Тигран Манасян: Армянские школы в России

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Армяне живут на территории российской федерации уже достаточно давно. Переселение армян в Россию было частью официальной русской политики по отношению к армянам в XVIII в. Основу этого заложил Петр I, и она осуществлялась на протяжении всего века, особенно усилившись в царствование Екатерины II. Русское правительство в целях освоения вновь приобретенных земель, развития ремесла и торговли проводило политику покровительства по отношению к переселенцам-армянам.
Тигран Манасян: Армянские школы в России

Армяне живут на территории российской федерации уже достаточно давно. Переселение армян в Россию было частью официальной русской политики по отношению к армянам в XVIII в. Основу этого заложил Петр I, и она осуществлялась на протяжении всего века, особенно усилившись в царствование Екатерины II. Русское правительство в целях освоения вновь приобретенных земель, развития ремесла и торговли проводило политику покровительства по отношению к переселенцам-армянам.

Вслед за начавшимся уже в XVIII в. движением по переселению армян в Россию происходит и процесс перемещения армянских культурных центров в Россию. Отсюда берет свое начало армянская диаспора на территории России. В Петербурге, Москве, Нахичевани-на-Дону (совр. Ростов-на-Дону), в Тбилиси, вошедшем в XIX в. в состав России, основываются армянские типографии, средние и высшие учебные заведения и другие культурные центры. Многие выдающиеся представители армянского народа в XIX-XX вв. получали образование именно в России, в основном из-за того, что сама Армения еще не вышла из вековой отсталости. Центром обучения армян стал Тифлис (Тбилиси), который был основан армянами, бежавшими туда еще в средневековье. Не уступала Тифлису и Москва, в которой в 1815 г. было основано Иоакимом Лазаряном в армянское училище, преобразованное в 1827 г. в Лазаревский институт восточных языков. Из его стен вышли многие армянские поэты, писатели, государственные деятели, в том числе граф Микаэл Тариэлович Лорис-Меликов, проявивший себя на театре военных действий на Кавказе во время Русско-турецкой войны (1877–1878 гг.) и как министр внутренних дел России (1880–1881 гг.). А, например, знаменитый художник-маринист И.К.Айвазовский получил образование в Петербургской академии художеств. Фактически Россия стала в XIX веке для армян не просто вторым домом, но и государством вновь поднявшим их культурное единство.

В армянских колониях в России развиваются торговля (исторически установившаяся деятельность армян), промышленность и земледелие. Они становятся также крупными центрами армянской культуры. Армянские колонии в России были также важными центрами, идейно и организационно возглавлявшими освободительное движение армянского народа и русскую ориентацию того движения. Армяне, переселившиеся в Россию, начинают развивать большую культурную деятельность. Армянские колонии становятся крупными культурными центрами. Создаются армянские школы, типографии, издается большое количество книг на армянском языке, а также на русском языке для ознакомления русской общественности с историей и культурой Армении.

Сегодня в России проживает по официальным данным около двух миллионов армян, хотя это явно неполные данные, из которых около миллиона – на территории Москвы и московской области, а другая большая община – на территории юга России (краснодарский и ставропольский край).

Всего в России по данным 2005 г. действует 19 армянских государственных общеобразовательных школ, в которых учатся пять тысяч учащихся. Наибольшее количество государственных армянских школ находится в Сочи и Ростовской области, по 6 соответственно. В Москве действуют всего 4 армянские школы. Самое большое количество учащихся армянских школ - в Ростовской области (1800 учеников), а в Москве - 1300. Кроме армянских общеобразовательных школ на территории РФ действуют также многочисленные воскресные, этнокультурные школы, а также кружки по изучению армянского языка при школах.

По данным Управления по внешним отношениям Министерства образования и науки РА, в армянских школах России преподают около 300 учителей. В школах пользуются учебниками для русских школ советских времен и изданными в Армении за последние годы учебниками армянского языка и литературы. В этих школах традиционно сохраняется список арменоведческих дисциплин, таких как - армянский язык, армянская литература и история Армении. В других странах СНГ, а также в прибалтийских странах, в отличие от России, действуют только армянские воскресные школы и курсы по изучению армянского языка.

Политика России по отношению к национальным меньшинствам и в особенности к армянам всегда отличалась от многих других государств, где имеются армянские общины. Например, недавно было объявлено, что РФ будет содействовать изучению и распространению армянского языка в качестве этнонационального компонента в российской общеобразовательной системе. Об этом сообщил в мае 2007 г. на пресс-конференции в Ереване вице-спикер армянского парламента, сопредседатель армяно-российской межпарламентской комиссии Ваан Ованнисян, представляя итоги 10-ого заседания межпарламентской комиссии Армения-Россия.

По его словам, соответствующая формулировка включена в окончательный протокол прошедшего 14-го марта в Москве межпарламентского заседания. «Для армянских школ Москвы и юга России это имеет очень важное значение, и фактически армянские структуры получают возможность участвовать в этих программах», - сказал В.Ованнисян. При этом он подчеркнул, что в вопросе повышения роли русского языка в Армении должны быть заинтересованы обе стороны. «Если Россия хочет содействовать распространению русского языка в Армении, то она должна обеспечивать соответствующее финансирование, как это делается в случае с английским, немецким и французским языками», - сказал В.Ованнисян.

Российская сторона со временем еще более углубила политику распространения и поощрения армянского языка. В Московском государственном лингвистическом университете в соответствии с решением Ученого Совета университета в 1998 году был создан научно-учебный Центр языков и культур Северной Евразии (СНГ и Балтии). Он вел научно-исследовательскую работу по изучению языков народов России и стран постсоветского зарубежья. В течение 2001-2004 годов при активной поддержки и помощи Посольств Республики Армения, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Украины, их ведущих университетов и диаспор были открыты четыре центра языков и культур государств-участников СНГ, в том числе и Центр армянского языка и культуры.

На торжественной церемонии открытия центра присутствовали многие высокопоставленные чиновники, среди них - Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по вопросам СНГ П. Пастухов, Председатель Национального Собрания Армении А.Хачатрян, Чрезвычайный и Полномочный посол РА в РФ С.Саакян. Присутствовали также такие выдающиеся деятели науки и культуры, как профессор МГИМО А. Мигранян, поэтесса Сильва Капутикян и др. Все говорит о серьезности и далеко идущих намерениях как РФ, так и РА в укреплении и развитии взаимоотношений.

В настоящее время в Центре обучается семь студентов переводческого факультета, изучающих армянский язык как третий иностранный. Задача Центра заключается в обучении языку через культуру и историю армянского народа. На занятиях используются видео, аудио материалы, библиотека, знакомящая студентов с литературой, архитектурой, живописью и историей этой древнейшей и духовно богатой страны. В том числе для всех желающих организовано платное обучение армянскому языку.

Центр тесно сотрудничает с Московской армянской общиной, Русско-армянским содружеством, обществом «Арарат», социально-культурной организацией «Миссия - Просвещение - Сотрудничество» и другими организациями, которые активно способствуют погружению студентов в культуру Армении. Студенты были приглашены на встречу с Президентом Армении Робертом Кочаряном, на мероприятия, посвященные Дням армянской культуры в Москве, на спектакли Ереванского Драматического Театра им. Г. Сундукяна. В центре ежемесячно проводятся круглые столы, посвященные проблемам преподавания армянского языка. Важно заметить, что некоторые армянские школы России добились немалых успехов. Примером может служить московская средняя общеобразовательная школа № 1110 с армянским этнокультурным компонентом образования, которая в 2007 году стала победительницей конкурса образовательных учреждений, проводимого в рамках президентского национального проекта «Образование», и удостоилась президентской премии – один миллион рублей. Из почти трех тысяч московских школ этой награды удостоились лишь сто семнадцать, среди которых и оказалась армянская школа № 1110.

Проектной деятельности в школе №1110 уделяется особое внимание. Творческие и проектные работы учащихся школы по всем предметам и направлениям представлены на конкурсах и фестивалях всех уровней – от районного до международного. А научная деятельность педагогов школы отражена в многочисленных публикациях, проведенных на базе школы научно-практических семинарах и круглых столах.

Школа представила Программу развития на 2006 – 2010 годы «Организационно-педагогическая модель адаптации и самореализации детей мигрантов в условиях образовательного процесса в школе с этнокультурным компонентом образования». Некоторые концептуальные решения образовательно-воспитательных проблем и креативный, инновационный подход к организационно-педагогической деятельности, представленные в Программе развития, по признанию ведущих специалистов педагогической науки в Москве, должны быть распространены как передовой опыт в других образовательных учреждениях московского региона. Центр качества образования г. Москвы уже приступил к подготовке ряда публикаций по материалам Программы развития и образовательной программы школы №1110 с армянским этнокультурным компонентом образования.

Школа продолжает работать над реализацией своих планов. Внедряется новая программа по обучению переводческой деятельности, открыты профильные классы – естественно-научный и социально-экономический, действуют гимназические классы. Обучение ведется не только в традиционной форме ежедневного посещения занятий. Поэтому школа предлагает новые варианты организации обучения – семейное, надомное, экстернат. Ведется подготовка к внедрению дистанционной формы обучения. Однако это требует обновления компьютерного парка школы. Здесь на помощь им пришел Союз Армян России.

За годы своей деятельности эта организация оснастила компьютерной техникой 600 армянских школ и вузов по Армении и продолжила деятельность также и в России. президент САР Ара Абрамян придает большую важность предоставлению компьютерной техники армянским школам, считая, что без компьютерных знаний невозможно иметь образованное молодое поколение. Союз армян России создан в июне 2000 года как общероссийская общественная организации. Всемирный армянский конгресс основан в октябре 2003 года в качестве Союза армянских общественных объединений и имеет международный статус.

Армянские школы открываются также и на периферии, например, в селе Черешня Адлерского района города Сочи состоялась торжественная церемония сдачи в эксплуатацию новой школы. Эта школа является национальной и преподавание в ней будет вестись на двух языках – русском и армянском. Строили здание школы, рассчитанной на 550 учеников, в течение трех лет. В церемонии открытия школы принял участие глава города-курорта Виктор Колодяжный, отметивший в своем выступлении, что «открытие школы должно вселить в сельчан уверенность в завтрашнем дне, в достойном будущем своих детей и своего родного села». 1 октября начала работать воскресная армянская школа в Пскове. Занятия в ней будут проходить по выходным дням в помещении псковской городской общеобразовательной школы №2, где на добровольные пожертвования членов армянской общины города Пскова "Урарту", были отремонтированы два классных помещения. Инициатор открытия школы, предприниматель Радик Гиносян, за свой счет привез из Армении буквари, прописи, учебники и наглядные пособия для учащихся. В школе будет работать два дипломированных преподавателя и посещать ее будут более 30 детей. Армянская школа, организованная Пермской Общественной Организации "Армянский центр города Перми, действует также и в Перми. Она имеет статус ВОСКРЕСНОЙ и существует на базе Городского Дворца Творчества Юных г. Пермь.

Воскресная Армянская Школа была создана 9 февраля 2001 года решением собрания совета Местной Общественной Организации "Армянский центр города Перми". Цели и задачи организации данного социального института заключаются: в реализации образовательных программ в области армянской культуры; сохранении национальной культуры, духовности, исторической памяти армянского народа; в воспитании в подрастающем армянском поколении приоритетов общечеловеческих ценностей; в выявлении и развитии творческих и природных способностей (талантов) детей; в приобщении к армянской национальной культуре; в обучении детей языку; изучении истории и развитии в них духовного и культурного наследия армянского народа; стимулировании интереса детей к коллективной творческой деятельности; организации новых форм досуга для детей.

Т.к. занятия проводятся по будним дням в помещении Армянского культурного центра г. Перми, и по выходным дням в здании ГДТЮ, то и функциональные особенности школы отвечают особенностям воскресных школ. Успехи школы не раз отмечались грамотами и благодарностями.

Сегодняшнее армянское населеление России можно разделить на несколько больших групп. Это чисто условное разделение по уровню знания армянского языка, как устного, так и письменного, т.к. точных данных не имеется ни у кого. - знают язык и пишут (15%); - владеют, но не пишут (70%); - не говорят, но понимают (10%); - практически не говорят и не понимают (5%).

Этими данными располагают, как в РА, так и в РФ, соответственно, исходя из этих данных и производятся действия российской стороны по отношению к армянскому меньшинству. По сути ко второй группе относятся около 70 % армян, т.е. большинство. Из них приблизительно 40 % умеют также читать и неграмотно писать. Т.е. фактически это говорит о том, что, даже живя в стране с другой культурой и другими духовными ценностями, армяне стараются во что бы то ни стало сохранить свой язык и свою культуру. Поэтому знание языка (хотя бы устного) преобладает у 80 % армян-граждан России. Благодаря этому старанию сохранить культурное и национальное единство среду армян правительство Российской федерации идет на весьма серьезные шаги по поддержанию этих начинаний, но уже на государственной основе и на государственном финансировании. Т.е. государство помогает при открытии школ, в том числе и воскресных, проведении праздников в университетах (например, в МГУ им. Ломоносова существует асоциация армянских учащихся, которая ежегодно проводит те или иные мероприятия в стенах университета). Кроме МГУ, проходят армянские вечеринки и мероприятия и в МГМСУ, и в Университете дружбы народов им. П. Лумумбы и т.д.

Самое главное заключается в том, что РФ не остается безучастным в судьбе небольшого армянского контингента, проживающего на территории России. Возможно, причина заключается в том, что очень многие сыны матушки-Армении являются весьма преуспевающими бизнесменами, деятелями культуры и политиками. При чем такие люди есть как в самой России так и во многих других странх, например, во Франции, которая может справедливо гордиться такими представителями, как Шарль Азнавур и Мишель Легран, которые имеют армянские корни.

В России также можно найти весма достойных представителей, армян по национальности. Говоря об известных российских армянах, невозможно не вспомнить об Араме Хачатуряне, Евгении Вахтангове, Арно Бабаджаняне, Тигране Петросяне, Карене Шахназарове, Евгении Петросяне, Иване Баграмяне, Армене Джигарханяне и многих других.

Все эти люди так или иначе связали свою жизнь с Россией и во многом благодаря российскому образованию специфической и неповторимой российской среде они стали теми, кем они стали впоследствии. И сегодня РФ, принимая во внимание факт успешности многих армян, ведет политику поощрения и сохранения армянских культурных и духовных ценностей. Происходит взаимовыгодное сосуществование двух наций и культур, сотрудничество которые уже не раз доказывало свою состоятельность и успешность.

Теги: Армения

Поделиться: