Новая роль "Ени Азербайджан" в процессе модернизации общества.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В настоящий момент мы являемся свидетелями глобальных перемен и сдвигов в мировой системе международных финансовых и экономических институтов. В прошлое уходят прежние правила игры, а им на смену пока еще не пришли новые, более справедливые, а, самое главное, - одинаковые для всех. Поскольку именно практика двойных стандартов являлась губительной с точки зрения взаимного доверия как между мировыми лидерами, так и между странами которые претендовали на статус лидеров региональных. И, в этом отношении, проблемы, стоящие перед Россией и Азербайджаном во многом сходны. С одной стороны, выйти из кризисной ситуации с минимальными потерями с точки зрения внутренних издержек, а, с другой стороны - более четко и внятно определить свое место в системе новых международных координат.
Новая роль "Ени Азербайджан" в процессе модернизации общества.
20 ноября 2008 года в г.Баку (Азербайджан) проходит круглый стол «Азербайджан в ХХI веке - стратегия успеха».

В ходе работы круглого стола планируется обсудить следующие вопросы:

  • 1. Азербайджан и евразийское пространство - стабильность и развитие;
  • 2. Преемственность стратегии Азербайджана - залог процветания страны;
  • 3. Роль политических партий в функционировании политической системы Азербайджана; программа партии «Ени Азербайджан» как основа успешного развития страны;
  • 4. Система государственного управления Азербайджана - эффективное взаимодействие власти, общества и бизнеса.

В мероприятии примут участие сотрудники Администрации Президента Российской Федерации, Администрации Президента Азербайджанской Республики, Депутаты Госдумы России и Милли Меджлиса Азербайджана, видные общественные и политические деятели этих двух стран и других государств СНГ

Редакция сайта публикует текст выступления Генерального директора ИАЦ Алексея Власова.

*********************************************************************************

Уважаемые гости. Дамы и господа.

В настоящий момент мы являемся свидетелями глобальных перемен и сдвигов в мировой системе международных финансовых и экономических институтов. В прошлое уходят прежние правила игры, а им на смену пока еще не пришли новые, более справедливые, а, самое главное, - одинаковые для всех. Поскольку именно практика двойных стандартов являлась губительной с точки зрения взаимного доверия, как между мировыми лидерами, так и между странами которые претендовали на статус лидеров региональных. И, в этом отношении, проблемы, стоящие перед Россией и Азербайджаном во многом сходны. С одной стороны, выйти из кризисной ситуации с минимальными потерями с точки зрения внутренних, социальных и политических издержек, а, с другой стороны - более четко и внятно определить свое место в системе новых международных координат.

Мне представляется, что Республика Азербайджан имеет все возможности для того, чтобы выйти из этого сложного периода более сильным и процветающим государством. Ключевым фактором устойчивого, поступательного развития страны будет, при несомненной важности всей совокупности внешних обстоятельств, новая фаза модернизации, поиск и нахождение внутренних резервов развития.

Какими фундаментальными предпосылками для этого обладает Республика Азербайджан?

Прежде всего, за годы независимости обретена внутренняя стабильность. Эта стабильность, в свою очередь, создает благоприятный психологический климат в обществе. Население республики ясно видит, что власть следит за настроениями в обществе, производит «мониторинг» его социального здоровья, действенно реагирует на общественные запросы.

Выстроена система "двухканальной связи" между элитой и населением. Власть имеет возможность, в свою очередь, донести до каждого жителя Азербайджана те идеи и принципы, на которых руководствустраны строит свою политику. Инструментом диалога между властью и обществом, в частности, является партия «Ени Азербайджан». Мы видели в период избирательной кампании, как был оформлен механизм мониторинга общественного мнения в центре и регионах - эффективный механизм. Можно предположить, что подобная схема прошла проверку на прочность, и есть необходимость превратить ее в постоянно действующий инструмент.

Важен сам факт того, что власть «слышит» население, это обстоятельство создает определенную гарантию от социальных потрясений даже в кризисный период - высок уровень доверия по отношению к первым лицам государства, их политике, что ясно продемонстрировали прошедшие президентские выборы. Это тот фундамент, который был заложен Гейдаром Алиевым, а затем дополнен и упрочен в эпоху Ильхама Алиева.

Почему нужно особо остановиться на новой роли партии власти? Потому, что движение Республики в 21 столетие неразрывно связано с процессами демократизации, не путем слепого копирования модели "западного формата", но через творческую разработку основ собственного, национального пути к демократии и прогрессу. Я полагаю, что по этому пути идут все наиболее успешные постсоветские страны - Россия, Азербайджан, Казахстан. Об этом недавно говорил и Президент Азербайджана Ильхам Алиев: "Политическая система в Азербайджане должна быть усовершенствована... В Азербайджане должен быть применен выгодный нам, приемлемый для нас, не чуждый азербайджанскому народу позитивный опыт".

В этих условиях перед партией власти - "Ени Азербайджан" должны ставиться принципиально новые задачи. Не только успешно реализовывать президентские инициативы и начинания, но становиться более самостоятельной, динамично развивающейся общественной силой - истиной опорой курса Ильхама Алиева. Перейти к инновационной модели в политике. На каких началах может формироваться эта роль?

Одно из ключевых положений уже обозначено - превращение партии в коллективный механизм связи между властью и обществом.

Другое - развитие молодежных программ в практической деятельности партии. Население Азербайджана молодеет, этот фактор нельзя не учитывать в определении стратегических приоритетов. Карьера, личный успех - это приоритеты, скажем так, индивидуальные. Благодаря активной идеологической работе, индивидуальная пассионарность должна быть дополнена глубокими идеями азербайджанского патриотизма, уважения к национальным традициям. Именно в этом контексте партия "Ени Азербайджан" должна превратиться в эффективный социальный лифт для молодого поколения азербайджанцев. Возможно, что события прошлого вызывают у нас стойкую неприязнь к словосочетанию "идеологическая работа", но, Азербайджан не исключение, все постсоветские страны сталкиваются с необходимостью воспитания предприимчивых, активных граждан, которые, тем не менее остаются стойкими патриотами и верными гражданами своей страны.

Активное участие молодежи в прошедших выборах - это позитивный сигнал для партии власти. Участием в выборах молодые граждане выразили свое отношение к процессам в стране, проголосовали за политику модернизации азербайджанского государства. Но эти позитивные тренды необходимо развивать. И в этом отношении опыт Единой России и Нур Отан может оказаться полезным для наших азербайджанских коллег.

Партия должна оставаться на позициях центризма, но при этом быть готовой к диалогу с оппозиционными силами, как правыми, так и левыми, формируя механизмы политического диалога не только с «официальной оппозицией», но НПО, НКО, «кризисными группами» - дольщиками, вкладчиками банков . Для решения этой задачи Ени Азербайджан должна создавать сеть «Фондов общественного диалога», в которых будут задействованы не только партийные функционеры, но и оппозиция, представители инициативных групп населения. Это и будет максимально эффективная модель не только мониторинга проблемных зон, но и реагирования на возникающие сложности.

В выступлениях президентов наших стран четко прослеживается мысль: необходимо придать партийно-политическими системам наших стран большую гибкость и динамичность, как залог повышения адаптивности государства и власти к новым вызовам и рискам. Партии власти перестают быть пресловутым "пятым колесом" в телеге исполнительной власти, но до конца их новое место, новая роль еще не определены. Это - живой процесс. В традиционную линию взаимосвязей: национальная идея - национальный лидер - национальная программа, необходимо добавить еще одно звено - общенациональная партия. Или, как пишет уважаемый Эльнур Асланов партия должна участвовать во всех трех трех важнейших аспектах эффективного развития - формировании новой политической культуры, нового политического пространства, стать более действенным участником политического процесса. Движение по пути реформ должно быть поступательным. Не останавливаться на достигнутом, не почивать на лаврах, а продвигаться вперед. Не проводить реформы ради реформ, а чувствовать общественные настроения, соотносить мировой опыт демократических преобразований с реальным состоянием азербайджанского общества. Опираться на гражданские инициативы, создавать условия, при которых власть перестанет быть самодостаточной, а превратится в истинных слуг народа. Эти цели были определены Президентом Гейдаром Алиевым в первые годы после обретения независимости. Можно с уверенность сказать, что страна уже не свернет с этого пути.

Поделиться: