Э. Асланов: Демократия: приживалка или хозяйка?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Буквально неделю назад в газете «Азербайджан» была опубликована статья главы Администрации Президента Азербайджанской Республики, академика Рамиза Мехтиева о перспективах демократического развития страны.
Э. Асланов: Демократия: приживалка или хозяйка?
Эльнур Асланов - Заведующий отделом политического анализа и информационного обеспечения Администрации Президента Азербайджана, кандидат политических наук.

Буквально неделю назад в газете «Азербайджан» была опубликована статья главы Администрации Президента Азербайджанской Республики, академика Рамиза Мехтиева о перспективах демократического развития страны.

Сквозь призму недельной давности легче анализировать то, как СМИ, некоторые политики и аналитики восприняли выраженные в ней позиции. Было бы наивно ожидать, что после нее не последует критических отзывов, обвинений в попытке тотальной пропаганды воззрений властной элиты и стремлении изменить вектор развития политического пространства в пользу правящей партии. За годы независимости власть, да и общество в целом уже успели привыкнуть к тому, что каждая предложенная модель, выстроенная или предполагаемая, вызывает у некоторых представителей национальной контр-элиты противоречивое ощущение собственной ущемленности. Соответственно, думаю, нет необходимости в этой статье говорить о том, чего мы достигли за прошедшие годы и что было реализовано во благо политического и экономического развития страны. На мой взгляд, стоит обсудить другие вопросы - не менее важные и актуальные для каждого из нас, которые стали объектом обсуждения в оппозиционной прессе с подачи некоторых политиканствующих субъектов. Хотя, хочу подчеркнуть, нечасто в национальной истории, руководитель высшего звена госаппарата ставит немаловажный и крайне актуальный вопрос относительно перспектив развития азербайджанской демократической модели? Иными словами, вопрос стоит следующим образом: демократия у нас зажила, но кто она - приживалка или хозяйка - пока вопрос.

Более чем уверен, что не все представители национального политического пространства, как правящей, так и контр-элиты, смогли достаточно четко и ясно уяснить для себя этот вопрос. Хотя основа этой краеугольной мысли современного развития страны была заложена в иннаугурационной речи Президента Ильхама Алиева, где он недвусмысленно заявил: «Политическая система в Азербайджане должна быть усовершенствована... В Азербайджане должен быть применен выгодный нам, приемлемый для нас, не чуждый азербайджанскому народу позитивный опыт».

Основа президентского послания заключала в себе начало процесса политической модернизации, суть которой кроется в трансформации поведенческих норм и стереотипов, выработке новых ориентиров развития политического поля и формировании новых акторов конкурентоспособной гонки. Это то, в чем сегодня нуждается азербайджанское общество, определившее для себя демократию в качестве приоритета развития. Это фактор, который должны учитывать те, кто ответственен за формирование новой политической культуры в стране. Очевидным же является то, что трансформация демократических норм и стандартов зависит не в меньшей степени от тех, кому они прививаются и кто их должен в обществе реализовывать - а это не только представители властной элиты.

Полагаю, некоторые читатели, прочитав мою статью, скажут, что я неоправданно выпячиваю одни вопросы и замалчиваю другие. В таких случаях, я вспоминаю цитату уже избранного Президента Обамы: «В конце концов я демократ; мои мнения по многим вопросам скорее совпадут с редакционными статьями в «Нью-Йорк Таймс», чем в «Уолл-стрит джорнал». Но при этом уверен, что стоит говорить открыто, в первую очередь учитывая интересы обычных, среднестатических людей, а не доморощенных политиканов, политиканствующих субъектов или крикливых «интеллектуалов». Ибо как говорил Франклин Делано Рузвельт: «Нам нет нужды избегать открытого взгляда на положение страны».

Обсуждающие статью СМИ так и не заметили основного мессаджа властей - задачи формирования нового креативного класса управленцев. Многие «аналитики» кинулись обсуждать вопрос необходимых изменений в закон «О политических партиях», в то время как именно новое поколение должно формировать пространство для ее реализации. Развитие человека - это основная цель, и необходимое условие современного общества. В долгосрочной перспективе это абсолютный приоритет Президента Ильхама Алиева. Потому как переход на инновационный путь развития страны связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Все это возможно в условиях построения общества, основанного на знаниях, что и является важнейшей задачей на годы вперед. Это и есть суть национальной идеи, о которой стоит говорить и над которой пора задуматься.

Основная задача статьи заключалась в том, чтобы показать вектор развития общества, продемонстрировать в каком направлении мы можем ее повести, и что необходимо сделать, дабы сформировать эффективную и самодостаточную перспективу для будущих поколений. Безусловно, многие понимают, что демократия понятие не фундаментальное, ибо нет пространства, которое за всю историю человечества достигло апофеоза народовластия. Как говорил Д. Кеннеди: «У свободы много трудностей, а демократия несовершенна». Однако для всех факторов развития общества присутствует понятие эволюционности, именно то, о чем говорил Президент И.Алиев в своей иннаугурационной речи и что не могут до конца осознать плеяда представителей контр-элиты.

В последние дни в некоторых СМИ нередко встретишь всякого рода обсуждения фактора сильного государства как сдерживающего элемента национального демократического развития. Однако не стоит воспринимать демократичность как всякое олицетворение идей «ночного сторожа», которые нам чужды. Никто еще не отменял понятия сильной центральной власти как собирательного и развивающего фактора любой страны. Именно это позволило нам уберечь стабильность и создать перспективу успешного социально-экономического развития. Нарушение этого баланса, сегодня, может создать прецедент ослабления темпов демократической трансформации в целом.

В вопросах демократического развития нам необходимо исходить с позиций национальной истории, культурной традиции, современного социально-экономического развития, и если хотите, ментальности азербайджанского социума. Нужно понимать, что демократия успешна исключительно при ее конвергенции с факторами национального «Я». Если мне не изменяет память, еще Руссо упрекал Петра I в том, что он пытался сделать русских голландцами или немцами вместо того, чтобы дать им быть русскими и развиваться в этом качестве. Позже советская эпоха пыталась создать образ единого советского гражданина, а нынче в моде конструирование «интеллектуала» с тотальным поклонением монополистам мирового порядка. При всем уважении к общеизвестным геополитическим центрам, думаю, стоит понимать, что демократию не взращивают в чужеродной среде, а формируют в естественных условиях. В условиях же изменения баланса не в пользу Бреттон-Вудской системы и ее валюты, целому ряду «интеллектуалов», вероятно, придется пересмотреть собственные воззрения и идейную подпитку.

Поствыборной период создал возможность для формирования в стране новой политической культуры, и в целом, будет способствовать созданию иного политического пространства. Будем честны, если скажем, что это в интересах и власти, и оппозиции. При этом уже предвижу, как некоторые будут критиковать нас за то, что власть вбросом в общество подобных идей пытается якобы сместить роль и значимость существующих политических организаций, полностью уподобить политсистему интересам одной партии и т.д. Благо фантазий у всех вполне достаточно. Уже есть и те, которые пытаются утвердить в общественном сознании собственное видение на эти тезисы, называя их скатом к авторитаризму или отсутствием идеалов государственности. Однако сложно понять аргументацию тех, кто не желает видеть в смене формы взаимодействия на политическом поле стремление сформировать пространство эффективного сотрудничества.

В последнее время мы стали чаще говорить о необходимости формирования новой политической культуры. Потому как под давлением постепенного озападнивания нашего бытия азербайджанское общество уже воспринимает ценности мира постиндустриального, несколько все еще далекого нам. Соответственно, время меняться и трансформировать предложения, которые обществу интересны, уже настало. На каждом временном отрезке культура поощряет одно, и запрещает другое, создает один стереотип, разрушает другие. Иными словами, культура - это судьба людей, и от нее, как известно, не уйдешь. Наша политическая культура же способствует мутационным и гибридным формам взаимодействия индивидов. А ведь каждый из нас в душе глобальный индивидуалист. Учитывая именно это, Президент говорил о том, что в стране начинается формирование новой политкультуры.

Иными словами, уже есть основа того, чтобы начать дискуссии о национальной политической культуре, а не оборачиваться взад и вперед, постоянно разыскивая ту или иную модель. Это и будет способствовать тому, чтобы в обществе выстраивались так называемые левые, правые и центристы, задача которых заключается в предложении альтернатив развития. К сожалению, у нас определение идеологии некоторые горе-политики от контр-элиты все еще воспринимают в рамках советской идеологии, и не могут отойти от привычных стандартов полученного образования.

Вместе с тем, возникает другой вопрос - мода ли это, которую мы хотим перенять на Западе или необходимость? Ведь, как известно, в азербайджанском обществе не наличествовало традиций идеологической оформленности политических организаций. Однако в любом обществе существует побудительный мотив к политическому действию, и, в значительной степени, он обусловлен предложением и спросом. Определение идеологий партий - это некая возможность перевести взаимоотношения на уровень интеллектуального и более эффективного соперничества, а не набора пустых и необоснованных обвинений в сути которых нет и капли рационального зерна. Цитируя Мартина Лютера Кинга: «Давайте не будем стремиться утолить жажду свободы из чаши горечи и ненависти».

Тут я думаю, стоит коснуться и вопроса ментальности, точнее менталитета, как фактора играющего немаловажную роль в оформлении политической культуры. Прежде всего, стоит понять, что менталитет как таковой отражает форму и образ мышления, духовную настроенность, которая связывает общество нормами и стереотипами. Это элемент национального самосознания, который олицетворяет глубину и богатство культуры, ее уникальные достижения и традиции, исторические и социальные факторы современного развития. Он и определяет то, с чем живем и то, как мы идем в будущее. Однако возникает другой вопрос - насколько сегодня менталитет рентабельное понятие в условиях вестренизирущегося или глобализирующегося мира? Менталитет изменчив, также как и все в этом бренном мире. Объединяя различные исторические стадии и культурные факторы менталитет в каждом промежутке времени будет естественно выражать то, за что общество пытается зацепиться в конкретный момент. Это некий амортизатор постоянной трансформации национального «Я». Если выразиться проще, тот же самый «религиозный ренессанс», который мы наблюдаем в мире - это некая попытка удержаться от шпенгелеровского «упадка запада». Таким образом, взаимосвязь менталитета и политической культуры - сегодня это матрица, которая формирует повестку дня национального политического пространства, ее форму и содержание.

Как ни странно, но другой важный аспект обвинений в адрес властей заключается в том, что правящая элита выступает за конструктивный диалог. В этом некоторые умозаключители видят попытку создать так называемую карманную контр-элиту. Не спорю, возможно, кому-то таковой и хочется быть, никто не застрахован от желания кого-то пресмыкнуться. Но коли предлагается сесть за стол переговоров и обменяться видением развития страны, рациональными и эффективными предложениями о будущности нации, почему в таком случае слово «конструктивизм» в целом у некоторых партийных бонзов вызывает глубокое разочарование в собственной состоятельности, воспринимающих социальную действительность исключительно в форме митинговой страсти конца прошлого столетия?

Важным аспектом современного развития является наша готовность трансформировать политическое поле в русло новых стандартов, стереотипов и норм. Оппозиционная мысль существенная составляющая развития государства и общества, потому как без конструктивной и рациональной критики сложно говорить об эффективном взаимодействии всех слоев общества. Однако каждый актор политического пространства должен понимать, что новое время формирует новый общественно-политический заказ. И он заключается в трех важнейших аспектах эффективного развития - новая политическая культура, новое политическое пространство и новые политические акторы.

Эльнур Асланов
Заведующий отделом политического анализа и информационного обеспечения Администрации Президента Азербайджана, кандидат политических наук.
Специально для Day.Az

Поделиться: