Перспективы гражданского диалога Тбилиси-Москва.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Откровенно говоря, сложилось впечатление, что истинным катализатором начала общественного диалога явился именно экономический кризис. Ясно, что быстрое восстановление дипломатических отношений не в повестке дня Москвы, также, учитывая процесс выхода Грузии из СНГ трудно представить возможность отмены визового режима. Но общественная дипломатия способна зондировать атмосферу в российском пространстве политики и бизнеса на предмет новых контактов, а также попытаться понять перспективы официальных взаимоотношений с Россией.
Перспективы гражданского диалога Тбилиси-Москва.

Перспективы диалогаТбилиси-Москва.

В середине декабря, неожиданно для обыденной пикировкиофициальных структур, прозвучал дружеский звонок в «московскую дверь» гостей изТбилиси. По инициативе нескольких грузинских общественно-политическихобъединений оппозиционного лагеря состоялись встречи в формате так называемойобщественной дипломатии. При содействии агентства РИА НОВОСТИ было проведенодва видеомоста, где обсуждались удары экономического кризиса, а такжевозможность возобновления двусторонних отношений. В московском центре Карнегисостоялась встреча политического объединения «Грузинская политика» смосковскими экспертами и специалистами по странам СНГ. Также и Общественная палатаРФ провела обсуждение с представителями грузинских НПО. Заключительным аккордомпрозвучало заявление главы Союза грузин в России Михаила Хубутии, по его словам,он встречался с президентом Саакашвили в Мюнхене и обсуждал с ним возможностьвозобновления диалога с Россией.

Конечно, потепление на российско-грузинском «мосту» необходимои было ожидаемо. Все проходит -- и война, вызванная авантюризмом действующегогрузинского президента, и ее последствия для грузинского общества имеют своиграницы. Россия не пытается наказать Грузию и грузин, что неоднократно произносилосьиз уст Медведева и Путина. Но коль скоро контакты с действующей грузинской властьюневозможны, полезно начать диалог хотя бы с нулевого уровня – уровня граждан иих объединений. Все эти соображения очевидны для политической элиты обеих стран.

Не ясен другой вопрос – как предохранить этот диалог от конъюнктурныхманипуляций со стороны того же Саакашвили, и как включить политические механизмыдля реализации тех предложений, что неизбежно возникнут в его процессе?

Послы «доброй воли» признали, что после 2003 годаруководство Грузии не прилагало необходимых усилий для достижениядоговоренностей с Россией, были сокращены межгосударственные и межпарламентскиесвязи, на что неоднократно указывали оппозиционные партии. В период конфликта произошлаконсолидация нации и всплеск антироссийских настроений, а затем, общественноемнение Грузии подвергло сильнейшей критике деятельность самого президентаСаакашвили, его способность управлять страной. Понятно, что в Москве грузинскиеделегации не стали «уничтожать» упреками своего президента, но вспомнили ему всёнакопившееся, включая и жестокий разгон демонстрации 6-7 ноября 2007 года. Но прямопрозвучало предложение снизить конфронтацию между странами, выводя за рамкидиалога «занозу» одностороннего признания Абхазии и Южной Осетии. Московскиеэксперты, в какой степени выступая адвокатами Кремля, согласились снеобходимостью диалога, но только в случае наличия реальных гарантийневозобновления вооруженного конфликта.

Фундаментальная трудность этого диалога в том, что Россия вобозримой перспективе не отыграет назад в вопросе признания, великавероятность, что эта позиция вообще не изменится до конца политической карьеры нынешнихроссийских лидеров. С другой стороны, в интересах России вернуться к переговорномупроцессу, к подготовке и подписанию с Тбилиси ранее неоднократнопредлагавшегося договора о неприменении силы. Но даже с учетом ухода Саакашвилис поста президента, трудно представить радикальное изменение официальнойпозиции Тбилиси в отношении своих сепаратистских территорий.

Тем не менее, диалог необходим. Как было сказано выше, грузиныстарались не акцентироваться на теме войны в принципе. Постараться вынести ееза рамки и обсуждать либо глобальный кризис, либо двусторонние отношения.

Новым словом, прозвучавшим из уст оппозиционного политикаГочи Пипия, стала идея нейтралитета Грузии. Однако тема «нейтралитета» длясегодняшних грузинских реалий, имеет слишком экспериментальный характер.Подобный идеализм повторяет черты известной радикальности грузинской политики,где маятник достигает критических положений. Получается, сначала был взят кренв один сектор геополитического пространства, потом стрелка провернулась на 180градусов и показала на нейтралитет. Выслушав эту идею, российские эксперты посоветовалине повышать так планку, а просто вернуться к стандарту многовекторности, которыйкак раз во время войны и показал себя наиболее удачно у соседей Грузии по ЮжномуКавказу.

Как представителям грузинского общества видится практическоевосстановление связей с Россией? На тех встречах, где мне довелосьприсутствовать и участвовать, были высказаны ряд одинаковых пожеланий, срединих: налаживание работы консульств, выдача виз, отмена винного эмбарго. Помнению грузинской стороны, нет дефицита участия российского бизнеса вгрузинской экономике: прямым образом или через оффшоры. Действительно капитал российскихкомпаний по-прежнему представлен в энергетическом секторе (ЗАО «Интер РАО ЕЭС»владеет 75 % акций тбилисской энергораспределительной компании АО «ТЭЛАСИ»); в финансах-- «Банк ВТБ (Грузия)» имеет 14 филиалов и 13 сервис-центров в регионах страны;в химической промышленности «Энерджи Инвест» (инвестиционный проект АО «ВТББанк») владеет 90% акций химического комбината «Азот» - одного из крупнейших производителейв СНГ минеральных удобрений; в горнорудной промышленности -- «Stanton EquitiesCorporation» (входит в группу «Промышленные инвесторы»), приобрела 97,25% акцийгорно-обогатительного комбината АО «Маднеули» и 50 % в компании по поискуполезных ископаемых ООО «Trans Georgian Resources». Существует российскиеинвестиции в пищевой промышленности и в сфере телекоммуникаций -- «Вымпелкомом»(торговая марка «Билайн») приобрел 51 % акций ООО «Мобител».

За двухтысячные годы наблюдалась кривая российских инвестицийв итоге с некоторым извилистым ростом, но в сравнительных масштабах эти вложенияневелики. По данным Министерства экономического развития Грузии объем наших вложенийв экономику этой страны за 2007 год составил $92,6 млн. (в 2003 году этот показательбыл на уровне $42,65 млн., в 2006 году – $34,210 млн.).

В целом, положение двустороннего экономическогосотрудничества не блестящее, учитывая невозможность крупных инвестиций встратегические отрасли грузинской экономики (порт и транспорт), а такжеизвестное двухгодичное торговое эмбарго на мин.воду и алкогольную номенклатурутоваров. Из общего объема товарооборота двух стран 2007 года ($654,8 млн.)экспорт из России в Грузию составил $586 млн. -- большая его часть пришлась наоплату газовых поставок.

Откровенно говоря, сложилось впечатление, что истиннымкатализатором начала общественного диалога явился именно экономический кризис.Ясно, что быстрое восстановление дипломатических отношений не в повестке дняМосквы, также, учитывая процесс выхода Грузии из СНГ трудно представить возможностьотмены визового режима. Но общественная дипломатия способна зондироватьатмосферу в российском пространстве политики и бизнеса на предмет новыхконтактов, а также попытаться понять перспективы официальных взаимоотношений с Россией.Даст ли Россия от «щедрот своих», поддержит ли в трудную минуту – это уже нетривиальныйвопрос, беспокоящий и дружественный Казахстан, и кризисную Украину, исамостийную Беларусь. Как видно российское правительство готово выделять кредиты,но далеко не всем в СНГ.

Вернемся к политическим характеристикам начавшегосяобщественного диалога.

Нет сомнений в его целесообразности, но коль скоро онведется поверх военных барьеров, то каков может быть его результат в будущем?Да, не все в оппозиции настроены на диалог с Россией, но и не все в грузинскойвластвующей элите готовы продолжать линию конфронтации. Из этого следует, чтопроцесс диалога неминуемо будет втягиваться в воронку внутренней политическойборьбы Грузии.

Есть опасность, что плоды миротворческого диалога будутзадействованы в конъюнктурной политике и будут направлены против самихучастников. Не успели делегации грузинских граждан вернуться, как их президентстал делать заявления о готовности Грузии наладить хорошие отношения с Россией:"Мы приветствуем любые дипломатические переговоры и готовы к любомудиалогу, основанному на территориальной целостности Грузии с учетом интересоввсех ее граждан". При этом Саакашвили добавил, что грузинские властиготовят в Москве и других городах России под патронажем грузинского президента"Дни культуры Грузии", чтобы "напомнить российскойобщественности о тех больших культурных связях, которые всегда были между двумястранами". В дальнейшем эта информация не подтвердилась, как и раннее заявлениеСаакашвили о том, что патриарх Илия II общался с президентом Медведевым отимени грузинского президента.

Учитывая, что другой «друг России»,президент Ющенко недавно решил восстановить связи с Россией, создав специальную комиссию для налаживая двусторонних отношений, складывается впечатление, что этот диалог, также как и прошлые инициативы этих президентов относительно Москвы, инициирован из Вашингтона. Поэтому активисты грузинской народной дипломатии должны понимать, что российская общественность не станет вести диалог с теми, кто может дискредитировать саму идею сближения.

Поделиться: