Н.Назарбаев. Речь на коллегии Генпрокуратуры

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В прошлогоднем Послании народу Казахстана мной определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики.Сегодня я посчитал необходимым с вами встретиться, чтобы обсудить ход реализации одного из важнейших направлений – это совершенствование практики правоприменения и укрепление правопорядка.Наша встреча проходит в рамках расширенной коллегии Генеральной прокуратуры с учетом того, что прокуратура по Конституции от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, Указов Президента Республики и иных нормативных правовых актов, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности. Прокуратура также осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Н.Назарбаев. Речь на коллегии Генпрокуратуры
Уважаемые участники совещания! Как вы знаете, в прошлогоднем Послании народу Казахстана мной определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики. Сегодня я посчитал необходимым с вами встретиться, чтобы обсудить ход реализации одного из важнейших направлений – это совершенствование практики правоприменения и укрепление правопорядка. Наша встреча проходит в рамках расширенной коллегии Генеральной прокуратуры с учетом того, что прокуратура по Конституции от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, Указов Президента Республики и иных нормативных правовых актов, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности. Прокуратура также осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Хочу отметить, что правоохранительная система в целом справляется с возложенными на нее задачами. Именно полицейские круглосуточно стоят на страже правопорядка. Они стоят лицом к лицу с преступниками, они ведут непростые расследования уголовных дел. Там в большинстве трудятся преданные долгу, честные люди. Наши граждане за решением своих проблем стали больше обращаться в суды. Судебная система постоянно совершенствуется, используя современные методы работы. Немало делается финансовой полицией по борьбе с коррупцией и другими финансовыми нарушениями. Возвращены государству миллиарды тенге. В стране наращивается необходимый потенциал для противодействия криминальному насилию, обеспечения надежной охраны жизни, здоровья и собственности граждан. Достигнута стабилизация уровня преступности в целом. Более того, отмечается ее снижение. Улучшению криминогенной ситуации, наряду с деятельностью правоохранительных органов, способствует повышение уровня жизни населения, трудоустроенность людей. За годы независимости мы создали законодательство в правоохранительной сфере, в целом отвечающее условиям рыночной экономики, демократического и правового государства. Государством принимаются необходимые меры по материально-техническому обеспечению правоохранительных и специальных органов. Увеличивается заработная плата сотрудников, решаются социальные вопросы. Таким образом, есть все основания говорить о том, что условия для эффективной работы вам созданы. Государство и граждане вправе требовать от вас реальных активных действий. Должен заметить, что вас, начиная от руководителей центральных государственных органов и территориальных подразделений, чрезмерно успокаивают благополучные, на ваш взгляд, цифровые показатели. Между тем, ваша самооценка и оценка, которую дает вашей работе общественность, существенно расходятся. Многие не верят в торжество и верховенство закона, в справедливость суда и способность органов власти защитить их от преступных посягательств. Главным показателем должен стать уровень доверия граждан страны к нашим правоохранительным органам и конкретным сотрудникам. Ведь имидж целого государственного органа может подорвать неблаговидный поступок одного сотрудника. Однако, надлежащей результативности в вопросах координации я пока не вижу. В работе правоохранительной системы все еще наблюдается и разобщенность, и ведомственный подход, и даже противоречия, а в отдельных случаях – противостояние. По данным прокуратуры, продолжают оставаться распространенными факты отказа в регистрации заявлений граждан о совершенных преступлениях, тем самым умышленно искажается отчетность. Выявлено около трех с половиной тысяч преступлений, укрытых от учета. О том, что здесь не все в порядке красноречиво говорят и результаты проведенного эксперимента, когда при введении, например, в Южно-Казахстанской области альтернативной формы регистрации заявлений о преступлениях их количество только за полгода возросло на 42 процента. Не будет лишним подчеркнуть, что именно укрытие от учета и непринятие своевременных и законных мер сотрудниками Толебийского РОВД по факту преступного надругательства над малолетним мальчиком стало одной из причин происшедших там бесчинств. Обеспечение общественного порядка, если хотите, первейшая задача государства. Полиция начинает шевелиться только тогда, когда к ним обращаются с заявлением о уже совершенных в их отношении преступлениях (если человек остался жив), а в том, что вы должны работать на опережение преступников, вычислять их самих и их намерения, принимать меры по предотвращению преступлений, уметь застигать преступников на месте преступления, чтобы реально защитить человека. Пока нет ощутимых результатов в борьбе с организованной преступностью, наркобизнесом, теневой экономикой. Вы сами отмечаете, что преступность приобретает все более организованный характер. Вместе с тем, должные меры к выявлению организаторов и руководителей преступных групп реально не принимаете. Отмечается заметное снижение количества выявленных фактов бандитизма, создания, руководства и участия в организованных преступных группах. А в это время службы, занимающихся борьбой с организованной преступностью, подвергаются постоянным структурным преобразованиям. По-прежнему не обеспечивается принцип неотвратимости наказания, что подрывает веру граждан в способность правоохранительных органов защитить их от преступных посягательств. Здесь я считаю нужным отойти от привычных для вас критериев: раскрыто – не раскрыто, и подчеркнуть, что на свободе безнаказанно разгуливают преступники, совершившие кражи, грабежи, убийства. Цифры известны. Наихудшая в этом плане ситуация в городе Алматы, Атырауской, Павлодарской областях. При таком ракурсе разве есть основание соглашаться с вашим видением об успехах борьбы с преступностью? Очевидно, нет. Негативно влияют на имидж правоохранительной системы нарушения законности, конституционных прав и свобод граждан. В докладе Генерального прокурора приводились факты незаконного возбуждения уголовных дел, задержания и ареста граждан, а также привлечения к уголовной ответственности невиновных лиц. Расследование многих дел волокитится годами. Люди незаконно томятся за решеткой. В этой связи считаю необходимым отметить, что зачастую реакция и самих прокуроров или запаздывает, или прокуроры в упор не видят нарушений. А ведь никто иной, как прокурор дает "добро" на возбуждение уголовного дела, санкционирует ряд важных действий, утверждает обвинительное заключение и предает обвиняемого суду. Казахстан является полноправным членом международного сообщества. Мы присоединились практически ко всем общепризнанным актам международного права. В этой связи, мы никому не должны позволить посягать на закрепленные Конституцией и законами права человека и наносить урон имиджу страны. Особо считаю необходимым остановиться на вопросе борьбы с коррупцией. Я обостряю этот вопрос не потому, что ситуация в Казахстане хуже, чем в других государствах или меня беспокоят периодически публикующиеся разного рода рейтинги, а прежде всего потому, что коррупция значительно снижает конкурентоспособность государства, препятствует осуществлению демократических образований в обществе, подрывает в людях веру в закон и справедливость, в конечном счете – доверие к власти. Мы намерены в ближайшее время ратифицировать Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и мы примем очень жесткие и эффективные меры, направленные на минимизацию коррупции. Ориентиром для нас должны быть такие наименее коррумпированные государства, как страны Европы, Юго-Восточной Азии, Австралия, Новая Зеландия. На прошлой неделе я поставил перед партией "Нур Отан" задачу о развертывании целенаправленной борьбы с коррупцией на местах. Но это не означает, что "Нур Отан" будет вместо вас выполнять вашу же работу, она и не в праве это делать, она должны выявлять взяточников, а вы должны ее поддержать и принимать законные меры. С коррупцией и взяточничеством можно и нужно бороться только вместе – всем народом. Как я говорил, партия "Нур Отан" должна быть в авангарде этой борьбы. Мои слова обращены и к другим институтам гражданского общества, ко всем гражданам страны. Известно, что коррупция не выносит прозрачности – вот и надо всем миром достичь прозрачности, выявлять всех, кто имеет незаконные доходы, чиновников, незаконно совмещающих государственную службу и бизнес, привлекать к предусмотренной законом ответственности. Остро реагировать на выступления СМИ и проверять факты, публиковать ответы. Откровенно говоря, "удары по коррупции" должны были нанести правоохранительные и специальные органы. Но у вас это не получается. Да и как может получиться, если погрязли в коррупции те, кто обязан бороться с ней! Из осужденных в истекшем году 692 лиц, по которым приговоры вступили в законную силу, 99 сотрудников МВД, 29 – таможенных органов, 28 – органов юстиции, 21- судебный исполнитель, 15 – органов финансовой полиции, 4 - органов прокуратуры, 3 - судей! Поговорим о работе прокуратуры. На заседании Совета Безопасности 21 февраля 2007 года Генеральной прокуратуре поручалось принять предусмотренные законом меры к возврату жилья, реализованного в нарушение государственной жилищной программы. В результате "напряженной" работы из 924 единиц жилья, которые, по мнению прокуратуры, были реализованы незаконно, возвращено всего 213. Таким образом, надзорным органом обеспечен фактический возврат государству менее трети (28%) незаконно предоставленных квартир. В этой связи возникает несколько вопросов. Почему не возращены остальные семьсот квартир, о незаконности распределения которых было заявлено Генеральным прокурором с трибуны Совета Безопасности? Если нарушения закона имели место, то почему они не устранены? Или информация Генерального прокурора была необъективной? Так нельзя работать. Таких примеров можно привести много. Но мое особенное возмущение вызвали факты, изложенные в обращении ко мне Анны Тимченко. Одинокая женщина жалуется, что четвертый год она не может добиться исполнения приговора в отношении Мухамедьярова, которого суд приговорил к 8 годам лишения свободы за организацию похищения и убийство ее мужа. Как выяснилось, начиная с октября 2005 года лично Генеральный прокурор и его первый заместитель трижды приостанавливали исполнение вступившего в законную силу приговора в отношении Мухамедьярова и его соучастников. Их якобы беспокоило, чтобы невиновные не были осуждены. Все это время убийцы и их заказчик находятся на свободе. Они смогли спокойно лишить вдову части причитающегося ей и сыну имущества, после чего благополучно сбежали. Никто и не думает разыскивать их и сажать в тюрьму. С каких пор к лицам, осужденным за похищение и убийство человека, вдруг проявляется столь невиданная снисходительность? СМИ широко освещали случай, когда сотрудники Бостандыкского РУВД Алматы незаконно обвинили студентку Елену Кузнецову в хранении наркотиков. С санкции прокурора девушка, замечательно характеризующаяся преподавателями, отличница, не имеющая к наркотикам никакого отношения, три месяца безвинно провела в камере. И только благодаря настойчивости своего отца, а не прокурору, как этого требует закон, смогла выйти на свободу. В отношении виновных сотрудников полиции дело почему-то передали в КНБ, а не в финансовую полицию, которая как раз специализируется на должностных преступлениях. И, как всегда, никто не понес ответственности ни за незаконный арест, ни за незаконную передачу дела. Почему я, Глава государства, говорю об этих вроде бы единичных фактах? Потому что суть работы правоохранительной системы как раз и заключается в том, чтобы оказывать помощь простым людям. Отдельного разговора заслуживает реакция прокуратуры на критику в свой адрес. В декабре прошлого года депутат Мажилиса Токпакбаев обратился ко мне с запросом, в котором обнажил некоторые проблемы в борьбе с коррупцией, в первую очередь, в самих правоохранительных органах, в том числе и в прокуратуре. Вместе того чтобы разобраться, внимательно изучить указанные проблемы и принять по ним адекватные меры, ему устроили настоящую обструкцию в СМИ. Но разве не прав депутат, говоря о том, что незаконное строительство в предгорьях Алматы осталось без должного внимания правоохранительных органов? Что никто из их сотрудников не привлечен к ответственности за игнорирование своих прямых служебных обязанностей? За все эти безобразия я снял с должности Министра по чрезвычайным ситуациям, Премьер-Министр освободил руководителя земельного Агентства. Строгие дисциплинарные наказания понесли акимы. А кто из алматинских прокуроров привлечен к ответственности? Кто из них лишился своей должности? Опять прокуратура оказалась в стороне. Я требую от руководителей правоохранительных органов Республики и Председателя Верховного Суда немедленно принять меры по очищению собственных рядов. Примиренческое отношение к коррупционерам и к склонным к коррупции сотрудникам служит причиной других серьезных недостатков. За год окончено расследованием чуть более 40 процентов уголовных дел, находившихся в производстве, а в суд направлено еще меньше. Практически каждое пятое возвращается на дополнительное расследование. Значительное количество дел приостанавливается, а также прекращается, причем более половины из них по реабилитирующим основаниям. 28 лиц оправдано судом. Подавляю­щая часть прекращенных дел возбуждается без качественного проведения перво­начальных оперативно-следственных мероприятий, особенно по взяточничеству, что и приводит к последующему их прекращению по реабилитирующим основаниям. Состояние отправления правосудия по делам о коррупционных преступлениях также не способствует на сегодня эффективной борьбе с этим злом. Принятые за последние годы меры законодательного характера по усилению ответственности за коррупцию не реализуются. В течение прошлого года вами были привлечены к уголовной ответственности 906 лиц, совершивших коррупционные преступления, а осуждено за этот же период 692 коррупционера. Две трети из них - к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. А ведь коррупционные преступления относятся к числу самых опасных. Почему суды так либерально относятся к лицам, их совершившим? Службы собственной безопас­ности не в полной мере оправдывают свое предназначение. Характерной чертой становится тесная связь коррупции и организованной преступности. Меры правоохранительных органов в противовес этому недостаточно эффективны. Известной всей стране стала продажность правоохранительной и судебной систем Тараза, где правят бал преступные авторитеты. В течение нескольких лет там не могли привлечь к уголовной ответственности руководителей организованной преступной группировки. Но когда, наконец, с трудом удалось это сделать, то благодаря предательству служебных интересов со стороны сотрудников следственного изолятора они совершили побег. Практически аналогичная ситуация в Актобе, где в течение длительного времени волокитится следствием и затем судом уголовное дело в отношении лидеров другой преступной группировки. Борьбу с коррупцией необходимо вести невзирая на лица, должности, регалии, связи. Кто бы ни был, пусть остерегается заступничества за коррупционера. Не следует и забывать о произволе мелкого мздоимства, с которым люди наиболее часто сталкиваются. Сегодня назрела необходимость построения предельно четкой и скоординированной системы масштабной работы по борьбе с коррупцией. Для этого все у вас есть – и законы, и полномочия, и ресурсы. Нашему закону о борьбе с коррупцией уже почти 10 лет, специальное Агентство действует, Государственная программа мною утверждена. Надо только работать в полную силу, честно и добросовестно. Сегодня я не могу не сказать несколько слов о состоянии дел с рассмотрением жалоб и заявлений граждан. Ведь быстрое и квалифицированное реагирование на поступивший сигнал, позволяет своевременное пресекать нарушения законности, восстановить нарушенные права граждан и избежать негативных последствий. Между тем, бюрократические проволочки и волокита становятся причиной многочисленных обращений граждан по поводу проявлений беззакония. Не веря в справедливое рассмотрение их заявлений государственными структурами, граждане все чаще стали обращаться за за­щитой в средства массовой информации, в неправительственные, в том числе, и международные организации или непосредственно ко мне, как Главе государства. На местах вы перестали уделять должное внимание такой важной форме работы, как личный прием граждан. Люди месяцами не могут добиться справедливости, обивают пороги ваших кабинетов в надежде быть выслушанными и получить поддержку, но немногим это удается. Отгородились от народа высокими заборами, КПП, помощниками и советниками. Это касается всех правоохранительных органов. Следует регулярно и открыто доводить до общественности то, как развивается ситуация, что делается, что нужно сделать, привлекать общественное внимание к наиболее острым проблемам правоохранительной деятельности, заручаться поддержкой населения и неправительственных организаций. Сотрудники правоохранительных органов решают судьбы людей. Поэтому каждый из них и руководители особенно должны уметь работать с людьми, с прессой, быть публичными лицами. Об административной реформе. Вы, господа руководители правоохранительных органов, не сумели обеспечить решение задач по административной реформе силами своих заместителей, включенных в рабочую группу. Я напомню, что уже год во всех государственных органах проводится административная реформа. Ее главная цель – сокращение госаппарата, оптимизация его функций, уход от дублирования и так далее. И как высший надзорный орган, прокуратура должна была, в первую очередь, начать с себя, а уже потом требовать с других. Генеральный прокурор до сих пор имеет шесть заместителей. Чем они все занимаются? Посмотрите, в МВД служит более 100 тысяч человек, у них масса задач, но у министра в два раза меньше замов. Есть большие претензии в этой части и к Министерству юстиции, которое никак не может навести у себя порядок. Проведенная по моему поручению Организационно-контрольным отделом Администрации Президента проверка показала, что в течение 2007 года обновилась почти треть руководителей территориальных управлений КУИС, а в самом Комитете за последние 4 года сменилось пять председателей. Но положение не улучшается. Значит, на должности руководителей назначаются не те люди. Вот, Администрация Президента в свое время не согласовывала назначение Кульмаханова на должность начальника Управления по Алматы и Алматинской области, тем не менее, он был назначен приказом министра. А теперь он совершил преступление и находится в розыске. Этот позорный факт широко освещался СМИ. Министру юстиции необходимо в корне пересмотреть свою кадровую политику и сделать это немедленно. По предложению Премьер-Министра я включил в состав Межведомственной комиссии вас самих. Вами во главе с Генеральным прокурором не представлен мне на подпись проект Указа "О мерах по совершенствованию организационных и законодательных мер в сфере обеспечения правопорядка". Я обязываю не затягивать далее исполнение моих поручений. Еще одно важное направления, на которое я считаю необходимым обратить ваше внимание. В стране не преодолен правовой нигилизм, низок уровень правовой культуры населения. Да и сами сотрудники правоохранительных органов привержены этому недостатку. Им самим нужно прививать уважение к закону, наряду с населением. Вопросы праворазъяснительной работы, формирования правовой культуры, правового обучения и воспитания являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, касаются всех сторон жизни и деятельности общества. Особенно важно это в работе с молодежью. С этого начинается создание правового государства. Правительство, другие государственные и местные исполнительные органы все еще недооценивают важности этой работы. Правительство в декабре 2004 года утвердило Программу по праворазъяснительной работе, формированию правовой культуры, правовому обучению и воспитанию граждан на 2005-2007 годы. Она как следует не выполнена. Поручаю Правительству в первом полугодии текущего года разработать Программу праворазъяснительной работы, правового обучения и воспитания и заниматься этой работой на постоянной основе. Все недочеты в правоохранительной деятельности стали возможны вследствие неудовлетворительной работы с кадрами. Непродуманные реорганизации, субъективизм при подборе и расстановке кадров, слабая система их обучения привели к вымыванию профессионального ядра, неоправданной сменяемости личного состава. Недостатки в кадровой работе еще более укоренились, вошли в систему и негативно отражаются на формировании здорового морально-психологического климата коллективов. Некоторые руководители озабочены проталкиванием на ключевые должности людей не по принципу профессиональной пригодности и достаточного опыта. В итоге, эти должности нередко замещаются непрофессионалами. И таких в правоохранительной системе становится слишком много. Не изжиты такие негативные явления, как землячество, протекционизм, оценка сотрудников по признакам личной преданности и дружбы. Практически повсеместно формально подходят к работе с резервом кадров на выдвижение. Резервисты не привлекаются к стажировке в центральном аппарате или на должности, к которым они готовятся. Молодые сотрудники не воспитываются в духе преданности своему делу, честному служению народу. Зачастую, видя рядом с собой примеры коррупционных действий старших коллег, сами становятся на скользкий путь. Многие, не вписываясь в такую "систему", попросту увольняются. Практически во всех правоохранительных органах большая текучесть кадров. Только за истекший год освобождены от занимаемых должностей 99 начальников горрайорганов внутренних дел. Средняя продолжительность работы в должности, например, начальников областных департаментов финансовой полиции 1,5 года. Как же тогда подбирались кадры, если их вскоре приходится снимать с должности? В то же время, немало руководителей областного и районного уровней находятся на одной и той же должности 5-10 и более лет. Считаю оптимальным нахождение на одной должности руководителя не более четырех-пяти лет. Обращаясь лично к вам господа первые руководители Мами, Тусупбеков, Шабдарбаев, Калмурзаев, Мухамеджанов, Балиева хочу особо подчеркнуть, что правоохранительная и судебная системы должны разработать свои прорывные проекты, аналогичные тем, которые мы реализовываем в экономике, науке, образовании и здравоохранении. В этом плане вы сегодня явно отстаете. Основным прорывным направлением вашей деятельности должна стать широкомасштабная и бескомпромиссная борьба с коррупцией. Вы и ваши сотрудники должны всегда помнить, что Конституция страны провозгласила высшими ценностями государства человека, его права и свободы. Каждый гражданин Казахстана должен всегда, где бы он не находился, знать и чувствовать, что государство его оберегает. И в заключение, хочу предупредить. Я всегда буду строго спрашивать с тех, кто находится на этом направлении государственной службы. Но буду и всемерно поддерживать тех, кто самоотверженно, инициативно и продуктивно трудится на этом поприще. Благодарю за внимание. Успешной вам работы.
zakon.kz
Теги: Казахстан

Поделиться: