Е. Васильев: Итоги 2008 года: политический и экономический векторы в российско-белорусских отношениях.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Уходящий год надолго запомнится рядом громких событий в международной жизни, и бесспорно, определит развитие всей мировой политики не на один год, а возможно даже, и не на одно десятилетие. Не обошли эти события и Российско-Белорусские отношения.
Е. Васильев: Итоги 2008 года: политический и экономический векторы в российско-белорусских отношениях.

Уходящий год надолго запомнится рядом громких событий в международной жизни, и бесспорно, определит развитие всей мировой политики не на один год, а возможно даже, и не на одно десятилетие. Не обошли эти события и Российско-Белорусские отношения.

Политический вектор.

2008 год начался с подписания совместной внешнеполитической программы согласованных действий в области внешней политики двух государств. По мнению экспертов, основной смысл этого документа в том, что Россия официально на дипломатическом уровне взяла на себя обязательства по противодействию внешней изоляции Республики Беларусь.

После принятия программы, белорусский лидер, Александр Лукашенко, стал вести себя заметно более уверенно. В марте власти Белоруссии рекомендовали послу США Карен Стюарт покинуть страну в связи с новыми санкциями Госдепартамента в отношении республики. Однако уже позднее, в преддверии старта парламентских выборов, Лукашенко стал неожиданно выказывать свое желание нормализовать отношения с Западом.

Вооруженный конфликт в Южной Осетии стал в каком-то смысле моментом истины для Союза России и Белоруссии. В августе, в дни Юго-Осетинской гуманитарной катастрофы и последовавшей Российской операции по понуждению Грузии к миру, президент Белоруссии упорно не замечал происходящей трагедии. 9 августа, в рамках рабочего визита в КНР, Лукашенко давал интервью китайским СМИ, а 12-го принимал доклад министра иностранных дел республики.

В тот же день, 12 августа, посол России в Белоруссии Александр Суриков выразил глубокую озабоченность отсутствием внятной реакции властей Белоруссии на происходящие события. Реакция Минска была неожиданной: ни извинений, не соболезнований не последовало. Напротив, выслушав доклад министра иностранных дел страны Сергея Мартынова о ситуации на основных направлениях внешней политики республики, Александр Лукашенко призвал улучшить отношения с США и Евросоюзом.

И только 13 августа, спустя 5 дней после грузинской агрессии, появились сообщения, что «президент Республики Беларусь Александр Лукашенко от имени белорусского народа и себя лично выразил искренние соболезнования президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву и всему российскому народу в связи с трагическими событиями в Южной Осетии». А несколько дней спустя, Беларусь одной из первых стран оказала пострадавшим гуманитарную помощь. Конечно, не хочется думать, что с белорусской стороны имела место быть попытка торга на произошедшей трагедии.

А месяц спустя, в октябре, после проведения парламентских выборов в республике, Россия в очередной раз встала на защиту Белоруссии перед традиционными нападками Запада в недемократичности выборной процедуры и нарушении прав человека.

Экономический вектор.

Подписание совместной внешнеполитической программы согласованных действий в области внешней политики стало возможным, после вита Владимира Путина в Минск в декабре 2007 года. Тогда было достигнуто ряд ключевых соглашений. В частности, договорились о цене на российский газ в 119 долларов за тысячу кубометров в первом квартале 2008 года, что вполне устраивало белорусских коллег. Стоит напомнить, что в 2006 году «Газпром» поставлял в Белоруссию газ по цене 46,68 доллара, а в 2007 году - по 100 долларов за тысячу кубометров газа.

Однако, уже во втором квартале 2008 года, цена на газ для Белоруссии составила уже 128 долларов за тысячу кубометров газа. Белоруссия закупает в России ежегодно около 20 миллиардов кубометров газа. Следовательно, задолженность только за второй квартал может составлять до 45 миллионов долларов.

По словам Министра экономики Белоруссии Николая Зайченко, если цена превысит 140 долларов за тысячу кубометров, то это может вызвать дефицит бюджета. В то время как, российский посол в Белоруссии Александр Суриков 9 июня объявил, что в 2009 году цена может составить 200 долларов

Вместе с тем, российская сторона пообещала рассмотреть возможность выделения республике кредита в размере полутора миллиарда долларов, и надо полагать это не предел. Дело в том, что, начиная с июня 2007 года, Белоруссия поочередно обращалась с просьбой о выделении кредита у Венесуэлы, Объединенных Арабских Эмиратов и у Китая, но никто так не откликнулся.

По официальной версии Минска, деньги нужны для наращивания международных резервных активов для поддержки стабильности национальной валюты. Для справки, до выделения кредита, внешний долг Республики Беларусь составлял около трех миллиардов долларов, тогда как в законе о бюджете лимит этого показателя был увеличен до 6 миллиардов. Таким образом, можно предположить, что официальный Минск планирует занять у России в общей сложности еще около 3 миллиардов долларов.

Стоит отметить, что если раньше Москва увязывала экономическую помощь с вопросами о введении единой валюты и подписании Конституционного Акта о Союзном государстве, то сейчас можно говорить о тактике «привязывания» белорусской экономики к российским кредитам. Имеется в виду, что России удалось перевести свои дотации в экономику Белоруссии (в виде льготных цен на энергоносители, которые, по сути, никогда и не прекращались), в плоскость кредитных отношений. То есть изменить не столько количественный, но качественный показатель этих самых дотаций. Расчет, видимо, по-прежнему идет на то, что, увеличивая свой внешний долг перед Россией, Минск будет более сговорчив в том, что касается строительства Союзного государства.

Но как будет работать такая схема в условиях глобального экономического кризиса - большой вопрос...

Васильев Евсей, исполнительный директор Дискуссионного клуба КСПЗ

Поделиться: