ПРОЦЕССЫ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ В БЕЛОРУССКОЙ ДИАСПОРЕ МОСКВЫ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Вопросы существования в РФ национальных диаспор актуализировались после дезинтеграции СССР, когда с середины 1990-х гг на российскую столицу обрушилась волна мигрантов из стран СНГ. Люди искали работу: кто-то стремился к быстрому обогащению, кто-то пытался просто заработать на жизнь себе и своей семье. Молодежь приезжала, чтобы поступить в вузы. Кто-то намеревался остаться в Москве навсегда, кто-то пережидал здесь трудности, воз­никшие на родине, в новых постсоветских государствах. Но и те, и другие усиливали национальную мозаичность столицы, меняя вектор этнокультурных процессов, происходящих в ней.
ПРОЦЕССЫ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ В БЕЛОРУССКОЙ ДИАСПОРЕ МОСКВЫ

Ибатулина П.В.,

ПРОЦЕССЫ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ В БЕЛОРУССКОЙ ДИАСПОРЕ МОСКВЫ

Вопросы существования в РФ национальных диаспор актуализировались после дезинтеграции СССР, когда с середины 1990-х гг на российскую столицу обрушилась волна мигрантов из стран СНГ. Люди искали работу: кто-то стремился к быстрому обогащению, кто-то пытался просто заработать на жизнь себе и своей семье. Молодежь приезжала, чтобы поступить в вузы. Кто-то намеревался остаться в Москве навсегда, кто-то пережидал здесь трудности, воз­никшие на родине, в новых постсоветских государствах. Но и те, и другие усиливали национальную мозаичность столицы, меняя вектор этнокультурных процессов, происходящих в ней.

Со временем этнические образования российской столицы стали активно участвовать в жизни города. А законодательная база РФ, которая откликалась на объективные реалии созданием новых законов (например, Закон о национально-культурной автономии 1996 г.), способствовала статусному оформлению этих процессов, созданию национально-культурных неполитических обществен­ных организаций. В конечном итоге, во второй половине 90-х го­дов спонтанные процессы этнокультурного единения отдельных народов, составляющих этническое лицо столицы, характерные для начала десятилетия, оформились в крупные национально-культурные структуры, объединенные деятельностью государ­ственного учреждения города Москвы «Московский дом нацио­нальностей», созданного по инициативе Правительства Москвы.

Внешнее проявление этих процессов очевидно. Однако они предполагают необходимость научного осмысления внутренней жизни диаспор, выявления этнокультурных и языковых процессов, происходящих в них, определения степени активности членов этнических общностей Москвы, а также роли административного ресурса в жизни этнических диаспор России.

Необходимость в консолидации разных этнических групп возникает в результате проводимой государством национальной политики, которая влияет на межэтнические отношения внутри социума. При этом государство улавливает, оформляет и кодифи­цирует уже сложившиеся в обществе чаяния о сохранении нацио­нальной самобытности.

Белорусская внешняя диаспора - одно из наиболее актив­ных, численно значимых этнических объединений в столице. Изучение этнокультурных и этнополитических процессов у бе­лорусов России стало предметом особого внимания историков и этнологов обоих государств - Российской Федерации и Респу­блики Беларусь - сегодняшние отношения которых устремлены к конфедеративной интеграции с целью создания Союзного го­сударства.

Вследствие внешнеполитических процессов, происходящих между Россией и Белоруссией, во всем их многообразии, в обо­зримом будущем можно прогнозировать дальнейший приток бе­лорусов в РФ. Языковая, культурная, бытовая, религиозная дис­танции белорусов от основной массы россиян остаются весьма близкими. В таких условиях модель социально-экономической и языково-культурной адаптации белорусов, а также фиксируемая среди них тенденция к сохранению этнокультурной самобытно­сти особенно интересны.

Необходимо также учитывать, что национальные диаспоры, и белорусские в том числе, участвуют не только в формировании полиэтничного лица страны, но и в формировании его предпри­нимательских традиций и финансового благополучия.

Изучая процесс статусного оформления московских диа­спор, нельзя не заметить, что, во-первых, в условиях мегаполиса существует конкуренция между этническими группами в стрем­лении занять ту или иную нишу в социальной, политической и экономической структурах общества. Эти процессы повышают уровень внутренней этнической солидарности, тем самым способствуя формированию диаспоры. Во-вторых, стало очевидно,

что этнокультурная составляющая по-разному важна для разных | членов белорусской диаспоры. Меньшая, наиболее активная часть диаспоры выбирает этничность как образ жизни, связывая собственную национальность с частично или полностью осуществляемой профессиональной деятельностью. Рядовые члены диа­споры рассматривают участие в этнокультурных мероприятиях как неотъемлемую часть своей национальной жизни, по-разному мотивированной в зависимости от возраста, пола и образования. А большая часть диаспоры и вовсе остается за рамками этнокуль­турной деятельности автономий. Статусное оформление белорус­ской диаспоры неравномерно влияет на этнокультурную жизнь и сплоченность белорусской диаспоры в целом, при этом улавливая и отражая те тенденции, которые в действительности происходят среди белорусов Москвы.

Поделиться: