Н. Бекмаханова: Казахстан - 2008. АНК И РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
2007-2008 гг. отмечены в многонациональной Республике Казахстан важными событиями. Большинство из них знаковые, свидетель­ствующие о достижении серьезных рубежей в формировании государ­ства, модернизации экономики, преобразованиях в социальной сфере, начале конституционной реформы, усовершенствовании института общественных организаций. Все это сегодня происходит на фоне все­мирного финансового кризиса, который затронул все государства, его сравнивают с Великой депрессией тридцатых годов XX века. В миро­вом масштабе встал вопрос об обеспечении стабильного развития.
Н. Бекмаханова: Казахстан - 2008. АНК И РАЗВИТИЕ  МЕЖЭТНИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ.

Бекмаханова Н.Е., доктор исторических наук,профессор, академик РАЕН и Международной славянской академии.

2007-2008 гг. отмечены в многонациональной Республике Казахстан важными событиями. Большинство из них знаковые, свидетель­ствующие о достижении серьезных рубежей в формировании государ­ства, модернизации экономики, преобразованиях в социальной сфере, начале конституционной реформы, усовершенствовании института общественных организаций. Все это сегодня происходит на фоне все­мирного финансового кризиса, который затронул все государства, его сравнивают с Великой депрессией тридцатых годов XX века. В миро­вом масштабе встал вопрос об обеспечении стабильного развития.

23 октября 2008 г. в столице Казахстана проходила XIV сессия Ассамблеи народа Казахстана. Идея создания этой общественной ор­ганизации была впервые высказана Президентом страны Н.А. Назар­баевым в 1992 г., на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине независимости. В Положении об Ассамблее народа Казахстана и Стратегии Ассамблеи, утвержденных Указом Президента РК от 26 апреля 2002 г. за № 856, были обозначены цели новой органи­зации, структура и основные направления деятельности, направленные на решение следующих задач: сохранение межнационального и меж­конфессионального согласия и стабильности в полиэтничном обще­стве; разработка предложений по проведению государственной поли­тики, способствующей развитию дружественных отношений между народами Казахстана, содействие их духовно-культурному возрожде­нию на основе соблюдения принципа равноправия; формирование по­литической культуры граждан, опирающейся на принципы демократии, учитывающей интересы всех 130 этносов в национальной политике го­сударства.

Подводя итоги работы Ассамблеи на XIV сессии Председатель Ассамблеи, Президент РК Н. А. Назарбаев отметил, что этот обществен­ный институт стал главным проводником идеалов мира и согласия. На­чиная с 1995 г. на Ассамблее конструктивно обсуждались все сложные моменты, касающиеся национальных отношений. С 1998 по 2008 гг. в десять раз выросли средства, выделяемые на развитие культуры и язы­ков всех этносов Республики.

Сегодня начинается качественно новый этап в работе Ассамблеи, особое внимание будет уделяться динамике процесса формирования единого казахстанского народа. За годы своей деятельности Ассамблея стала конституционным органом, получила право избирать 8 депутатов в одну из палат парламента - Мажилис. Президент РК одновременно подписал закон «Об Ассамблее народа Казахстана». Его правовые нормы укрепят фундамент межнациональной политики. В новой столице Казахстана для Ассамблеи построено здание, имеющее форму пирами­ды. Это не только украсило панораму города, но и отразило вечную цен­ность идеи мира, общенационального согласия для народа Казахстана. В основу казахстанской государственности были положены пять принципов:

  • 1. Этническое, конфессиональное, культурное, языковое много­образие, представленное 621 этнокультурным объединением, 4000 ре­лигиозных объединений, которые отражают многовековую полиэтничность и поликонфессиональность народа Казахстана.
  • 2. Целенаправленное создание условий для развития культуры и языков этносов РК нашло отражение в издании СМИ - газет и журна­лов, выпускаемых на 11 языках, радиопередачах, ведущихся на 8-ми языках, и телепередачах - на 7-ми языках. В Казахстане действует 88 школ, в которых обучение полностью ведется на украинском, узбек­ском, уйгурском, таджикском языках. В настоящее время в школах язы­ки 22 этносов республики преподаются в качестве самостоятельного предмета. В Казахстане работают казахские, русские театры и четыре национальных - узбекский, уйгурский, корейский, немецкий.

Необходимо отметить рекомендации президента о перспективе трехязычия в РК. Поделюсь личным впечатлением по этому вопросу. Летела самолетом из Москвы в Алматы, значительную часть пассажи­ров составляли школьники, они возвращались со стажировки из США. Дети разных национальностей были очень дружелюбны, общительны и свободно говорили на казахском, русском, английском языках. Прекрас­ная идея, и мне удалось увидеть ее воплощение уже в реальной жизни.

В дальнейшем роль казахского языка в РК будет возрастать. Се­годня 60% казахстанских школьников учится на казахском языке. В детских садах в казахских группах обучается 10 тыс. детей других на­циональностей.

3. Важными ценностями для народа Казахстана признаны толе­рантность и ответственность во внутренних и международных отно­шениях. Отметим выделение Правительством РК 740 млрд. тенге из национального фонда на поддержку социально уязвимых слоев насе­ления, малого бизнеса, жилищного строительства, продовольственной
безопасности и на противодействие мировому финансовому кризису.

Ценны также внешнеполитические инициативы в рамках СНГ, Ев-рАзЭс, СВМДА, международных форумов, отказ от ядерного оружия.

4. Многонациональное население Казахстана формировалось в течение многих веков. Это были вольные и государственные крестьяне-переселенцы, ссыльные дореволюционной России (более 1 млн. чел.),
а также жертвы репрессий и депортаций в советское время, - немцы, поляки, чеченцы, ингуши, балкарцы, корейцы, греки и др. (1 млн. 200 тыс. чел.).

На подъем целинных и залежных земель Казахстана со всего Союза приехало 600 тыс. чел. Часть прибывших в Казахстан в разные периоды осталась и обрела здесь свою вторую Родину.

5. Казахский народ всегда был интегратором и остается сегодня ядром, консолидирующим казахстанское общество. Конституция РК начинается словами - «Мы народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой».

Ассамблея народа Казахстана работает над доктриной националь­ного единства, основные принципы которой войдут в Стратегический план развития страны до 2020 г. Особо важным является практический аспект работы АНК, ее территориальных подразделений, в связи с чем был изменен порядок назначения трех заместителей Председателя АНК. Двое будут представлять республиканские национально-культурные центры и ежегодно на сессии будет проводиться их ротация, один - воз­главит аппарат АНК. Система ротации - важный элемент, т.к. представ­ляет всем национально-культурным центрам, представляющим народы РК, поочередно возглавлять Ассамблею.

Создание Экспертного совета при АНК даст возможность актив­нее привлекать ученых, деятелей культуры, интеллигенцию.

Интересны предложения о финансировании деятельности АНК, ее территориальных структур и этнокультурных центров. Рассматрива­ются возможности привлечения общественных средств и создания при АНК специального фонда с принятием коллективных решений по фи­нансированию проектов.

Часть социально значимых проектов предполагается финансиро­вать через госзаказ. Министерству культуры и информации, акиматам гг. Астаны, Алматы и областей поручено решить вопрос финансирова­ния национально-культурных центров в рамках госзаказа.

АНК работает над комплексной программой по воспитанию подрастающего поколения республики, которое должно иметь надеж­ный иммунитет к любым экстремальным идеям, быть толерантным и коммуникабельным. АНК поставила важные задачи: укрепление государственности, защиту прав и свобод человека, народа и государства. Формирование единой гражданской общности в РК определено важной задачей, поставленной на XIV сессии Президентом Н.А.Назарбаевым.

Нам представляется чрезвычайно важным и однозначно полез­ным для РФ опыт общественного межкультурного диалога и межэтни­ческого согласия в РК. Одним из субъектов многонационального про­странства современной России является казахская диаспора. У казахов Российской Федерации сложился свой опыт взаимодействия с государ­ственными и общественными структурами РФ и г. Москвы в области сохранения культуры и языка, межнациональных контактов.

Казахская диаспора Москвы включает в основном интеллиген­цию, которая связана с наукой, культурой, высшей школой, государ­ственной службой, бизнесом, банками. Интересен опыт деятельности казахской культурно-национальной региональной автономии Москвы, как субъекта РФ, и ее взаимодействие с аналогичными автономиями ка­захов в РФ, а также со столичными и региональными государственными и общественными структурами. Важно, что культурно-национальная автономия открыта для представителей разных национальностей, име­ющих интерес к общению, казахской культуре.

Москва сохранила и продолжила вековые традиции города меж­культурного взаимодействия, что создало неповторимую московскую культурную среду, атмосферу межнационального доверия. Правитель­ству Москвы в 1994 г. удалось найти механизм взаимодействия органов исполнительной власти и национальной общественности, выступить с инициативой создания национально-культурных автономий, без терри­ториального определения, перед Правительством РФ.

16 июня 1996 г. Правительство Москвы разработало законодатель­ство о культурно-национальных автономиях на федеральном уровне, ко­торый был тесно связан с Конституцией РФ, нормами международного и российского права, международными договорами РФ в области обе­спечения прав и свобод человека. Закон 1996 г. предусматривал оказа­ние государственного финансового содействия общественно значимым программам и проектам национально-культурных автономий. Напри­мер, казахская национально-культурная автономия Москвы изыскива­ет часть средств самостоятельно, используя возможности финансово-предпринимательских российских и казахстанских структур.

Часть программ осуществляется совместно с государственными структурами: мэрией Москвы, МИД, дипломатическими представительствами, министерством образования, Государственной Думой РФ, Со­ветом Федерации, а также Российской Академией наук, Содружеством писателей независимых государств, Фондом культуры РФ, обществом Мемориал, музеями, школами, библиотеками, культурными центрами, радио, телевидением, прессой. С их поддержкой проводятся конгрессы, конференции, совещания, симпозиумы, отмечаются государственные праздники, юбилейные даты выдающихся деятелей науки, культуры, осуществляются проекты в области образования и культуры.

Проблема финансирования культурно-образовательных про­грамм остается одной из трудных, но не неразрешимых и не отражается на желании представителей национальных диаспор находить решения, привлекать лучшие средства для своего духовного, культурного, соци­ального и политического развития. Можно сказать, что просветитель­ский опыт Москвы, поддержка интеграционных процессов, стремление создать комфортность для проживания, культурного общения людей разных национальностей чутко воспринимаются в регионах и областях России.

Важную роль играют постоянные контакты с казахскими диаспо­рами в разных странах и гуманитарная помощь посольств РК в СНГ в области обмена книгами по истории и казахскому языку, справочной литературой, сборниками документов о казахстанско-российских отно­шениях в прошлом и настоящем. Большое значение с точки зрения про­светительской деятельности имеет регулярный выпуск газеты «Казак, тип».

Наиболее сложным для казахской диаспоры в РФ является финан­сирование серьезных изданий по казахскому языку, истории, культуре. Поэтому мы благодарны Посольству РК за помощь в издании путеводи­телей по Казахстану, документальных сборников, справочника - энци­клопедии «Казахи в России». Вышло уже второе издание двухтомника в г. Москве. В подготовке материала принимали участие региональные культурно-национальные автономии РФ, в том числе Москвы, Петер­бурга, Саратова, Астрахани, Оренбурга и других городов.

По сути, опыт деятельности казахской региональной национально-культурной автономии на месте отражает крупные достижения и де­монстрирует имеющиеся проблемы, которые необходимо решать как за счет внутренних (например, интеллектуальных и пр.) ресурсов, так и с помощью государственных структур и специальных ведомств. Было бы неплохо, если бы Ассамблея народов России взяла на себя роль реального координатора, охватывающего в своей деятельности широкий круг вопросов, и на регулярной основе решающего их.

Теги: Казахстан

Поделиться: