Д. Акишев: О кризисе из первых уст...

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Я в целом не хочу останавливаться на технике, которую проводил Национальный банк, самая главная антикризисная мера - это решение государство вмешиваться. Государство решило, что в рыночной экономике оно несет определенную социальную ответственность, экономическую ответственность за общество. Президент принял решение, что нужно помогать. Казахстан столкнулся первым с этими проблемами, а, напомню, что последние 10 лет наши страны, которые имеют большие нефтяные доходы в условиях высоких цен на нефть находились в некой эйфории от больших доходов: строились мегапроекты, строилось светлое будущее на этих проектах и мы достаточно оптимистично смотрели на вещи, и правильно Галымжан Олжаевич отметил, что при формировании каких-то дальнейших индикаторов правительство тем не менее старалось придерживаться консервативной политики.
Д. Акишев: О кризисе из первых уст...

Выступление на круглом столе в Москве Акишева Данияра Талгатовича - Заместителя Председателя Национального банка Республики Казахстан.

****************************************************************************

Я (в целом) не хочу останавливаться на технике, которую проводил Национальный банк, самая главная антикризисная мера - это решение государство вмешиваться. Государство решило, что в рыночной экономике оно несет определенную социальную ответственность, экономическую ответственность за общество.

Президент принял решение, что нужно помогать по наиболее проблемным зонам, не оставаться в стороне. К тому же, Казахстан столкнулся первым с этими проблемами, а, напомню, что последние 10 лет наши страны, которые имеют большие нефтяные доходы, в условиях высоких цен, находились в некой эйфории от больших доходов: строились мегапроекты, строилось светлое будущее на этих проектах и мы достаточно оптимистично смотрели на вещи, и правильно Галымжан Олжаевич отметил, что при формировании каких-то дальнейших индикаторов правительство тем не менее старалось придерживаться консервативной политики.

Тем не менее, общество само жило сверхожиданиями и от государства и от нефтяных доходов. В этих условиях кризис ударил по нас, мы первыми ощутили на себе кризис, образно говоря, все напились, Казахстан напился немножко раньше и мы отрезвели быстрее то есть, а в России происходит это состояние сейчас. Ну скажем год спустя.

Чем быстрее Россия будет смотреть по опыту других стран, на то как двигаемся мы, в частности Казахстан - тем лучше. Здесь главный кризисный момент - важно время, а его может не хватать. Хотя, нужно не успевать за событиями, а нужно их предвидеть.

Суммы, механизмы - это все техника. И поэтому в этом отношении Казахстан двигался достаточно радикально. Вкладывались большие суммы, было много критики¸ что средства нефтяного фонда направляются на развитие и поддержку массового сектора, потому что правительство понимает, что будут проблемы в этом секторе, а если они усугубляются, то обществу будет еще хуже.

Поэтому с этой позиции, я думаю, что Россия может, в связи с тем, что она вступила позже в эту фазу, посмотреть, что сделал Казахстан, что можно сделать быстрее и эффективнее.

У нас есть какие-то интересные моменты, мы создаем фонд стрессовых активов. Если Россия его сейчас создаст, то будет хорошо. Потому что РФ в следующем году неизбежно столкнется с этими проблемами, с которыми мы столкнулись сейчас - ухудшение качества кредитного портфеля банков, объективный процесс: снижение цен на активы, на недвижимость и т.д. Россия стоит перед этим сейчас. Впереди в России, мы считаем, мощнейшее снижение на активы. Что будет с банковской системой, нужно уже об этом думать сейчас, и направленно вкладывать деньги.

Поэтому Национальный банк, мы действительно сделали мощнейшее снижение минимальных резервных требований. У нас в законе прописано обеспечение стабильности цен, я думаю, что в большинстве стран мира это записано в законодательстве, в их мандате. Но ни один сейчас Центральный банк мира этим мандатом не руководствуется, включая США, Европу, Казахстан. На самом деле наша страна сейчас стоит перед угрозой дефляции, потому что сокращается потребительский спрос, сокращается кредитная активность, и в этой позиции национальный банк первое время стоял перед проблемой - как обеспечить стабильность? Но пошел рост цен и мы выбрали обеспечение финансовой стабильности.

Мы снизили ставку, мы сократили минимальные резервные требования, мы расширили перечень залогового обеспечения. В принципе, Центральный банк России сделал все то же самое.

Но пока общественное сознание пытается ухватиться за старые правила, пытается сказать, что и стабильность цен важна. Поверьте, если в России это произойдет, все это забудут, потому как цены встанут, тогда, когда люди перестанут покупать дорогостоящие товары, технику.

Еще один момент - я думаю, что деньги важны как для Казахстана, так и для России, и с этой позиции не имеет особого значения откуда они пришли. Многие говорят, что Казахстан зависит от внешних заимствований, но мы сейчас видим, что Россия тоже зависит от этих заимствований, может не через банковскую систему, но самостоятельно - через корпорации привлекает эти деньги. И сейчас корпорации, которые выстраивали свои стратегии, вынуждены пересматривать бизнес-планы.

Поэтому, еще раз подчеркну, прежде всего, необходимо изменение сознания. Нужно понять, что весь этот пир, в течение которого мы жили все это время, он закончился, и нужно жить теперь по средствам, надо жить и реально прогнозировать ситуацию. И нужно выходить из этого состояния быстрее. В этом отношении Казахстан перестроился очень быстро, мы принципиально пересмотрели все свои стратегические планы.

Мы уже сейчас в этих кризисных мерах не упоминаем о таких целях, как о супертемпах высокого роста. Для начала, нужно обеспечить какое-то стабильное значение, которое позволит обществу существовать нормально, то есть избежать каких-то кризисных явлений, которые могут отразиться на социальных обязательствах государства.

Естественно, банковская система стоит в одном ряду со всеми рынками. Банковский сектор в Казахстане очень большой и значимый - с этой позиции мы достигли решения помогать. Технически как это делается, можно и не упоминать потому, как в Казахстане есть определенные механизмы, в России есть определенные механизмы и просто какие-то моменты нужно делать быстрее.

Казахстан и Россия не сильно отличается долей нефтяного сектора, в наших странах он занимает доминирующее значение. И мы вместе будет переживать шок от падения цен на активы, в первую очередь на нефть, и мы естественно будет работать параллельно на этой проблемой.

Вопрос по курсовой политике.

Это тоже инструмент обеспечения стабильности. В Казахстане после событий в прошлом году очень многие эксперты предрекали, что курс национальной валюты будет находиться в под огромнейшим давлением, что угроза девальвации нашей национальной валюты - тенге она очевидна, что в ближайшие три месяца все и произойдет.

Казахстан чем отличается от России? Тем,что мы в первую фазу кризиса, так сказать, отрезвления, вступили, когда цены на энергоносители были высокими, то есть вы знаете, что в августе в прошлом году они были 70 и продолжали до этого года до 120 долларов. Это позволило Казахстану почти безболезненно, во-первых, подготовиться, во-вторых, изыскать ресурсы и, в-третьих, обеспечить стабильную курсовую политику. С тех пор курс достаточно стабилен. Курс сейчас составляет 120 тенге за доллар, к рублю было 4,5. из-за девальвации рубля курс к доллару сейчас чуть изменился.

На самом деле Центральный банк Казахстана не сдерживал курс, мы даже нарастили резервы, но теперь стоит вопрос, что будет в ближайшие годы? Есть ли уверенность государства в отношении обменного курса?

По Казахстану я могу сказать: мы просчитали все сценарии, мы сделали очень плохой сценарий, назовем его, стресс-тест, что будет, если цена на нефть упадет на 30 долларов за баррель, теперь мы видим, что с учетом особенности структуры нашей экономики, смотрели как будут нефтяные проекты развиваться, какие потоки будут?

Мы увидели, что в принципе, ресурсов и инструментов у Центрального банка будет достаточно, чтобы обеспечить стабильность.

С этой позиции курсовая политика Казахстана достаточно предсказуема. На долгосрочные перспективы мы прогнозируем стабильность национальной валюты. В перспективе, ну допустим, трехлетнего периода, сложно загадывать, тем не менее, Центральный банк будет стремиться, чтобы обеспечить стабильность для общества, с точки зрения, если для него курсовая политика важна. Замечу, она важна как в Казахстане, так и в России, и то как мы бы не говорили, высокая глобализация общества, она остается. Все равно мы должны смотреть на реальный сектор экономики, какой курс нужен ему, какой реальный курс должен складываться, какие издержки вынесут наши обороты. Во что обходится стабильность национальной валюты? Сколько тратит Национальный банк на это?

Центральный банк не тратит денег на внутренние ресурсы, чтобы поддержать стабильность курса.

Завершаю. В отношении кризиса и очищения сектора, на самом деле, я поддерживаю мнение, что кризис должен вычищать сектор, любой сектор. Выживать должен тот, кто проводит правильную политику. Но,в то же время, я понимаю ответственность государства перед обществом. Необходимо найти баланс. Это - непросто. Но - необходимо.

Поделиться: