Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на 20-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан

09.12.2008

Автор:

Теги:


Уважаемые члены Совета иностранных инвесторов! Уважаемые гости!
Я хочу выразить благодарность всем вам за те идеи и предложения, которые сегодня были высказаны. Я услышал в целом поддержку сути повестки дня сегодняшнего заседания по казахстанскому содержанию. Теперь я хочу обсудить, как мы собираемся это осуществить. Мы сейчас информировали вас о том, как реагирует казахстанское руководство на существующее положение в условиях мирового финансового кризиса, который переживает весь мир и ваши компании тоже. Мы все в ожидании окончания этого кризиса и начала подъема.

Одна из составляющих работы нашего Совета заключается в том, что с Вашим участием мы всегда, во все периоды определяли путь развития Казахстана, использовали ваш опыт.

Мировой финансовый кризис серьезно нанес серьезный урон глобальной экономике, выйдя за пределы финансовой сферы в реальный сектор. Последствия такого развития события сегодня испытывают все страны.
Казахстан еще в 2007 году ощутил на себе первую волну этого кризиса, принимал соответствующие меры, адаптировался к нему. О том, что мы сейчас предпринимаем, было доложено в выступлении К.Келимбетова, в выступлениях Председателя Нацбанка и Премьер-министра.

В целом, становится очевидно, что в текущих условиях, когда трудности испытывает весь мир, страны могут полагаться только на внутренние резервы роста своих экономик. Мы знали о колебании капиталистического рынка, который имеет такие колебания в истории. Государства в хорошие времена должны готовиться к этому, что мы и делали.

В качестве одной из мер поддержки отечественной экономики я дал поручение Правительству, национальным компаниям и государственным органам обеспечить максимальное размещение закупок у отечественных производителей. Каждый руководитель государственного органа и национальной компании несет ответственность за повышение доли отечественных производителей в своих закупках. Как видите, мы придаем этому вопросу большое значение.

В этой связи считаю, что деятельность успешно работающих в Казахстане иностранных инвесторов по повышению казахстанского содержания в инвестиционных и операционных расходах, трудовых ресурсах может стать еще одним значительным вкладом в развитие казахстанской экономики.

Безусловно, ключевая роль в этом процессе принадлежит присутствующим здесь крупнейшим иностранным инвесторам. На Вас, на компании, которые Вы возглавляете, возлагается особая роль в поддержке экономики Казахстана в непростое время.

Я обращаюсь ко всем Вам в условиях мирового финансового кризиса не забывать о социальной защите людей в это время, сохранить рабочие места. Я благодарен персонально тем компаниям, которые этим занимаются.

В самом начале нашего сотрудничества мы создали для Ваших компаний комфортные и либеральные условия для работы, в том числе и по ввозу импортных товаров, услуг, трудовых ресурсов. Мы понимали, что на тот момент казахстанские компании были не готовы предложить вам конкурентоспособные товары и услуги.

Однако Вы сами стали свидетелями того, что за 17 лет независимости наша экономика развилась и окрепла, стала более конкурентоспособной. Мы воспитали совершенно другое поколение казахстанцев, умеющих жить и работать в условиях конкуренции и открытого рынка. Многие из отечественных компаний способны обеспечить значительную часть потребностей Ваших компаний.

Из представленных отчетов видно, что по итогам 9 месяцев 2008 года доля казахстанского содержания не превышает 10-15%. Очевидно, что эта цифра не отражает потенциал казахстанских производителей.

Такое положение дел не может устраивать ни государство, ни недропользователей, ни казахстанских производителей. Тем более что во всех контрактах содержатся прямые обязательства компаний по казахстанскому содержанию.

В чем дело? Есть несколько вопросов, которые мы должны решать.
У нас нет единой согласованной методологии оценки казахстанского содержания. Как следствие, отсутствует достоверная оценка доли казахстанских производителей в поставках недропользователям.

По предоставленным мне данным, из 575 недропользователей реальному мониторингу подвержены только 135 компаний. При этом в числе этих компаний нет таких крупных недропользователей, как Тенгизшевройл, Аджип ККО, Карачаганак Петорлиум Оперэйтинг, на которые приходится 42% от всех закупаемых товаров.

Нефтяные и горнорудные предприятия, работающие в Казахстане, закупают услуги на 18 млрд. долларов. Из них 8 млрд. на товары, 10 млрд. на услуги. Любой нефтяной компании вначале нужно 500 видов товаров. Дело в том, что Вы, руководители, сидящие здесь, не всегда не знаете, что происходит «внизу». Однако зачастую Ваши сотрудники очень трудно идут на сотрудничество по данному вопросу, не хотят меняться. Я думаю, что у нас хватит воли, чтобы заставить их повернуться лицом к Казахстану. Надеюсь, Вы нам поможете в этом.

Казахстанские производители не имеют информации о сроках и условиях проведения тендеров на закупку товаров, работ и услуг, а также о перспективных планах закупок. Если бы у нас была такая информация, мы бы соответствующим образом готовили к ним наши компании. И более того, эти тендера, подразумевающие разработку наших недр, проводятся, например, в Лондоне. Это полное безобразие! Туда не приглашаются казахстанские компании. Такие тендера мы не будем признавать справедливыми. К ним должны иметь доступ наши компании. Тогда мы найдем с вами общий язык.

В рамках выделяемой квоты в Казахстан приезжают иностранные рабочие, в которых нет недостатка в нашей стране. Например, разнорабочие, разные строительные профессии, повара, официанты. Кого только там не найдешь! Люди-то наши это видят.

Национальная компания «Казмунайгаз» наделена полномочиями по работе с недропользователями по крупным проектам. Она должна согласовывать годовые планы закупок, годовые программы капитальных и операционных затрат.

Однако имеющимися полномочиями Казмунайгаз так и не воспользовался и не служил интересам повышения казахстанского содержания в совместных проектах. Нужно немедленно это исправить!

Считаю, что отсутствие прогресса в вопросе казахстанского содержания - это результат неудовлетворительной работы Правительства по данному направлению.

Правительство не обозначило задачи и критерии, не выработало и не согласовало с ними условия и правила, не предприняло реальных действий по работе с казахстанскими производителями.

В мире есть примеры стран, которые добились значительных результатов в решении данной проблемы. В Бразилии, Малайзии, Норвегии, Великобритании доля местного содержания составляет в среднем от 50 до 80%. В Германии - 90%, в США - 77%.

Даже в Нигерии достигнуто 30%! Конечно, эти результаты достигнуты не сразу. За ними стоит длительная целенаправленная и кропотливая работа.

Поэтому для Правительства развитие казахстанского содержания должно стать вопросом номер один. Это и есть работа по развитию нашего реального сектора, от которой зависят наши планы по диверсификации и индустриализации экономики.

Мы говорим, что мы должны готовиться к посткризисному периоду. Как мы должны готовиться? Прежде всего, диверсифицируя и развивая малый и средний бизнес, создавая условия, убирая все препоны, что мы и делаем, снижая налоги для них в два раза, определяя другие преференции.

Казахстанское содержание - это и есть ваша помощь Казахстану в развитии именно этого сектора нашей экономики, который пока занимает только 30-32% от ВВП. Мы обязаны довести его хотя бы до более 50%.

Поэтому я поручаю лично заместителю Премьер-Министра Умирзаку Шукееву заняться этой работой в Правительстве, создать рабочую группу высокого уровня с участием отраслевых министров, руководства холдинга «Самрук-Казына», и с каждым недропользователем вести конкретную работу по повышению казахстанского содержания.

Основной задачей рабочей группы должна стать разработка конкретных предложений по решению следующих проблем.

Первое. Как я уже отмечал выше, необходима единая и согласованная с крупнейшими недропользователями методика расчета казахстанского содержания. В рамках методики должен быть отдельно выделен учет по товарам, работам, услугам, трудовым ресурсам.

Эту методику нужно утвердить нормативным актом и обеспечить ее действие по всем контрактам на недропользование.

Я обращаюсь к присутствующим здесь крупнейшим недропользователям и надеюсь на Ваше сотрудничество по этому вопросу.

Также поручаю Правительству в трехмесячный срок провести переговоры и подписать Соглашения с недропользователями по вопросам казахстанского содержания, где определить конкретные условия их работы в Казахстане. Они должны включать в себя методику, порядок предоставления информации по плану закупок, предстоящим тендерам, отчетов и т.д.

Второе. Правительству следует наладить эффективную систему мониторинга исполнения обязательств по казахстанскому содержанию. Должна быть усилена ответственность за невыполнение контрактных обязательств, налажена система проверок госорганами деятельности недропользователей по этому вопросу.
Кроме того, нужно четко определить ответственность государственных органов. Даже там, где предусмотрено контрактами обязательство обеих сторон - эта работа выполняется сегодня только на 20-25%. Потому что никакого контроля ни с какой стороны нет.

Таким образом, Министерство энергетики и минеральных ресурсов должно вести мониторинг и контроль исполнения всех контрактов по недропользованию. При этом контроль должен охватывать все положения контрактов, включая и обязательства по казахстанскому содержанию. Министр энергетики и минеральных ресурсов Мынбаев будет нести персональную ответственность за эту работу.

«Казмунайгаз» в рамках данных ему полномочий по соглашениям о разделе продукции должен обеспечить ежегодное увеличение закупок казахстанских товаров, работ и услуг. Президент «Казмунайгаза» лично отвечает за этот вопрос.

Задача по максимальному использованию казахстанских кадров, товаров, работ и услуг стоит не только в отношении иностранных компаний-недропользователей, но и собственных, отечественных.

Министерство финансов должно отвечать за мониторинг и контроль по вопросам казахстанского содержания в закупках центральных и местных государственных органов и государственных компаний. Министр финансов Жамишев, Вы персонально доложите мне о выполненной работе.

Председатель Правления Фонда «Самрук-Казына» Келимбетов - ответственный за увеличение казахстанского содержания в закупках национальных компаний.

Задача Министерства индустрии и торговли - развивать отечественных производителей, способствовать повышению качества их работы до мирового уровня. Если Вы, иностранные инвесторы, дадите нам знать за год, два, три о Ваших планах, мы можем инвестировать в наши машиностроительные заводы, вместе с Вами привезти туда новое оборудование, обучить людей и начинать выпускать те товары, которые Вам необходимы. Ведь это будет выгодно Вам и по цене.

В целом, все меры по усилению ответственности госорганов и недропользователей за вопросы казахстанского содержания, проведения соответствующих проверок, уточнения сфер ответственности должны быть закреплены законодательно. Мы внесем этот вопрос в Парламент, чтобы все это было ясно и четко закреплено казахстанском законодательстве.

Третье. Правительству и конкретно рабочей группе необходимо наладить тесную работу с недропользователями по вопросу казахстанского содержания. По тем контрактам, где есть количественные обязательства, следует составить согласованный поэтапный план достижения этого показателя, определить какие казахстанские производители могут быть задействованы.

Там, где количественных обязательств нет, нужно найти приемлемый для сторон уровень казахстанского содержания и также поэтапно действовать. Все это следует закрепить соответствующими соглашениями между сторонами в рамках переговоров Правительства с недропользователями.

Эту работу также поручаю Умирзаку Шукееву. Ее следует начать незамедлительно и завершить к концу 1-го полугодия 2009 года.

Четвертое. Важнейшей составляющей казахстанского содержания являются местные трудовые ресурсы. Я уже отметил, что есть определенные недоработки в системе квотирования привлекаемой иностранной рабочей силы.

Поручаю Правительству, Министерству труда и социальной защиты населения упорядочить систему определения и выдачи квот регионам, усилить мониторинг за качественным наполнением выделяемых квот.
Кроме того, необходимо инвестировать в человеческий капитал.

Очевидно, что без активного участия работодателей в профессиональном образовании предприятия не получат специалистов с необходимой квалификацией. В то же время, всю работу по обучению казахстанского персонала на иностранных инвесторов мы перекладывать не собираемся. Мы благодарны многим компаниям, которые выделяют специальные средства, обучают людей, создают обучающие комплексы. Они очень качественны, и мы на них учимся. Государство уже приняло специальную Программу развития профессио-нально-технического образования и приступили к ее реализации. Этот вопрос особенно важен, в условиях высвобождения рабочей силы на некоторых крупных предприятиях. Мы должны их перенаправить на другие специальности.

Рабочей группе я поручаю совместно с крупными недропользователями определить потребность в рабочих специальностях, разработать качественные требования к их подготовке и в рамках этой Госпрограммы предусмотреть создание или модернизацию соответствующих учебных заведений.

Аналогичную работу нужно провести по геологическим, инженерно-техническим специальностям для нефтегазового, горнорудного и других секторов.

Пятое. Я уверен, что развитие казахстанского содержания невозможно осуществить только административными методами. Необходимо вкладывать средства в развитие наших отечественных предприятий, которые способны поставлять свои услуги и продукцию на необходимом уровне качества и безопасности.

Уверен, что отечественные предприятия, работающие в сфере строительства, обслуживания скважин и оборудования, металлобработки и машиностроения и других отраслей, их у нас больше двухсот, способны освоить новые направления работы и соответствующие объемы.

Поручаю Рабочей группе разработать и финансово обеспечить специальную программу развития отечественных поставщиков товаров, работ и услуг с учетом качественных требований недропользователей.
Поручаю персонально руководителю холдинга «Самрук-Казына» подключить к этой Программе институты развития. Это наши инвестиции в реальный сектор Казахстана и индустриализацию, которую мы осуществляем.

Изучите международный опыт, имеющийся в этой сфере, и все лучшее реализуйте в рамках Программы.

Шестое. Я поддерживаю инициативу Фонда «Самрук-Казына» по созданию Каспийского энергетического хаба. Этот проект имеет большие перспективы. И я призываю все крупные нефтегазовые компании принять участие в его реализации.

В завершение я хотел бы обратиться к присутствующим здесь иностранным инвесторам.

Ваше участие, Ваши инициативы чрезвычайно важны в реализации тех задач, которые я здесь обозначил.
В конечном итоге, наша совместная работа должна стать взаимовыгодным проектом для всех сторон. При целенаправленной работе и поддержке со стороны Правительства Вы получите казахстанских поставщиков товаров и услуг, способных качественно и при невысоких издержках производить необходимые для Вас товары, работы и услуги.

Более того, в результате этой работы мы вместе сможем сделать еще один вклад в развитие благосостояния граждан Казахстана, благосостояния страны, в которой Вы успешно работаете.

Уверен, что этот призыв соответствует той высокой корпоративной культуре, которая сложилась в Ваших компаниях и в наших с Вами взаимоотношениях за все эти годы совместной работы.
Уважаемые участники заседания!
Хотелось бы призвать членов Совета использовать весь возможный потенциал нашей страны для увеличения казахстанского содержания.

Правительство в свою очередь примет все меры по обеспечению нужного качества товаров, работ и услуг, подготовки специалистов по необходимым квалификационным требованиям.
* * *Перед тем, как завершить наше заседание я хотел бы обсудить несколько протокольных вопросов.
Во-первых, необходимо определиться с датой и местом проведения следующего заседания.
В качестве места проведения 21-го пленарного заседания Совета, следуя нашей традиции знакомства с регионами Казахстана, предлагаю город Костанай, центр крупного агропромышленного региона.
Что касается даты проведения заседания, то, я думаю, 12 июня 2009 года устроит всех. Есть ли какие-нибудь предложения по этому поводу?

Во-вторых, темой для обсуждения в рамках следующего пленарного заседания иностранная сторона предложила следующую тему - «Альтернативные источники финансирования для дальнейшего экономического развития Казахстана в условиях меняющейся обстановки на мировых финансовых рынках».
Если нет возражений, предлагаю поддержать.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение