Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Д. Калетаев: Партия должна стать реальной опорой для своего лидера...

24.11.2008

Автор:

Теги:

Выступление Дархана Калетаева,   первого заместителя председателя Народно-демократической партии "Нур Отан" (Казахстан), на казахстанско-российском экспертном Форуме. Москва. 21.11.2008

**********************************************************************************

 

 

Уважаемые гости. Дамы и господа.

 

Я рад приветствовать вас на  заседании российско-казахстанского экспертного клуба. Благодарю организаторов встречи за любезное приглашение войти в состав этой организации, для меня это не просто формальный повод к общению с представителями экспертных кругов наших дружественных стран, но серьезная возможность «сверить часы» по формам и темпам проводимых преобразований в РК и РФ, в том числе, по направлению партийного строительства. Я полагаю, что информационно-аналитическое обеспечение государственных реформ и есть ключевая задача подобных Центров, объединяющих экспертов, ученых, политологов России и Казахстана.

Действительно, в реформировании партий Нур Отан и Единая Россия много общего, выдержана определенная логика преобразований. Их конечная цель - стать «партией власти», а не «партией при власти». Превратиться в «партию для народа», сохранив  приверженность идее центризма, не скатываясь в «правый» или «левый» уклоны.

Что такое «партии власти» в 90-е годы? Один из инструментов, с помощью которого создатели наших независимых государств формировали первые стабилизационные модели, а проще - в невероятно тяжелых, кризисных условиях создавали основы политической и экономической стабильности. В этой ситуации крайне опасно было бы разделять партийную опору власти и другие механизмы, связанные со структурами исполнительной власти. Поле для экспериментов было ограничено.

Спустя десять лет можно еще раз повторить слова Нурсултана Абишевича Назарбаева - от успешных экономических реформ необходимо переходить к реформам политическим. Это и формирование Мажилиса по партийным спискам, новая роль Парламента по отношению к правительству, теперь - обязательное формирование законодательного органа с участием как минимум двух партий. Это - и новая роль Нур Отан - более ответственная, более самостоятельная.

Это не означает, что новому составу партийного руководства следует действовать по принципу - «до основания, а затем..». Необходима преемственность политического курса. Но, одновременно, более гибкое, более динамичное реагирование на новые вызовы и риски.

О каких принципиальных задачах может идти речь?

1. Обретение партией роли «приводного ремня» для политических реформ в стране. Это означает, что Нур Отан не может  концентрировать свое внимание только на проведении избирательных кампаний, а, напротив, требуется каждодневная, кропотливая работа с населением. Создание «двухканальной» модели общения с каждым гражданином РК, вне зависимости от его партийной принадлежности и политических взглядов.

Сейчас уже функционируют общественные приемные Нур Отан, но я, скорее, о более глобальной задаче - именно через «партию власти» власть должна получать регулярную и достоверную информацию о настроениях в обществе, о нуждах и проблемах простых людей. А население страны, в свою очередь, должно получать оперативную и честную информацию о тех мерах и новациях, которые власть реализует в своей экономической и социальной политике.

2. Нур Отан  партия - правящая, движущая сила реформ,  но, необходимо помнить, она состоялась благодаря ее лидеру. Мы еще только должны сделать все, для того чтобы партия стала реальной опорой для своего лидера. К сожалению, я не могу это сейчас констатировать. Если мы реально стремимся в будущее, в демократическое общество, она должна стать конкурентоспособной партией. Нурсултан Назарбаев ориентирует политический класс страны на создание двухпартийной модели. Речь не идет об искусственном выращивании оппозиции, а о поддержке нормального процесса формирования системной оппозиции - конструктивно оппонирующей власти.  Конечно, все равно нужен какой-то спарринг-партнер, для того чтобы не терять политическую форму. Но она не должна искусственно нарождаться. Проблема в том, нас часто искусственно подталкивают к созданию, например, второй партии. Но движения, претендующие на право говорить от имени реальных групп населения - социальных или профессиональных - они, что должны обязательно выращиваться в пробирке?

 Так и  партия Нур Отан не должна всякий раз искать поддержку и «защиту» от «кусачей оппозиции» у власти исполнительной. Полемика в рамках правил, это - нормально, критику необходимо воспринимать адекватно. Если, партия претендует на роль президентской опоры, то она должна проявлять больше самостоятельности, быть более креативной, если угодно, не бояться конкуренции, а быть на деле конкурентоспособной. Стать для Президента РК одним из «коллективных гарантов» намеченного им курса реформ.

3. Необходимо активнее вовлекать в политический процесс молодежь. В сложные времена испытаний для казахстанской экономики общественная пассивность - зло, а не благо. Особенно, если пассивность проявляет наиболее активная, деятельная часть общества. Молодежь должна видеть в партийной карьере «социальный лифт». Хотя, возможно, это слишком избитое определение. Скажу лучше так - интересную и динамичную работу, открывающую перспективы для самореализации. Необходима четкая схема продвижения талантливых кадров из ячеек и партийных представительств в область, а потом и в Центр, или выдвижение их на государственные должности. Этот механизм, кстати, прописан, но реализовать его не так легко, однако, необходимо. Кадровая скамейка запасных не так велика, поэтому мы не только должны надеяться на «самовоспроизводство» молодых дарований, но и создавать партийные школы, или патронировать фонды по подготовке и переподготовке молодых кадров.   

4. Логика подсказывает необходимость дальнейшей консолидации партий власти постсоветских стран. В каких формах можно развивать подобное взаимодействие? Это как раз задача не только политиков и аппаратчиков, но и экспертов, нужна серьезная дискуссия, системное обсуждение этого вопроса.  

Необходимо серьезное взаимодействие парламентских партий, у нас сейчас уже есть, в принципе, структура и механизм консультирования с парламентской фракцией существует, и лидер партии, Президент постоянно приводит этом механизм в действие.

Это основные моменты, которые мы видим сейчас в дальнейшем развитии  народно-демократической партии. Программа не краткосрочная, она определена не на один-два года. Надеюсь, эксперты нам помогут в разработке  определенных стртегических  задач. На сегодняшний момент, Нур Отан - партия, которая победила на выборах абсолютным большинством, имеет определенную зону ответственности перед своими избирателями.

 Это народная платформа партии, которая находится в стадии реализации. Сейчас мы планируем в декабре месяце провести форум депутатов НДП Нур Отан, который будет включать в себя не только депутатов, представителей парламентской фракции, но мы хотим пригласить депутатов местных представительных органов, и мы хотели бы заслушать в первую очередь отчет правительства о выполнении нашей предвыборной платформы,  мы планируем выступление лидера партии о перспективах дальнейшей работе именно  в такой тяжелый для страны период. Наконец, мы приступаем к разработке новой партийной доктрины, вы знаете, что на следующий год исполнится 10 лет со дня основания партии. Для европейской партии это  небольшой срок, но для нас это достаточно солидный срок, и мы хотели уже подвести некоторые итоги и понять с чем дальше партия пойдет по пути модернизации, какие у нее задачи, какие цели она перед собой ставит.

Возвращаясь к тому, что я раньше сказал, партия должна стать реальным общественно  политическим ниструментом обновления общества.

Это, в самом сжатом варианте, перечень основных задач, стоящих перед нашей партией в настоящий момент.

Спасибо за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение