Программа «Путь в Европу» не означает отказа от самоидентификации

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Прежде всего, для Казахстана «Путь в Европу» - это путь к новым технологиям, стандартам, рынкам. Мы знаем, что Европейский Союз, а суммарно все страны ЕС, являются ключевым торгово-экономическим партнером для Казахстана, торговый оборот между этими странами и Казахстаном составляет около 25 млрд. долларов. Для сравнения. Торговый оборот Казахстана с Россией достигает только 16 млрд. долларов.
Программа «Путь в Европу» не означает отказа от самоидентификации

О программе «Казахстан. Путь в Европу» казахстанским и российским журналистам рассказывает заместитель директора КИСИ, Санат Кушкумбаев.

Талгат Адилов: Благодарю Вас за готовность ответить на несколько вопросов. Что, на Ваш взгляд, для Казахстана означает программа «Путь в Европу»? Если брать не внешнеполитический аспект, а факторы внутреннего развития?

Санат Кушкумбаев : Прежде всего, для Казахстана «Путь в Европу» - это путь к новым технологиям, стандартам, рынкам. Мы знаем, что Европейский Союз, а суммарно все страны ЕС, являются ключевым торгово-экономическим партнером для Казахстана, торговый оборот между этими странами и Казахстаном составляет около 25 млрд. долларов. Для сравнения. Торговый оборот Казахстана с Россией достигает только 16 млрд. долларов.

Но Казахстан не хотел бы позиционировать себя только как источник сырья, энергоресурсов для Европы. Мы хотели бы открыть улицу политики, дипломатии с двусторонним движением, то есть получать опыт в сфере транспорта, налогов, ноу-хау из Европы. Надеемся, что наши европейские партнеры будут также заинтересованы в продвижении этих вопросов. То есть, если Европа нуждается в энергоресурсах, металлах, других источниках сырья, то Казахстану необходимы, прежде всего, технологии. Здесь стоит вопрос о сотрудничестве в сфере образования, подготовки специалистов не только в нефтегазовой отрасли, но и в инженерном профиле, области сельского хозяйства. Европа обладает таким опытом, и мы хотели бы, чтобы этот опыт передавался и в страны Центральной Азии, в Казахстан, в частности. Нам важен опыт европейских стран и в сфере законодательства. Живой интерес представляет законодательство, регулирующее индустриальный сектор, таможенное управление, управление границами, водными ресурсами, строительством атомных электростанций. Казахстан, как вы знаете, занимает второе место в мире по запасам урана. Мы не хотели бы выступать только поставщиком для урановой промышленности в Европу. Европейский энергетический сектор, в частности, французский, обладает хорошим опытом в урановой промышленности. Здесь мы тоже могли бы найти точки взаимодействия. Такие проекты и представлены в казахстанской программе «Путь в Европу».

Т.А.: А если говорить о ценностных ориентирах, не означает ли «Путь в Европу» для Казахстана отказа от индивидуализации, самоидентификации и переход к более универсальным европейским ценностям?

С.А.: Отнюдь нет, потому что принятие программы «Путь в Европу» не означает, что мы стремимся стать частью Европы или европейцами. Это вряд ли произойдет. В данном случае речь идет о ценностях в энергетическом, экономическом и гуманитарном измерении нашего сотрудничества с европейскими странами. В том числе и в части тех наработок в сфере демократизации, правозащитной деятельности, которые будут переориентированы в казахстанскую политическую реальность. Речь идет именно об адаптации, применении, а не имплантации или заимствовании. Да и абсолютно скопировать этот опыт в казахстанских условиях просто невозможно. Т.А.: То есть, речь идет о только взаимодействии неких официальных структур? Эта программа, по-вашему, нацелена на сотрудничество с отдельными страна Европы или воспринимает ЕС как общего партнера?

С.А.: Есть и общее восприятие. Но защищенность европейских национальных рынков очень высокая. То есть Казахстану, прежде чем, придти в Европу придется преодолеть большие сложности и барьеры, в том числе правовые, институциональные. Но мы бы хотели, чтобы наше сотрудничество с Европой было взаимовыгодным, и европейцы могли бы открыть доступ, в том числе, к нашему рынку. Под большой лупой европейцы рассматривают наши предложения, наши проекты, они не пускают на свои рынки третьи страны, и здесь мы хотели бы быть не просто дальним партнером и поставщиком сырья в Европу. Для нас важно получить доступ к тем элементам, которые нам интересны, даже от восточно-европейских стран. То есть это будут наши долгосрочные активы и вложения. Нефтедоллары и деньги от энергоресурсов Казахстану нужно будет инвестировать в технологическое производство. Т.А. Теперь неожиданный вопрос. Может ли Казахстан, реализуя программу «Путь в Европу» стать своеобразным ориентиром для других стран центрально-азиатского региона?

С.А.: В определенной степени, конечно, да. Здесь мы не стремимся продемонстрировать лидерские амбиции. Если европейские партнеры будут заинтересованы в сотрудничестве с другими странами Центральной Азии, почему нет? Ведь здесь важно наше соседство, и географическое и прочее, от этого никуда не уйти и не оторваться. Естественно, мы заинтересованы, чтобы и в Киргизию, и в Таджикистан, и в Туркмению происходила перетрансляция европейского опыта. Не случайно программа совпадает хронологически с активной фазой деятельности Казахстана в «тройке» ОБСЕ. Известно, что в 2010 Казахстан будет председательствовать в организации, а с января 2009 страна войдет в так называемую «тройку» ОБСЕ. Именно на этот период - 2009-2011 годы - выпадает пик деятельности программы «путь в Европу». И, безусловно, взаимосвязь между председательством Казахстана в ОБСЕ и программой «Путь в Европу» существует. Поэтому один из пунктов программы - это эффективная разработка процесса председательства Казахстана в ОБСЕ. Несмотря на то, что этот пункт стоит последним в программе, он, отнюдь, не последний по своей значимости.

Т.А. Спасибо за интервью.Редакция благодарит московских коллег за помощь в организации интервью

Теги: Казахстан

Поделиться: