизнеса и общества к не всегда популярным мерам, однако, без принятия которых могут пострадать в целом интересы государства, а не отдельных социальных и экономических групп.

Самрук-Казына

Главным инструментом стабилизационной программы, и одновременно главным консолидирующим государственные ресурсы центром стал образованный на базе стратегических государственных активов в экономике и институтов развития фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».

Сконцентрировав все экономические возможности государства, включая доли в частных компаниях, активы в нефтегазовой, атомной, электроэнергетической, металлургической, горнодобывающей, транспортной и коммуникационной отраслях экономики, инструменты институтов развития, беспрецедентные финансовые ресурсы впервые в истории независимого Казахстана распечатанного Национального фонда, «Самрук-Казына» призван стать основным оператором стабилизационной программы правительства, проводником и реализатором стратегических планов кабмина, направленных на минимизацию влияния глобальной рецессии на экономику Казахстана.
Вырабатывая стратегию для фонда, правительство ставит перед ним задачу не только избежать наиболее тяжелых последствий мирового кризиса, но и заложить основу для конкурентного роста, активизировав рынок через увеличение государственных расходов, направленных на реализацию проектов модернизации инфраструктуры и диверсификации экономики путем создания новых производств.

Малый и средний бизнес

Предприятия малого и среднего бизнеса одними из первых почувствовали последствия влияния мирового финансового кризиса на экономику Казахстана. В первую очередь, многие предприятия начали испытывать дефицит в кредитных ресурсах коммерческих банков, ранее обладавших избыточной ликвидностью и без проблем финансировавших даже беззалоговые проекты, сулившие солидные прибыли. Это, несомненно, сказалось на обороте средств и вызвало снижение объема производства и реализации товаров и услуг. Из-за сокращения спроса, в особенности в сфере торговли и услуг между предприятиями, резко упала доходность, под угрозу сокращения попало значительное количество рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса. Фактически, кредитование в секторе торгового финансирования прекратилось, как из-за дефицита банковской ликвидности, так и по причине отсутствия адекватного залога и резкого снижения объема продаж.

С другой стороны, из-за стагнации и даже некоторой рецессии в строительном секторе, без заказов остались малые и средние предприятия нескольких смежных отраслей - производства строительных и сопутствующих материалов, подрядного строительного сервиса, транспортно-логистических услуг, торговли недвижимостью. Это повлияло как на доходы, так и на занятость в ощутимом сегменте казахстанской экономики.

Государством в качестве ответной меры был предложен пакет стабилизационных средств для малого и среднего бизнеса, предусматривающий решение двух проблем: доступа к кредитным ресурсам и наличия заказов для повышения деловой активности.. К реализации через банковскую систему страны запускаются две программы кредитования малого и среднего бизнеса с общим объемом финансирования 156 млрд. тенге. Запускается специальная программа финансирования через фонд поддержки предпринимательства «Даму» на общую сумму 10 млрд. тенге. Причем необходимые средства направляются не только в индустриальный, но и в аграрный сектор посредством ресурсов институтов национального холдинга «Казагро».

Поддержка малого и среднего бизнеса определена в качестве одного из главных приоритетов стабилизационной программы правительства. В качестве конкретной помощи выделены дополнительные кредитные ресурсы из Национального фонда в размере 1 миллиарда долларов США на фондирование, а также аналогичную сумму предполагается привлечь с активным вовлечением средств пенсионных фондов. При этом ставка кредитования не будет превышать 14%, что достаточно приемлемо на сегодняшний день.

Реализация стабилизационной программы предполагает увеличение государственных расходов, при этом приоритетность при государственных закупках в государственных органах, национальных компаниях, в регионах будет отдаваться именно отечественным, казахстанским предприятиям малого и среднего бизнеса. Аналогично, поддержка предприятий строительного сектора и меры по активизации рынка недвижимости создадут спрос для предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в этой отрасли.

Помимо этого, текущий год работы казахстанского правительства был посвящен планомерной работе по сокращению административных барьеров для развития частного предпринимательства. Кроме того, значительное улучшение ситуации ожидается с введением в действие нового Налогового кодекса, значительно снижающего налоговую нагрузку на предприятия реального сектора, в особенности малый и средний бизнес и упрощающего подходы к налоговому администрированию.

30 корпоративных лидеров, инфраструктурные, инновационные проекты

В классической экономической модели поведения государства в условиях рецессии, помимо снижения ставки рефинансирования, основным механизмом борьбы с кризисом служит кардинальное увеличение государственных расходов. Наиболее эффективной сферой их размещения в первую очередь служит инфраструктура. Именно к такому решению прибегнул Рузвельт во время Великой депрессии. В настоящее время в Казахстане развитие инфраструктуры за счет государства является одним из самых простых и действенных способов оживления деловой активности. При этом, государство получает дополнительный стимул развития не только собственной инфраструктуры, но и диверсификации экономики, так как в условиях снижения мировых цен на сырье только собственное производство остается основой для повышения активности деловой среды.

В рамках стабилизационной программы, совокупный спрос и деловая активность будут обеспечены за счет сохранения высокого уровня бюджетных расходов, направляемых, в первую очередь, на финансирование приоритетных инфраструктурных и индустриальных проектов, развитие сельского хозяйства, обеспечивающих спрос на продукцию отечественных предприятий и занятость в экономике, а также на развитие человеческого капитала. В целом, за 2009 - 2011 годы инвестиции из государственного бюджета возрастут на более чем 1,5 трлн. тенге.

В первую очередь, это продолжение программы «30 корпоративных лидеров», а также ряд новых проектов в сфере электроэнергетики, переработки сырья и агроиндустрии. На реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов Фондом «Самрук-Казына» будет дополнительно выделен 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге) и привлечены прямые иностранные инвестиции в 2009 году в размере 3 млрд. долл. США. Кроме того, в финансировании проектов Фонда «Самрук-Казына» будут задействованы средства пенсионных фондов.

Особое место в перечне проектов к реализации занимает модернизация электроэнергетических мощностей. Помимо строительства и расширения ряда энергогенерирующих центров, предполагается усовершенствовать систему передачи электроэнергии и ввести в эксплуатацию новые объекты ее транспортировки и распределения.

При этом, все проекты к реализации имею четкие критерии, основные из которых:
· коммерческая привлекательность, т.е. возврат привлеченных средств
· ориентир на покрытие внутренних потребностей экономики Казахстана в том или ином виде продукции и использование при строительстве и запуске новых производств казахстанского сырья
· производство конечных или следующих переделов продукции, т.е. производства диверсифицирующего характера, в основном высокой интенсивности и производительности труда и высокой добавленной стоимости.

Когда финансы не поют, а работают

Вопросы стабилизации финансового сектора в течение последних полутора лет имеют приоритетное значение для правительства Казахстана. Недопущение паники среди вкладчиков и банкротства даже одного системообразующего банка - вот основные цели политики правительства в финансовом секторе. До начала второй волны мирового финансового кризиса совместными действиями правительства, национального банка и агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций была оперативно решена проблема дефицита ликвидности и обеспечен необходимый уровень готовности национальной банковской системы к последующим внешним рискам.

В результате принятых мер, казахстанские банки успешно выполняют все свои внутренние и внешние обязательства, кредитование экономики банками второго уровня сохранилось на докризисном уровне, на рынке наблюдается относительная стабильность - имеется определенный рост депозитов в банках, не наблюдается оттока депозитов населения.

Главное - чисто психологически удалось избежать паники среди населения, кредит доверия отечественной банковской системе достаточно высок, а имеющиеся проблемные моменты сглаживаются благодаря своевременному вмешательству правительства.

Гарантирование депозитов и укрепление финансовой устойчивости

По инициативе Главы государства, правительством приняты меры по увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с ранее предусмотренных 700 тыс. до 5 млн. тенге. Таким образом, защищены права и интересы 99% вкладчиков коммерческих банков Казахстана.

Помимо этого, созданы необходимые условия для оптимизации государственного регулирования в финансовом секторе, в частности, ужесточены меры административной и уголовной ответственности за умышленное доведение финансовых организаций до неплатежеспособности, а правительство получило право на приобретение и принудительный выкуп акций банка, приобретая тем самым необходимые рыночные инструменты для вмешательства в деятельность финансовых организаций, нарушающих установленные пруденциальные нормативы.

Гарантирование депозитов на сумму в несколько десятков тысяч евро стало для населения определяющим шагом, так как в этом случае вкладчики имеют право получит свои деньги и накопленный доход по ним даже в случае банкротства банка.

Вхождение в банки, меры по поддержке ликвидности

Вместе с тем, не допустить банкротства отечественных банков, так как в этом случае возможен отзыв внешних обязательств по остальным финансовым институтам с Казахстана, а также проконтролировать целевое расходование беспрецедентного объема средств, выделенных государством для стабилизации экономики через банки второго уровня - вот цель правительственной программы по вхождению в капитал крупнейших системообразующих банков страны.
Достигнуто соглашение с руководством всех четырех крупнейших банков страны - БТА, Казком,Альянс банк и Народный банк - которым предусматривается дополнительная капитализация государством этих четырех банков через приобретение простых и привилегированных акций, а также предоставление субординированных займов.

Помимо этого, приняты меры по предоставлению дополнительных источников ликвидности в целях обеспечения своевременного обслуживания обязательств банков. С 18 ноября 2008 года снижены минимальные резервные требования по внутренним обязательствам с 5% до 3%, по иным обязательствам - с 7% до 4%, что позволит банкам увеличить их ресурсную базу более чем на 3 млрд. долл. США. Расширен перечень инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям репо, а временно свободные денежные средства национальных компаний, акционерных обществ, государственных предприятий и юридических лиц с участием государства в уставном капитале, а также государственных организаций, активы которых находятся под управлением Нацбанка, размещены на текущих счетах и депозитах отечественных банков.

Аналогичной по значимости мерой стало создание Фонда стрессовых активов, который будет осуществлять выкуп сомнительных активов банков, в частности, ипотечных кредитов, и последующее управление ими, что позволит повысить ликвидность банков и улучшить их портфели для привлечения займов извне


Жилстройсфера, ипотека

Главное на сегодня - «запустить» строительный рынок и стимулировать ипотечное кредитование. В 2008 году уже введено в эксплуатацию более пяти миллионов квадратных метров жилья по государственной программе строительства, В рамках действующей Государственной программы жилищного строительства для госслужащих и бюджетников построят 5900 квартир, что составляет 8% от потребности. На увеличение объемов строительства арендного жилья предлагается направить еще 15 млрд. тенге, что позволит дополнительно сдать 2600 арендных квартир.

Запуск рынка ипотеки ожидается с сокращения ставок по ипотечным займам, помимо государственных операторов программы жилищного строительства, в этом направлении предполагается работать с коммерческими банками,

Вольному - доля

Правительством были приняты необходимые меры по защите прав участников долевого строительства. В целях обеспечения жильем граждан, которые вложили собственные или заемные средства в долевое строительство, застройщикам было выделено через банки второго уровня 184,7 млрд. тенге.

Увеличено фондирование АО «КИК» для выкупа прав требований по ипотечным займам у БВУ на сумму 20,5 млрд. тенге из республиканского бюджета, увеличено фондирование АО «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов» на сумму более 1 млрд. тенге, что позволило обеспечить объем принятых гарантий на сумму более 20 млрд. тенге.

РИА-НОВОСТИ-КАЗАХСТАН

Теги: Казахстан

Поделиться: