Н. Галихин: В Европу можно идти за технологиями, оставаясь верным своим национальным традициям и интересам

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Прежде всего, я бы хотел поблагодарить организаторов за приглашение принять участие в работе сегодняшнего семинара. Счастлив вновь побывать в Москве, а такая возможность представилась благодаря именно этому семинару. Прежде всего, если перейти к конкретному освещению основного вопроса повестки дня сегодняшнего семинара, а это государственная казахстанская программа «Путь в Европу», то я бы хотел обратить внимание на четыре важных момента.
Н. Галихин: В Европу можно идти  за  технологиями, оставаясь верным своим национальным традициям и интересам

Выступление заместителя пресс-секретаря Президента РК Н.Н. Галихина на экспертном семинаре «Государственная программа Республики Казахстан «Путь в Европу» - пути реализации и взаимодействия»

*********************************************************************************

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, я бы хотел поблагодарить организаторов за приглашение принять участие в работе сегодняшнего семинара. Счастлив вновь побывать в Москве, а такая возможность представилась благодаря именно этому семинару.

Прежде всего, если перейти к конкретному освещению основного вопроса повестки дня сегодняшнего семинара, а это государственная казахстанская программа «Путь в Европу», то я бы хотел обратить внимание на четыре важных момента.

Во-первых, сам документ, появившийся в августе 2008 года, на мой взгляд, уникален. Он не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Трудно найти подобные образцы нормотворчества в странах азиатского или американского континента.

Второй аспект связан с тем, что этот документ по своей сути и содержанию особенный. Он в целом отражает один из основных векторов цивилизационного пути развития казахстанского общества. В то же время его принятие имеет под собой конкретную историческую основу, а именно предстоящее председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году.

Третий аспект связан с тем, что казахстанский путь в Европу, и это очень важно, не содержит никаких подводных камней для партнеров Казахстана в современной системе международных отношений, в какой бы части планеты эти партнеры ни находились. Это касается, прежде всего, наших партнеров по СНГ, в первую очередь, России, а также других мировых геополитических центров.

И, наконец, четвертый важный аспект - государственная программа «Путь в Европу» абсолютно адекватна той ситуации, которая складывается и на европейском континенте, и в европейской системе безопасности, а также тенденциям современного развития взаимоотношений между субъектами, прежде всего, европейской региональной политики, как впрочем, и всей глобальной системы международных отношений.

В этом плане хотел бы заострить внимание на том, что данная государственная программа была принята 29 августа 2008 года. Чем был насыщен политический календарь Европы, да и всего мира в то время, хорошо известно. Это были драматические несколько месяцев. Принятием программы «Путь в Европу» Казахстан подтвердил важность развития стратегического партнерства с государствами Европейского Союза, европейского континента в целом и со странами европейской части постсоветского пространства. И, прежде всего, это касается совместного поиска формул архитектуры безопасности в Европе в условиях формирования многополярного мира.

Само понятие «Европа», несмотря на все перипетии в применении различных систем координат и измерений остается одним из наиболее привлекательных на сегодня мировых брендов. Как бы ни относились к этому, нельзя не отметить того, что устойчивые позитивные понятия с прилагательным «европейский» сформировались и вошли в политический лексикон, в ход простого человеческого общения. Мы говорим: «европейское качество», «европейское образование», «европейский уровень жизни», «евроремонт», если на то пошло, и т.д.

В силу этого, название континента стало своеобразным притягательным полюсом на планете. Это историческая данность, причем не виртуальная, а реальная. Однако «путь в Европу», оказывается, может быть разным. Одни страны «бегут» в Европу частями своего обездоленного населения, в контейнерах урн, в закрытых от посторонних глаз грузовых отсеках морских сухогрузов. К каким людским трагедиям и потерям для самой Европы это приводит хорошо известно.

В Европу можно судорожно стучаться и даже ломиться, пытаясь для того, чтобы впустили скоропалительно оборвать все сложившиеся исторические связи, а дальше отпихнуться от еще не раскрывшихся дверей своих прежних партнеров. Но в Европу можно идти и за знаниями, опытом, технологиями, оставаясь верным своим национальным традициям и интересам. Именно такой путь выбирает Казахстан. И этот путь во многом сроден тем целям, которые более трехсот лет назад преследовало Великое посольство во главе с Федором Головиным, направленное царем-реформатором Петром Великим в европейские страны.

Кстати, если вдаваться в исторические аналогии, прорубать «окно в Европу», держать его открытым - это то, что на протяжении столетий делала сама Россия в своих различных исторических воплощениях: являясь империей, потом советской державой либо в ее нынешнем качестве.

Наверное, было бы важно сегодня на этом семинаре подчеркнуть перед российскими коллегами, что казахстанский «путь в Европу» пролегает через Россию. Это обусловлено, во-первых, географически: достаточно посмотреть на карту, чтобы убедиться в том, что это кратчайшая дорога, а все другие обходные пути малоперспективны.

Во-вторых, это определено историей: многие европейские ценности в Казахстан привносились, по крайней мере, в течение последних трех столетий, главным образом, через Россию.

Третий момент определяется настоящим. Здесь важно отметить наличие значительного компонента русского и в целом европейского населения в Казахстане, я имею в виду демографическую структуру населения нашей страны. Значителен и высокий уровень казахстанско-российского взаимодействия, в экономической, политической, культурной, гуманитарной и других сферах, а также то взаимодействие, которое сложилось за последние 17 лет.

Хотел бы подчеркнуть, что «путь в Европу» по-казахстански поддержан руководством России, другими странами СНГ. Прежде всего, это касается того решения о председательстве нашей страны в ОБСЕ, которое было принято при активной позиции наших партнеров по Содружеству, и, прежде всего, Москвы. И я здесь вспоминаю о том, что в своем последнем послании в качестве Президента РФ Владимир Владимирович Путин сказал целую фразу, посвященную решительной позиции России по поводу председательства Казахстана в ОБСЕ. Этот момент сыграл очень позитивную роль в свое время.

Но в то же время путь в Европу, который избирает Казахстан - это часть большой цивилизационной магистрали «Восток-Запад», причем с двухсторонним и широкополосным движением. Именно за возведение такой вариации исторического Великого Шелкового пути Казахстан не только активно выступает, но и прилагает свои собственные усилия. Сегодня в этой конструкции находится ряд опор, построенных по инициативе и при непосредственном участии руководства Казахстана. Это и Совещание по безопасности и мерам сотрудничества и доверия в Азии, и съезды лидеров мировых и традиционных религий, которые проходят в Астане; это казахстанская инициатива по организации диалога между мусульманским миром и Западом (соответствующая конференция летом этого года прошла в Астане).

Этот путь должен быть без разделительных линий. Необходимо принять общие, приемлемые для всех участников правила движения. В этом, безусловно, большая роль принадлежит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. На состоявшейся в Астане летом этого года 17-ой сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что Казахстан рассматривает свое предстоящее председательство в ОБСЕ как хорошую возможность придать новое дыхание взаимодействию стран-участниц организации. Причем, казахстанская сторона намерена акцентировать внимание на решении насущных проблем безопасности и содействия межкультурному, межконфессиональному диалогу, то есть в том, чем, как мы полагаем, у нас есть чем поделиться с нашими партнерами по ОБСЕ.

Такой подход, на мой взгляд, созвучен с идеей руководства России о создании обновленной архитектуры безопасности в мире. Реализация государственной программы Республики Казахстан начинается с 2009 года, поэтому уже принят и утвержден специальный правительственный план.

На программе конкретно я останавливаться не буду, с ее положениями каждый из вас легко может ознакомиться. В целом, этот документ отражает стремление нашей страны к углублению взаимодействия на европейском направлении.

Завершая свое выступление, я бы хотел отметить, что мы буквально два дня назад отметили главный государственный праздник нашей страны - День независимости Республики Казахстан. Выступая на торжественном собрании, Президент Нурсултан Назарбаев сказал, что «нравственная основа казахстанской внешней политики - это осознание неразрывной связи между всеми странами мира, которые в эпоху глобализации составляют единое целое». Это обуславливается пониманием простой вещи: «Процветание Казахстана возможно только в процветающем мире». Это касается и взаимоотношений и с нашими соседями, и с Россией и с Китаем и странами Центральной Азии, отношений с другими ведущими центрами силами современной системы международных отношений. Это, в том числе, касается наших европейский партнеров.

Благодарю за внимание.

Теги: Казахстан

Поделиться: