«Обеспечить поступательное и устойчивое развитие страны - важнейшая наша задача»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Мне доставляет большое удовлетворение поздравить Вас, присутствующих в этом зале, в Вашем лице весь наш народ с Днем Конституции, выразить всем Вам свое искреннее уважение.В эти дни мы отмечаем 16-летие со дня принятия нашего Основного Закона, заложившего базовые принципы, положения и нормы, говоря коротко, основополагающий правовой фундамент строительства демократического государства, свободной рыночной экономики и формирования гражданского общества, высшей ценностью которого является человек, его интересы, права и свободы.
«Обеспечить поступательное и устойчивое развитие страны - важнейшая наша задача»

Доклад Президента Ислама Каримова на торжественном

собрании, посвященном 16-й годовщине принятия

Конституции Республики Узбекистан.

Уважаемые соотечественники!

Дамы и господа!

Мне доставляет большое удовлетворение поздравить Вас, присутствующих в этом зале, в Вашем лице весь наш народ с Днем Конституции, выразить всем Вам свое искреннее уважение.

В эти дни мы отмечаем 16-летие со дня принятия нашего Основного Закона, заложившего базовые принципы, положения и нормы, говоря коротко, основополагающий правовой фундамент строительства демократического государства, свободной рыночной экономики и формирования гражданского общества, высшей ценностью которого является человек, его интересы, права и свободы.

Приняв Конституцию страны, мы полностью отказались от старой, изжившей себя тоталитарной идеологизированной административно-командной системы, избрали новую, отвечающую подлинным интересам нашего народа стратегию правового демократического развития страны.

На основе фундаментальных положений и требований Основного нашего Закона была принята собственная узбекская модель кардинального реформирования и модернизации страны, пять основных принципов которой и сегодня не теряют своей актуальности и значения.

Думаю, что Вы согласитесь со мной, что по мере прохождения времени сама наша жизнь, достигнутые нашей страной рубежи еще и еще раз убеждают нас в правильности заложенных в нашей Конституции норм и принципов, отвечающих долгосрочным интересам и чаяниям нашего народа.

Свидетельством и ярким подтверждением достигнутых за истекший период огромных по масштабу и глубине перемен являются, в первую очередь, устойчивые темпы роста в экономическом и социальном развитии, стабильное и поступательное повышение благосостояния народа, кардинально меняющийся облик наших населенных пунктов, районов, городов и главное - демократическое обновление страны.

И что особенно важно - коренным образом меняется облик и мировоззрение нашего человека, его отношение к жизни, к результатам своего труда, его сопричастность ко всему, что происходит в мире и вокруг него, растет его политическая активность, его гражданское сознание и ответственность.

Не будет сегодня никаким преувеличением сказать, что именно растущая общественная активность населения, происходящие глубокие и качественные изменения в политическом и правовом сознании наших людей, являются важнейшим определяющим фактором достижений страны на современном этапе. Вместе с тем все это служит надежной и устойчивой базой для дальнейшего углубления политических и экономических реформ и либерализации судебно-правовой системы, повышения роли и активизации институтов гражданского общества.

Говоря другими словами, сама динамика нашей жизни все более настойчиво ставит в повестку дня вопрос об активизации нашей работы по реализации Программы «От сильного государства к сильному гражданскому обществу», служащей для нас моделью эволюционного развития страны.

Смысл и содержание этой программной задачи заключается прежде всего в том, что по мере укрепления общественно-политического, социально-экономического потенциала и роста политико-правового уровня и сознания населения, и сама логика избранной нами модели реформирования страны выдвигает на пути демократического обновления страны новые задачи и, прежде всего, задачи по усилению роли граждан в управлении страной.

Это, в первую очередь, вопросы последовательного уменьшения роли государства и одновременного расширения функций и полномочий органов самоуправления граждан - махалли, повышения роли политических и общественных институтов, негосударственных, неправительственных структур, выражающих и защищающих подлинные интересы различных слоев и групп населения. И что особенно важно - вопросы расширения их участия в формировании органов государственной власти в центре и на местах, осуществление контроля за их деятельностью.

Говоря коротко, гражданское общество для нас - это общество, которое должно отражать все многообразие общественно-политических, социальных, культурно-просветительских и профессиональных организаций и структур. Его основная цель, защищая интересы, права и свободы каждого человека, живущего в нашей стране, независимо от его национальности, веры, расы, убеждений и взглядов, - создавать все необходимые условия и возможности для реализации их способностей и талантов.

Думаю, нет необходимости никому доказывать, что достижение согласия между государственными, политическими, общественными и гражданскими институтами во многом предупреждает социальное напряжение в обществе, создает необходимые условия для стабильного и устойчивого развития страны.

В этом заключается переход к подлинно демократической системе управления и во многом, именно в этом - рецепт по предупреждению бюрократизма и коррупции во власти.

Разумеется, мы отдаем себе отчет в том, что формирование гражданского общества - это непрерывный, долгий и сложнейший процесс, успех которого зависит от правильно выбранных ориентиров по осуществлению реформирования страны и общества, и в первую очередь от того, насколько прочно укрепляются в сознании людей демократические и либеральные ценности.

Важно при этом, чтобы главный субъект реформ - человек на собственном жизненном опыте мог убедиться в необходимости и конкретной пользе осуществляемых в стране реформ и перемен.

Думаю, Вы согласитесь со мной, что по достоинству оценивая важнейшие итоги реализации предусмотренных Конституцией целей и задач по строительству в нашей стране современного демократического государства и общества, мы имеем сегодня все основания заявить, что последовательный и поэтапный процесс продолжения и углубления демократических реформ и либерализации общества имеет четкие и ясные ориентиры, и начатые судьбоносные перемены в нашей жизни будут обязательно доведены до своего логического конца.

Это наша перспектива и от нее мы не отступим.

Дорогие соотечественники!

Пользуясь этой возможностью, считаю необходимым коротко остановиться на самом, пожалуй, актуальном и злободневном вопросе сегодняшнего дня - на мировом финансовом кризисе и на его последствиях для нашей страны.

Коротко о самом мировом финансовом кризисе.

Получив начало с провалов и несостоятельности ипотечного кредитования в США, кризис нашел свое масштабное отражение в кризисе ликвидности важнейших банков и финансовых структур, катастрофическом падении индексов и рыночной стоимости крупнейших компаний на ведущих фондовых рынках мира. Все это, в свою очередь, явилось причиной серьезного спада производства, резкого снижения темпов роста экономики во многих странах, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Многие ведущие аналитические и экспертные центры, анализируя и обобщая материалы, связанные с состоянием и возможными последствиями глобального финансового кризиса, приходят к следующим выводам.

Первое - подтверждаются практически глобальные масштабы кризисных процессов, происходящих в финансово-банковской системе, неизбежность рецессии и экономического спада, свертывание объемов инвестиционной активности, снижение спроса и сокращение объемов международной торговли, а также серьезные социальные потери, которые могут коснуться многих стран в мире.

Второе - разразившийся глобальный финансовый кризис продемонстрировал серьезные пробелы и необходимость кардинального реформирования действующей мировой финансово-банковской системы, подтвердил отсутствие должного контроля за деятельностью банков, которые в основном обслуживали свои корпоративные интересы, увлекаясь различными спекулятивными операциями на кредитном рынке и рынке ценных бумаг.

Третье - масштабы, глубина и последствия финансово-экономического кризиса в каждом отдельном государстве будут во многом зависеть, прежде всего, от прочности финансово-валютной системы, капитализации и ликвидности национальных кредитных институтов, их зависимости от иностранных и корпоративных банковских структур, а также размеров золото-валютных резервов и способности оплачивать зарубежные кредиты, в конечном итоге - от уровня устойчивости, диверсификации и конкурентоспособности экономики страны.

В-четвертых - скорейший выход из мирового финансового кризиса и смягчение его последствий во многом зависит от эффективности и согласованности принимаемых мер в рамках отдельных государств и мирового сообщества в целом.

Состоявшийся в ноябре в Вашингтоне Саммит 20 крупнейших государств, объединяющих около 85 процентов мирового совокупного продукта, подтвердил все возрастающие масштабы глобального финансового кризиса.

Обсуждения на Саммите показали, что сегодня речь не идет о предупреждении, а только о поисках путей выхода из мирового финансового кризиса, то есть рубеж невозврата к прежним позициям практически пройден.

Обсуждения также продемонстрировали, что участники Саммита не имеют единых подходов к анализу причин возникновения кризиса, и соответственно пока рано говорить о выработке какой-то общей эффективной программы по нейтрализации серьезных и далеко идущих последствий продолжающегося глобального финансового кризиса.

Вместе с тем сам факт, что такой Саммит состоялся и на нем были обсуждены проблемы и сложившаяся ситуация в связи с мировым финансовым кризисом - само по себе является обнадеживающим сигналом.

Уважаемые друзья!

Думаю, нет необходимости сегодня доказывать, что степень и глубина подверженности каждой страны воздействию мирового финансового кризиса в первую очередь зависит от устойчивости и надежности финансово-экономической и банковской систем и от того, насколько сильны заложенные в них защитные механизмы.

Говоря об оправдавших себя принципах и целевых установках принятой в Узбекистане собственной модели реформирования и модернизации, хотел бы подчеркнуть, что мы, ставя перед собой наши долгосрочные национальные интересы, отказались от настойчиво навязываемых нам методов шоковой терапии, наивных, обманчивых представлений о саморегулировании рыночной экономики.

Мы выбрали эволюционный подход в процессе перехода от административно-командной к рыночной системе управления, путь постепенных и поэтапных реформ, действуя по известному принципу: «Не построив нового дома, не разрушай старый».

И что было особенно важным - для того, чтобы не подвергаться влиянию стихии и хаоса, мы четко определили, что в переходный период именно государство должно взять на себя ответственность главного реформатора.

Там, где это диктовалось долгосрочными интересами страны и необходимостью разрешения и выхода из экстремальных ситуаций, применялись методы государственного регулирования, что в конечном итоге полностью себя оправдало.

У нас есть сегодня все основания сказать, что избранная нами модель и реализуемая сегодня взвешенная политика по реформированию, модернизации, техническому и технологическому обновлению страны, диверсификации экономики создали достаточно мощный заслон, можно сказать, надежный буфер, предохраняющий нас от различных негативных воздействий и кризисов.

В Узбекистане создан достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу нашей финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики.

Остановлюсь только на некоторых примерах.

Ни для кого не секрет, что одним из наиболее важных составляющих мирового финансового кризиса является обострение проблемы ликвидности банков, кризис на кредитном рынке, проще говоря, нехватка денежных средств.

За последние годы в нашей стране сделано очень много для обеспечения роста капитализации банков, что позволило кардинально повысить капитальную базу и ликвидность Национального, Народного, Промышленно-строительного и Микрокредитного банков, а также таких коммерческих банков, как Асака, Пахта, Галла-банка, составляющих основу нашей банковской системы.

Благодаря принимаемым мерам, только в течение текущего 2008 года совокупный капитал восьми ведущих коммерческих банков, где сосредоточено три четверти всего капитала коммерческих банков республики, возрос на 42 процента, а до 2010 года - увеличится вдвое.

Сумма активов коммерческих банков, составляющая сегодня с учетом сформированных в соответствии с Законом «О гарантиях защиты вкладов граждан в банках» резервов, превышает 13 триллионов 360 млрд. сумов или примерно в 2,4 раза превышает объемы привлеченных депозитов и населения, и хозяйствующих субъектов.

С учетом значительно возросших объемов банковских активов в республике сегодня 100-процентная государственная гарантия обеспечивается по всем депозитным банковским вкладам населения.

Особо хотел бы остановиться на работе созданного в 2006 году «Микрокредитбанка», призванного обеспечивать кредитами малый бизнес и сектор предпринимательства, имеющий на территории республики 78 филиалов и более 270 мини-банков.

За истекшие два года сумма активов банка увеличилась в 3,5 раза, объем кредитования малого бизнеса и частного предпринимательства возрос в 4 раза, на эти цели направлено свыше 150 млрд. сумов.

Указом Президента принято решение увеличить уставный фонд «Микрокредитбанка» на 72 млрд. сумов и довести его до 150 млрд. сумов.

Следующий вопрос, на котором хотел бы остановиться - это внешний долг и проблемы по его обслуживанию.

Надо сказать, что глубоко непродуманная политика многих государств по внешнему заимствованию привела экономику этих стран в уязвимое и сильно зависимое от внешних факторов и угроз положение.

Узбекистан за истекший период своего независимого развития всегда придерживался принципа по отказу от краткосрочных спекулятивных кредитов и привлечения иностранных инвестиций в основном на долгосрочной основе и по льготным процентным ставкам.

Хотел бы также отметить, что в нашей практике были такие факты, когда мы отказывались от некоторых предложений по кредитованию тех или иных проектов, где не было твердой уверенности и гарантий по своевременному их обслуживанию.

Сегодня совокупный внешний долг Узбекистана составляет 13,3 процента от валового внутреннего продукта и не превышает 31 процента от объема экспорта, что характеризуется по международной классификации как менее чем умеренный.

Не вызывают никакой тревоги состояние и объемы выплат наших коммерческих банков по внешним обязательствам, что также подчеркивает, что наша банковская система не подвержена воздействию негативных процессов в связи с мировым финансовым кризисом.

Узбекистан зарекомендовал себя, как надежный и платежеспособный партнер, где созданы практически беспрецедентные условия для привлечения иностранного капитала.

О многом говорит сам по себе факт, что за последние два года объем освоенных иностранных инвестиций увеличился более чем в 2,5 раза.

В текущем 2008 году будет освоено зарубежных инвестиций в размере свыше 1,5 млрд. долларов, в том числе более 70 процентов из них - прямые инвестиции.

В 2009 году в рамках реализации Инвестиционной программы предусматривается освоить более 1,8 млрд. американских долларов иностранных инвестиций, из которых примерно три четверти - прямые инвестиции.

В целом общий объем капитальных вложений в 2009 году с учетом иностранных и внутренних инвестиций в экономику страны составит не менее 25 процентов от валового внутреннего продукта страны.

Хотел бы очень коротко остановиться на состоянии и осуществляемых в республике мерах по последовательному и опережающему увеличению заработной платы и доходов населения, а также по предотвращению неконтролируемого роста индекса цен на потребительском рынке.

За 11 месяцев текущего года уровень инфляции составил 6,6 процента, а в целом за год составит не более 8 процентов, или в пределах прогнозных показателей 2008 года.

Средняя зарплата для работников бюджетной сферы в 2008 году увеличится на 51 процент, а с учетом хозяйствующих субъектов возрастет на 47 процентов.

Тем самым за истекшие два года, т.е. за 2007-2008 годы средняя заработная плата в стране вырастет более чем в 2 раза, что полностью соответствует избранному нами курсу и важнейшему нашему приоритету - опережающему росту благосостояния людей и их покупательской способности.

Дорогие соотечественники!

Разумеется, все эти факты не в коей мере не говорят о том, что принимающий все большие размеры мировой финансовый кризис не окажет воздействия на нашу страну и пройдет мимо нас. Это было бы самым наивным, и я бы сказал, непростительным заблуждением.

Каждый из нас должен отдавать себе отчет в том, что Узбекистан сегодня - это составная часть мирового пространства и глобального финансово-экономического рынка.

Наглядным свидетельством этого являются все возрастающие наши связи с внешним миром, реализация с помощью ведущих развитых стран программ по развитию, модернизации, техническому и технологическому переоснащению отраслей экономики, интеграция Узбекистана в международную сферу торговли, рост импорта и экспорта продукции и товаров.

И вполне закономерно, что глобальный финансовый кризис и, в первую очередь, его последствия уже сказываются на развитии и эффективности нашей экономики.

Из-за сокращающегося спроса на мировом рынке снижаются цены на экспортируемую Узбекистаном продукцию, такую, как драгоценные и цветные металлы, хлопок, уран, нефтепродукты, минеральные удобрения и другие. Что в свою очередь приводит к уменьшению экспортной выручки хозяйствующих субъектов и инвесторов, отражается на их прибыли и рентабельности производства и в конечном итоге - на темпах роста и на наших макроэкономических показателях.

Для нейтрализации воздействия мирового финансового кризиса и преодоления его последствий у нас в стране есть все необходимые условия. За истекший период сформирован достаточно прочный фундамент экономического и финансового потенциала страны, созданы надежные механизмы управления финансово-банковской инфраструктурой.

Совсем недавно принят и сегодня реализуется Указ Президента республики по оказанию дополнительной помощи банковским и финансовым структурам, поддержке деловой активности предприятий и компаний реального сектора экономики, повышению рентабельности производства и экспортных возможностей, выделению им в этих целях дополнительных налоговых льгот и преференций и реализации наряду с этим других крупномасштабных мер и проектов.

Пользуясь этой возможностью, хотел бы еще раз подчеркнуть.

Нейтрализация последствий все более расширяющегося мирового финансового кризиса требует от каждого из нас, в первую очередь, осознать, перед какой непростой задачей мы стоим, и исходя из этого, обеспечить максимальную мобилизацию наших сил и ресурсов.

Уважаемые соотечественники!

Год назад вот в этом зале мы вместе с Вами решили объявить 2008 год в нашей стране Годом молодежи.

Главная цель, которую мы преследовали при этом - дать мощный импульс, открыть широкие возможности и условия для формирования в стране физически и морально здорового подрастающего поколения, успешного освоения ими современных знаний и достижений технического прогресса, обеспечить защиту их прав и интересов, одним словом, создать все необходимое для того, чтобы вступающая в жизнь молодежь стала подлинной решающей силой обновления нашего общества.

Для реализации указанных задач, которые с первых же дней достижения независимости были подняты на уровень государственной политики, разработана и реализуется специальная программа, посвященная Году молодежи.

Были определены материальные и финансовые источники, ответственные ведомства и организации, конкретные исполнители заложенных в Программе масштабных мероприятий. Контроль за исполнением Программы в центре был возложен на республиканскую комиссию, а в Республике Каракалпакстан и областях - на специальные региональные комиссии.

Думаю, сегодня нет необходимости говорить о том, какую мощную поддержку и энтузиазм вызвало у нашей общественности, в первую очередь, у самой молодежи объявление 2008 года Годом молодежи.

Многочисленные предприятия, фермерские хозяйства, учебные заведения, политические партии, общественные структуры и фонды, представители коммерческих структур и бизнеса, частные предприниматели внесли свой достойный вклад в реализацию Государственной программы «Год молодежи», превратив ее в поистине общенациональное движение, охватившее всю страну.

Оценивая проведенную за истекший период масштабную и огромной важности работу, хотел бы очень коротко остановиться на отдельных ее направлениях.

В первую очередь - это вопросы дальнейшего совершенствования и углубления законодательной и нормативно-правовой базы, направленной на защиту интересов и прав молодежи. За прошедший период по этим вопросам Президентом и правительством было принято 13 постановлений и одно распоряжение, подготовлено 2 законопроекта. Большое внимание в них уделено непосредственно вопросам защиты здоровья детей от рождения до совершеннолетия, укреплению материально-технической базы домов милосердия и специальных школ-интернатов, а также материальной поддержке работников этих учреждений.

В республике принята Кабинетом Министров Государственная программа по укреплению материально-технической базы существующих и строительству новых детских музыкальных школ и школ искусства в 2009-2014 годах, а также постановление Правительства о дальнейшем стимулировании одаренной молодежи. В настоящее время разрабатывается еще один важный документ - проект Государственной программы по укреплению материально-технической базы высших учебных заведений.

Уделялось в текущем году большое внимание и вопросам безусловного выполнения ранее принятых общенациональных государственных программ в сфере образования. Логическим завершением начатой в этом направлении работы стало формирование системы, обеспечивающей полный охват выпускников общеобразовательных школ учебой в академических лицеях и профессиональных колледжах. То есть, говоря конкретно, Узбекистан завершил практически переход к 12-летнему среднему образованию. Только за год в этих целях было израсходовано более 370 миллиардов сумов и возведено 184 современных лицеев и колледжей.

Наряду с этим большая работа осуществлена по укреплению материально-технической базы общеобразовательных школ, на это в течение года было израсходовано 364 миллиарда сумов, построено и реконструировано 1875 школ.

В центре нашего внимания всегда находились вопросы достойной оценки труда учителей и наставников, посвятивших себя благородному делу воспитания и духовного развития молодежи, их материального и морального стимулирования. Благодаря внедренной с 2006 года усовершенствованной системе оплаты труда учителей общеобразовательных школ, их месячная зарплата в годовом исчислении возросла только за счет этого, не считая ежегодной индексации, в среднем в 1,6 раза. В соответствии с постановлением по совершенствованию оплаты труда преподавателей вузов оклады профессоров и преподавателей возросли на 25 процентов, а с учетом индексации общего размера заработной платы по стране в 2008 году они выросли в два раза. В свою очередь заработная плата руководителей лицеев и колледжей, педагогов и наставников в 2008 году за счет этих факторов в целом увеличилась в 1,8 раза.

Масштабная целенаправленная работа по усилению внимания и заботы, оказываемой молодежи, находит свое непосредственное отражение в достижении высоких результатов и успешном освоении нашими учащимися основ современной науки. Нас не может не радовать, что на состоявшейся в 2008 году в Ташкенте Международной Менделеевской олимпиаде по химии наши учащиеся завоевали 13 медалей и заняли первое место. Учащиеся наших школ удостоены четырех призовых мест на прошедшей в Испании в текущем году олимпиаде по математике, в которой принимали участие представители 97 стран.

Думаю, нет необходимости доказывать кому-либо, какое огромное значение для нашего сегодняшнего и завтрашнего дня имеет то большое внимание, которое мы уделяем вопросам духовного и нравственного воспитания молодежи в духе уважительного отношения к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания будущих граждан с твердыми убеждениями и взглядами на жизнь, способных противостоять чуждым нашему менталитету вредным влияниям и течениям.

Серьезное внимание было уделено вопросам, связанным с решением достаточно острого вопроса - трудоустройства молодежи, оканчивающей средние специальные учебные заведения.

В текущем году в практику нашей работы внедряется новая система статистических отчетов, а также система контроля за фактическим положением дел по трудоустройству выпускников колледжей и лицеев.

Недавно собранные материалы по этому вопросу и прежде всего наведение должного порядка и возложение конкретной ответственности за трудоустройство выпускников на руководство колледжей, лицеев и местных хокимиятов на местах дают свои положительные результаты.

Еще один важный аспект проводимой в этом направлении работы - критически пересмотрен весь перечень специальностей, по которым готовятся выпускники колледжей и высших учебных заведений республики с одной только целью - учитывать реальную перспективную потребность секторов экономики и социальной сферы при подготовке учащихся и студентов.

Необходимо подчеркнуть, что лишь в этом году в профессиональных колледжах прекращена подготовка кадров по 80 специальностям, а в системе высшего образования введено обучение по 90 новым специальностям.

Думаю, нет необходимости говорить о том, что все, что делается в этом направлении, в конечном итоге должно находить свое отражение в создании необходимых условий для того, чтобы каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, мог реализовать самого себя, свои знания и способности.

Нет сомнения, что созданные в первую очередь для молодежи в нашей стране в 2008 году более 660 тысяч рабочих мест, что значительно больше чем в предыдущем году, безусловно, способствуют реализации поставленной выше цели.

Одной из приоритетных сегодняшних задач является воспитание у наших детей чувства прекрасного и стремления к добру и на этой основе - повышение культурного уровня общества в целом.

Безусловно, возведение в столице отвечающего самым современным требованиям прекрасного Дворца творчества молодежи стало хорошим подарком молодому поколению. Строительство и сдача в эксплуатацию в городах Андижан и Джизак молодежных центров, несомненно, откроет новые возможности и горизонты для тысяч и тысяч наших детей.

Трудно переоценить словами ту большую работу, проводимую в стране по развитию детского спорта и укреплению здоровья подрастающего поколения.

В рамках проектов «Укрепление здоровья женщин и детей», «Здоровье-2» медицинские учреждения оснащены оборудованием на сумму около 3,5 миллиона долларов США.

Серьезную труднооценимую помощь в этом деле оказывают наши зарубежные партнеры и международные организации. За счет средств Всемирного фонда по улучшению питания в размере 6 миллионов долларов внедряются новые технологии по фортификации муки. За счет гранта правительства Японии Республиканский научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии оснащен современным лечебно-диагностическим оборудованием стоимостью 3,5 миллиона долларов.

Фондом развития Саудовской Аравии и фондом ОПЕК выделен 21 миллион долларов на строительство в нашей стране 28 новых школ, Кувейтским арабским фондом экономического развития - 13 миллионов на возведение Республиканского центра нейрохирургии, Исламским банком развития - 10 миллионов на строительство 5 профессиональных колледжей, Объединенными Арабскими Эмиратами - 16 миллионов долларов на оснащение новых школ, в том числе компьютерами.

Наряду с этим, хотел бы отметить выделение значительных средств Азиатским банком развития, Германским банком КФВ и финансовыми институтами Китайской Народной Республики на дальнейшее развитие сферы коммунальных услуг, улучшение обеспечения сельского населения питьевой водой.

Пользуясь возможностью, хочу выразить искреннюю признательность всем нашим зарубежным партнерам за оказываемую нам благородную помощь в деле защиты здоровья наших детей и молодежи, создания условий для получения ими современного, достойного образования.

За истекший период текущего года в целях приобщения молодежи к здоровому образу жизни, развития массового спорта на 186 спортивных сооружениях завершены строительно-ремонтные работы, миллионам наших детей созданы все условия для активных занятий спортом.

Несомненно, уходящий год запомнится различными спортивными форумами, достигнутыми победами, которыми мы по праву гордимся. В частности, на прошедших в Пекине XXIX летних Олимпийских играх спортсмены Узбекистана завоевали одну золотую, две серебряные и три бронзовые медали, что стало огромным событием в спортивной жизни страны.

Всех нас порадовало и достойное выступление молодежной сборной Узбекистана по футболу на чемпионате Азии. Она завоевала право выступить на чемпионате мира, который состоится в 2009 году в Египте.

Дорогие друзья!

Одним из основных факторов в достижении поставленных нами высоких и благородных рубежей мы считаем материальную и моральную поддержку молодых семей, являющихся основой нашего общества.

В текущем году в этом направлении осуществлена достойная серьезного внимания работа. Так, в регионах на строительство жилья для молодых семей были выделены кредиты в размере 46 миллиардов сумов, сданы в эксплуатацию 15 многоэтажных домов и 530 молодых семей получили квартиры. До конца года завершится строительство еще 52 домов, жильем будут обеспечены 1 900 молодых семей. Кроме того, 1 300 семьям молодых учителей выделены земельные участки под строительство жилья.

Одним из добрых дел стало создание в 2008 году системы обеспечения жильем выпускников домов милосердия. В результате 90 молодых людей получили квартиры.

Говоря о подобных достойных всяческого внимания делах, следует также отметить, что в 2008 году за счет спонсорских средств в размере свыше 14 миллиардов сумов более 15 тысячам семей на бесплатной основе передан крупный рогатый скот, малообеспеченным и молодым семьям выделены льготные кредиты на 6,5 миллиарда сумов для развития животноводства на личных подворьях. Приняты и другие меры по поддержке нуждающихся в помощи семей.

Если подсчитать, что в целом на выполнение задач, определенных Государственной программой «Год молодежи», за счет использования всех источников финансирования было затрачено свыше 1 триллиона 248 миллиардов сумов, в том числе 1 триллион 96 миллиардов бюджетных и более 151 миллиарда спонсорских средств, думаю, перед нами наглядно предстанут масштабы проделанной работы.

Уважаемые друзья!

Издревле присущие нашему народу такие качества, как умение бескорыстно творить добро, жить интересами, заботами и нуждами людей, бесспорно, вызывают у каждого из нас чувство гордости за своих предков, искреннее желание быть достойными их.

Пользуясь этой возможностью, от себя, от имени всего нашего народа выражаю чувства искренней благодарности государственным и негосударственным, коммерческим организациям, нашим фермерам, представителям бизнеса и предпринимательства, зарубежных стран и международных структур, всем людям, внесшим свой вклад в это благородное дело.

Нет никакого сомнения, огромная по масштабам и значению работа, выполненная в 2008 году, объявленном Годом молодежи, не ограничится только одним годом, а будет продолжена.

Хотелось бы, чтобы все мы глубоко осознали одну простую истину. Если мы хотим достигнуть поставленных перед собой целей, если мы хотим ускорить прогресс нашей страны и повысить авторитет нашей Родины на международной арене, если мы все желаем видеть будущее и счастье наших детей - есть только один путь - это всемерная поддержка молодого поколения, вступающего в жизнь, открыть перед ним широкую дорогу и использовать для этого все имеющиеся у нас возможности.

Дорогие друзья!

Думаю, теперь необходимо посоветоваться с вами о том, какое название дать наступающему 2009 году, и в соответствии с этим определить важнейшие и приоритетные задачи на будущий год.

Нет сомнения, и вы, я, думаю, согласитесь со мной, что наши истоки, уходящие вглубь веков, незримыми корнями обращены к сельской земле.

Действительно, все люди, живущие на этой земле, кормятся и живут за счет выращенной на ней продукции, достаток и благосостояние нашего народа создаются прежде всего руками трудолюбивых дехкан. Одним словом, каждый человек, где бы он ни жил, где бы он ни трудился, думаю, постоянно чувствует и осознает, что его жизнь, жизнь его семьи неразрывно связаны с селом.

Одновременно с этим мы не должны забывать, что большая часть населения нашей страны - около 50 процентов - живет в сельской местности. И поэтому мы хорошо понимаем, что дальнейшее процветание страны, рост благосостояния народа и успешное решение стоящих перед нами высоких задач, безусловно, зависят от будущего нашего села.

То есть, говоря другими словами, улучшение положения села, дальнейший рост эффективности сельскохозяйственной отрасли во все времена, и особенно с учетом возросших требований на современном этапе, безусловно, приобретают особую значимость и актуальность.

Поэтому для того, чтобы придать новый мощный импульс, новое ускорение работе, осуществляемой в этом направлении предлагаю объявить наступающий 2009 год в нашей стране «Годом развития и благоустройства села».

Уважаемые друзья!

Нет сегодня необходимости говорить, что в связи с этим для всестороннего и успешного решения имеющихся на селе проблем с участием всех заинтересованных органов, структур и организаций будет разработана Государственная программа "Год развития и благоустройства села".

Говоря об основных мероприятиях, которые необходимо отразить в этой Программе, прежде всего нам следует укрепить правовую базу для еще более полного обеспечения интересов сельских жителей , пересмотреть действующие законодательные акты с позиций требований сегодняшнего дня.

Первостепенное значение должны приобрести вопросы, связанные с дальнейшим развитием инфраструктуры сельской местности - будь то строительство жилья или обеспечение природным газом, питьевой водой, электроэнергией, улучшение состояния дорог, транспортных и коммуникационных услуг, - одним словом, повышением качества жизни и культуры на селе .

В программе должны быть отражены такие важные задачи, как развитие промышленного производства и строительства на селе, создание компактных перерабатывающих предприятий, оснащенных современными техникой и технологиями, сферы услуг и сервиса. За счет реализации этих мер предстоит обеспечить трудоустройство сельского населения, прежде всего молодежи, повысить доходы и благосостояние людей .

Необходимо будет обратить особое внимание на вопросы углубления реформ в сельском хозяйстве, дальнейшей поддержки фермерского движения, укрепления его материальной и финансовой базы, предоставления ему новых льгот и преференций, говоря коротко - уделить должное внимание защите формирующихся на селе новых имущественных отношений, интересов среднего класса - собственников, предпринимателей, деловых людей.

Важнейшей задачей остается проблема улучшения плодородия почвы . Для достижения этой цели требуется усилить внимание к такому важному вопросу, как улучшение мелиоративного состояния земель . Мы всегда должны помнить древнюю мудрость - земля кормит дехканина, а дехканин кормит весь народ. Необходимо, чтобы это стало важнейшим критерием нашей деятельности в сфере сельского хозяйства.

В центре нашего внимания при разработке Программы будут находиться вопросы улучшения охраны здоровья людей - нашего самого большого достояния, повышения медицинской культуры населения, качество системы образования и укрепление ее материальной базы .

При формировании Программы в обязательном порядке необходимо будет учесть мнения и предложения государственных и негосударственных организаций, местных властей, фермерских и предпринимательских структур, широкой нашей общественности.

Дорогие соотечественники!

Думаю, ни у кого из нас не вызывает сомнения простая истина: будет развиваться село - будет расти качество нашей жизни, будет процветать страна.

Убежден, что постановка этой большой программной задачи по развитию и благоустройству села, объединение наших сил и ресурсов для достижения поставленных целей в полной мере отвечает требованию сегодняшнего дня и интересам нашего народа.

Еще раз поздравляю вас с Днем Конституции, желаю всем здоровья, счастья и успехов.

Поделиться: