Знания в у.е.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На сегодняшний день базовое образование в Казахстане считается бесплатным. Формально. На самом деле различные неофициальные затраты у каждого ученика в месяц составляют как минимум около 6000 тенге (50 долларов), не считая затрат на приобретение учебников. Высшее казахстанское образование может конкурировать с западным. Но только по цене.
Знания в у.е.
Знания в у.е.
Сабина Маметова (Алматы)

На сегодняшний день базовое образование в Казахстане считается бесплатным. Формально. На самом деле различные неофициальные затраты у каждого ученика в месяц составляют как минимум около 6000 тенге (50 долларов), не считая затрат на приобретение учебников. Высшее казахстанское образование может конкурировать с западным. Но только по цене.

Статья 30 Конституции Казахстана гарантирует бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. В Законе об образовании уточняется, что государство обеспечивает получение гражданами бесплатного предшкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования, а также на конкурсной основе в соответствии с государственным законом - бесплатного высшего образования.

Но ученикам, получающим среднее образование, каждый месяц приходиться платить существенную сумму денег за свое образование. Например, стандартная смета неофициальных сборов на каждого ученика государственной средней школы в месяц такова:

- ремонт и состояние школы - 1000 тенге ($8)

- «классный фонд» - 500-1000 тенге ($4 - $8)

- фонд школы - 1000 тенге ($8)

- состояние класса каждый месяц - 1000 тенге ($8)

- питание по минимальным затратам (ежедневные пресловуто-минимальные чай с булочкой) в месяц уходит - 1500-2000 тенге ($12,5-$17)

- большей части учеников каждый год приходится покупать себе новые учебники казахстанских издательств, так как обучение в государственных школах ведется строго по отечественным учебникам.

Максимальное количество поступающих учебников в школу на один класс составляет 16 комплектов по каждому предмету. Остальные ученики, кому не достались учебники, обязаны покупать их за своей счет. Цена на учебники, колеблется от 350 до 500 тенге за штуку ($2,5-$4,2). С учетом, что недостающих учебников около половины, ученик тратит на них $45-$70 ежегодно.

Кроме этого, иногда ученики сами покупают парты в классы. Стоимость одной парты и двух стульев составляет 10000 тенге ($85). В каждый класс таких парт необходимо, как минимум 15 штук. Если класс является малочисленным, то каждому ученику приходиться платить не меньше $65.

Итого за «бесплатное» образование каждому ученику необходимо платить от 5000 до 6000 тысяч тенге ($40-$50) каждый месяц на содержание учебного заведения, а также $45-$70 на приобретение учебников и $65 для материального оснащения собственных классов. В год получается приличная сумма, за 11 лет - неприличная.

По мнению директора одной из средних школ Алматы, эта ситуация объясняется очень просто: если вы хотите, чтобы ваши дети учились в благоприятных условиях, то вам самим следует это все содержать и оплачивать. «Мы не имеем возможности, обеспечивать классы новыми партами, потому что государство предоставляет определенное количество парт, во-первых, которые не отличаются хорошим качеством, во-вторых, даже эти несколько комплектов мы получаем согласно очередному списку раз в год. Капитальный ремонт школы за счет акимата нам обещают сделать уже пятый год, хотя само здание находиться в очень плачевном состоянии. Поэтому, для поддержания нормального состояния школы нам необходимо за счет родителей делать косметический ремонт почти каждый месяц» - говорит директор.

Формально сборы осуществляются вроде бы на добровольной основе. Но они фактически не фиксируются нигде, а соответственно - непрозрачны.

Как говорится в отчете городских структур, все 178 государственных школ города Алматы на 100% оснащены современной компьютерной техникой нового поколения. По состоянию на декабрь 2004 года количество компьютерных классов в общеобразовательных школах составляло 275 классов, но по статистике 2007 года на 1 компьютер приходилось 22 учащихся. Всего на приобретение оборудования с 2004 по 2007 гг. было выделено 3 млрд. 612 млн. тенге. ($26,1 млн.). В настоящее время к сети Интернет подключены все общеобразовательные, профессиональные школы, школы-интернаты всех типов и государственные колледжи. Что касается сельских школ, то уровень их обеспечения Интернетом и компьютерными классами является очень низким. Не говоря уже об отдаленных сельских школах от районных центров, где не хватает стандартных класс-комплектов, не говоря о современной технической оснащенности.

Основной проблемой финансирования образования в Казахстане, по мнению аналитиков центра исследований «Сандж», является непрозрачность бюджета и расходования средств, выделяемых государством. Средства, выделяемые на образование, измеряются в миллионах и миллиардах тенге, но, по словам директоров школ, эти денежные средства не доходят до всех школ в стране. При этом следует отметить, что видимый рост расходов местного бюджета в 2007 году вырос на 10,7 млрд. тенге по сравнению с уточненным бюджетом 2005 года. Но фактически размер располагаемой части местного бюджета с 2005 года сократился на 449,3 млн. тенге.

Правительство Казахстана акцентирует внимание на том, что образование очень важно для развития страны. Расходы от доли ВВП выросли с 3,3% (или $711,6 млн.) в 2000 году до 3,8%(или $820 млн.) в 2004. А в 2007 году на образование в Казахстане, согласно официальной статистике, было выделено 3,6 % от ВВП - 455,8 млрд. тенге ($3,8 млрд.). По словам специалистов уже в 2008 году финансирование должно достичь 4,1 % от ВВП, то есть $4,6 млрд.

Для сравнения расходы от доли ВВП на образование в разных странах: Маршалловы Острова - рекордная позиция - 11, 7%. США тратят на образование 5, 6 % от доли ВВП, Великобритания - 5,4 %, Германия - 6 %, Израиль - 6,9 %, Индия - 3,8 %, Иран - 4,7 %.

Кстати, в Алматы, крупнейшем городе страны, в 2008 году властями предусмотрено выделить из бюджета на образование сумму в размере 22 347 873 тыс. тенге($186, 2 млн.). Что же касается казахстанских университетов, то здесь дела обстоят намного сложнее в финансовом плане. Если сравнить образование в Казахстане и в Европе, то оказывается, что по оплате, они стоят примерно на одном уровне. К примеру, в главном вузе страны - Казахском Национальном Университете им. Аль-Фараби (КазНУ) в зависимости от специальностей оплата за обучение колеблется от $2500 до $4200 в год. Однако, для сравнения, к примеру, во Франции, где все вузы являются государственными, стоимость обучения в год составляет от $600 до $1250 в год. Сравнение качества вряд ли даст преимущество казахстанскому образованию.

В частных университетах в Казахстане, которые не имеют государственной аккредитации и не гарантируют получения хороших знаний, стоимость года обучения в среднем 2 раза выше, чем в государственных ВУЗах. В наиболее престижных вузах в Казахстане образование стоит примерно $5000-$6000 в год. И хотя там преподают зачастую иностранцы, выписанные из-за рубежа, не редко оказывается, что в своих странах они были в своё время не востребованы и представляют ценность для казахстанских студентов в основном, как носители английского языка.

Примечательно, что при декларативно доступном высшем образовании, крайне мало молодых казахстанцев имеют шанс получить его бесплатно. Образовательных государственных грантов выделяется минимальное количество. Так, по специальностям: русская и иностранная филология, журналистика, биология, химия и по многим другим в 2008 году было выделено по 15 грантов на всю республику.

ОАЗИС

Поделиться: