Алексей ВЛАСОВ: "Для далеко идущих выводов со стороны Баку не вижу особых предпосылок

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Много шуму в Азербайджане наделали вчерашние сообщения из Стамбула о том, что открытие границ и налаживание дипломатических отношений между Турцией и Арменией уже приобретают черты практической реальности после переговоров между их главами МИД Али Бабаджаном и Эдуардом Налбандяном, состоявшихся в этом городе 24 ноября. О том, к чему это может привести, и каково отношение официальной Москвы к этим и другим событиям, касающимся разрешения проблем и конфликтов региона, "Эхо" беседовало вчера с известным российским политологом, директором Центра по изучению постсоветского пространства Алексеем Власовым.
Алексей ВЛАСОВ: "Для далеко идущих выводов со стороны Баку не вижу особых предпосылок
"
25 ноября 2008

В интервью "Эхо" российский политолог поделился своими суждениями по поводу видимого сближения отношений Анкары и Еревана

Р.ОРУДЖЕВ

Много шуму в Азербайджане наделали вчерашние сообщения из Стамбула о том, что открытие границ и налаживание дипломатических отношений между Турцией и Арменией уже приобретают черты практической реальности после переговоров между их главами МИД Али Бабаджаном и Эдуардом Налбандяном, состоявшихся в этом городе 24 ноября. О том, к чему это может привести, и каково отношение официальной Москвы к этим и другим событиям, касающимся разрешения проблем и конфликтов региона, "Эхо" беседовало вчера с известным российским политологом, директором Центра по изучению постсоветского пространства Алексеем Власовым.

- Может ли оказаться правдой сообщение о том, что Турция планирует аккредитовать в Армении своего посла в Грузии, что означает де-факто установление дипломатических отношений с Ереваном, и что Анкара уже обратилась к послу в Тбилиси, который также успел обратиться к грузинскому правительству по этому вопросу? Если да, то каково может быть отношение к этому Кремля?

- Мне кажется, что поводом для дискуссии и переговоров между главами МИД двух стран была все-таки инициатива Турции о Кавказской платформе безопасности и сотрудничества. То есть я не сводил бы все к линии двусторонних отношений между Анкарой и Ереваном. Я бы сказал так, каждая из сторон имела здесь свои определенные интересы. Для Еревана важно психологически показать и населению Армении, и остальным игрокам на Южном Кавказе, что предпринимаются усилия по нормализации отношений с Анкарой, и этот процесс носит двусторонний характер. А для Анкары - поскольку, как я понимаю, официальный Ереван достаточно поверхностно относится к турецким инициативам - было очень важно как бы добавить позитивной реакции в адрес Кавказской платформы безопасности и сотрудничества. Поэтому здесь, как мне кажется, не нужно преувеличивать как сам факт этой встречи, так и те заявления, которые были сделаны по ее итогам. Каждая из сторон придерживалась своей определенной тактической линии и продолжает придерживаться. В чем-то они совпадают, в чем-то расходятся, но для далеко идущих выводов со стороны Москвы или Баку я пока не вижу особых предпосылок, честно говоря. Надо следить за этим процессом, отслеживать его динамику, но говорить о том, что уже четко оформился какой-то определенный тренд, несколько преждевременно.

- 30 ноября министр иностранных дел Турции Али Бабаджан прибудет с официальным визитом в Баку, и уже высказываются мнения, что, возможно, он едет поставить в известность официальный Баку о том, что Турция в одностороннем порядке начинает делать реальные шаги к улучшению дипотношений и открытию границ с Арменией. По-вашему, это не имеет под собой реальных оснований?

- Я могу лишь предполагать, потому что для того, чтобы быть уверенным или неуверенным в этом, нужно обладать инсайдерской информацией такого уровня, которым, я думаю, сейчас мало вообще кто из экспертов и в России, и в Азербайджане, да и в самой Турции обладает. Поэтому я выскажу только свое предположение, что, конечно, Анкара действительно и в дальнейшем будет реализовывать новый многовекторный курс, в который включается теперь и постепенная, подчеркиваю, нормализация отношений с Ереваном. Но делать достаточно жесткие заявления, ставить официальный Баку перед фактом и игнорировать ту позицию, которую занимает в данный момент Азербайджан по отношению к ситуации на Южном Кавказе, я думаю, это не в интересах Анкары. Потому что, сделав резкий шаг в сторону одного из игроков, ты нарушаешь баланс, ты теряешь своего партнера, ты теряешь своего потенциального союзника в переговорном процессе. Мне кажется, что со стороны Турции ставить в известность о таком результате Баку, и без учета его мнения, это было бы недостаточно взвешенно. Поэтому если даже в Анкаре и держат как перспективу такого рода шаги, сделано все будет гораздо более корректнее, мягче и сглаженнее.

- Вы знаете, что 3 декабря в Хельсинки в рамках заседания Совета министров ОБСЕ состоится очередная встреча министров иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова и Армении Эдуарда Налбандяна, на которой будут продолжены обсуждения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. И министры должны кроме того, согласовать сроки встречи президентов Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна до конца этого года. Насколько, по-вашему, реально то, что сейчас и вправду наблюдается какой-то процесс, движение к достижению согласия между двумя президентами? Или же все остается ровно таким же, как и во время всех предыдущих переговоров глав государств?

- Во-первых, я думаю, что как раз активность Турции и России на этом направлении совпадает в том отношении, что до конца года должен быть закреплен тот процесс, который был начат инициативой Турции и Московской декларацией. Вот этот тренд позитивный должен быть закреплен каким-то достаточно ярким информационным событием. И, конечно, лучше, чем формат встречи двух президентов, не придумаешь. Потому что если сейчас процесс переговоров начнет пробуксовывать, то оправдаются те пессимистические прогнозы в отношении того, что это была очередная декларация, не имеющая под собой никакого основания. Поэтому я думаю, что все посредники как раз и должны быть заинтересованы в том, чтобы был сделан следующий шаг. Очевидно, он должен заключаться в выработке президентами Алиевым и Саркисяном по итогам этой встречи некой "дорожной карты", связанной с развитием переговорного процесса по Нагорному Карабаху. А сделать это можно будет только в формате решения президентов Армении и Азербайджана. Я думаю, что, по крайней мере без определения этих позиций, все сведется к тому, что переговоры были без цели, без задач, без какой-то ясной перспективы. Значит, можно будет сказать опять, что тот импульс, который был дан Московской декларацией, фактически сведен на нет. А если президенты выйдут хотя бы на саму идею составления "дорожной карты", то можно будет тогда сказать, что нет, напротив - Московская декларация, усилия России, усилия Турции дают позитивный эффект, и две стороны за столом переговоров наконец-то не просто уверяют друг друга в намерениях разрешить конфликт, а действительно протягивают друг другу руки и делают шаг навстречу.



Источник: http://echo-az.info/politica06.shtml

Поделиться: