ЧФ РФ -- главная проблема у любой коалиции в украинской Раде?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Киеве давно звучат разговоры о повышении арендной платы за базирование флота. По мнению бывшего командующего ВМС Украины, Бориса Кожина стоимость аренды должна составлять $2,5 млрд. в год из расчета 20 тыс. га земель, плюс $4 млрд. - аренда объектов и еще около $3,5 млрд. - пользование имуществом. Расчеты Кожина нужно воспринимать как личное мнение бывшего украинского депутата Рады от народного РУХа. Но тенденция такова, что тема пересмотра стоимости аренды будет среди главных обсуждаемых и в связи с экономическим кризисом. Скажем для Тимошенко это неплохой способ поговорить о том, сколько можно «вытянуть» из России средств для облегчения бремени газового долга. Но это лишь перевод стрелок от реальных проблем.
ЧФ РФ -- главная проблема у любой коалиции в украинской Раде?

ЧФ РФ -- главная проблема у любой коалиции в украинской Раде?

В эту среду курс гривны по отношению к доллару перевалил за отметку 9. Для понимания ситуации напомню - последние пять лет валютный коридор гривны находился в пределах 4,5-5 гривен за один доллар. Оцените сами -- чтобы для населения России означал двукратный скачок курса рубля в течении недели?

На фоне таких непростых условий в украинской Раде между частью НУНС, блоком Литвина и БЮТ наконец-то сформирована очередная парламентская коалиция. И конечно, вполне логично, что раздел основных приоритетов в тексте опубликованного коалиционного соглашения начинается с вопросов экономики. В разделе внешней политики также не вызывает вопросов присутствие задачи адаптации национального законодательства к нормам ЕС. Наверняка этот пункт присутствовал бы и в коалиционном соглашении с участием партии «Регионов». Бросается в глаза отсутствие упоминания России, впрочем, оно компенсируется в разделе национальной безопасности, где кроме приоритета борьбы с сепаратизмом фигурирует всего один конкретный пункт - «пересмотр всего комплекса нормативно-правовых актов относящихся к юридическому статусу ЧФ РФ и порядку его пребывания на территории Украины до 2017 года».

Такой пункт в коалиции с участием БЮТ и блока Литвина выглядит достаточно неожиданным, учитывая, что эти две силы последние месяцы не считали необходимым педалировать эту тему, резко напрягающую отношения с Москвой, а также обсуждать, мягко говоря, не актуальный вопрос для текущей повестки дня. Если посмотреть на календарь - до выхода российского флота из Севастопольской гавани осталось девять лет, а если посмотреть в кошелек -- там $105 млрд. внешнего долга и около $3 млрд. задолженности по газу, которые надо выплачивать буквально сегодня-завтра, плюс к этому опасность банковского дефолта вызванного 50% неоплаченных в срок валютных кредитов.

Строго говоря, на этот раздел коалиционного соглашения можно было бы не обратить внимание. Коль скоро политический истеблишмент Украины считает тему присутствия российского флота критически важной для безопасности страны, -- это надо обсуждать и вносить в политические программы. Но почему в таком случае, в коалиционном соглашении отсутствует другая проблема украинской политики - нормализация двусторонних отношений с Россией, а также более важная проблема -- расширение прав самоуправления областей?

Но даже закрепив пункт «флота» в коалиционном соглашении, не понятно зачем Юлия Тимошенко акцентировала внимание на этом, и озвучила его в числе главных элементов договоренности коалиции. С ее слов получается, что пересматривать соглашения Рада собирается в ближайшее время. Вряд ли тема флота оказалось вынужденным компромиссом для присоединения к коалиции 37 из 72 депутатов НУНС. Единственным логичным объяснением, почему Тимошенко решила обратить внимание на эту тему - попытка перехватить инициативу у Ющенко. В течении второй половины года, и особенно после нейтральной реакции Тимошенко на конфликт России и Грузии, президент Ющенко обвинял премьера в предательстве национальных интересов. Говоря о проблеме флота, она тем самым пытается отобрать у Ющенко одну из публичных тем его риторики. Застолбить за коалицией это обсуждение и тем самым предупредить возможные обвинения.

В Киеве давно звучат разговоры о повышении арендной платы за базирование флота. По мнению бывшего командующего ВМС Украины Бориса Кожина, стоимость аренды должна составлять $2,5 млрд. в год из расчета 20 тыс. га земель, плюс $4 млрд. - аренда объектов и еще около $3,5 млрд. - пользование имуществом. Расчеты Кожина нужно воспринимать как личное мнение бывшего украинского депутата Рады от народного РУХа. Но тенденция такова, что тема пересмотра стоимости аренды будет среди главных обсуждаемых и в связи с экономическим кризисом. Скажем для Тимошенко это неплохой способ поговорить о том, сколько можно «вытянуть» из России средств для облегчения бремени газового долга. Но это лишь перевод стрелок от реальных проблем.

Кроме того, что пересмотр соглашений это длинный по времени процесс он не может быть решен без участия России. А садиться за стол переговоров, не говоря о согласии пересматривать стоимость аренды Москва не торопится и имеет на то все юридические основания, закрепленные договором от 28 мая 1997 года "О статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины". По этому соглашению действующая стоимость аренды крымских земель и инфраструктуры составляет $97,75 млн, которая списывается как украинский государственный долг за импорт газа.

Получается замкнутый круг -- искусственно вынесенная проблема флота, когда до истечения срока соглашения остается 9 лет, не может быть решена, но может стать дополнительным элементом демагогии для коалиции, которая не продержится и 9 месяцев. России остается хладнокровно наблюдать за «крысиными» бегами украинской элиты.

22.12.08 "Независимая газета"

Теги: Украина

Поделиться: