Казахстан - рождение второй ноги.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Правительством Казахстана одобрен законопроект о внесении изменений и дополнений в закон РК о политических партиях, а также проект конституционного закона о выборах. Судя, по основным положениям этих документов, Ак Орду можно поздравить с долгожданным рождением второй парламентской партии, а также, и с неизбежной процедурой досрочных парламентских выборов, избежать которые нынешнему составу Мажилиса вряд ли удастся.Принятые решения во многом были вызваны фактором внешнего давления. Грядущее председательство Казахстана в ОБСЕ, пристальное внимание со стороны евробюрократии, явное и скрытое недовольство этих структур итогами выборов в Мажилис-2007 - все эти обстоятельства заставляли руководство Казахстана искать наиболее приемлемый выход из сложившейся не самой простой ситуации.
Казахстан - рождение второй ноги.

Казахстан -рождение второй ноги.

Правительством Казахстана одобрен законопроект о внесении изменений идополнений в закон РК о политических партиях, а также проект конституционног озакона о выборах. Судя, по основным положениям этих документов, Ак Орду можно поздравить с долгожданным рождением второй парламентской партии, а также, с неизбежной процедурой досрочных парламентских выборов, избежать которую нынешнему составу Мажилиса вряд ли удастся.

Принятые решения во многом были вызваны фактором внешнего давления.Грядущее председательство Казахстана в ОБСЕ, пристальное внимание со стороны евробюрократии, явное и скрытое недовольство этих структур итогами выборов в Мажилис-2007 - все эти обстоятельстваза ставляли руководство Казахстана искать наиболее приемлемый выход изсложившейся не самой простой ситуации.

К тому же, реформа партии власти, на которую возлагали надеждунекоторые астанинские стратеги, стала пробуксовывать столь явно, что в условияхроста социальной и экономическойнапряженности даже у самых больших оптимистов возник закономерный вопрос:способна ли фракция Нур Отан, да и ,в целом , аппарат партии власти,минимизировать неизбежно возрастающие риски, или же необходимо вернуться к идееподконтрольного, но все же двухпартийного Парламента, о которой со всейясностью некоторое время назад высказался и сам Президент Казахстана.

Поэтому я бы не стал все списывать на внешние резоны и обстоятельства,а еще раз отметил те сложности, с которыми сталкивалась политическая реформа вРК, - вот парадокс - не имеющая оппонентов или реальных противников, но приэтом пробуксовывающая столь отчаянно, что неизбежно порождает серьезныесомнения в ее успехе.

Претендентами на открывшиеся вакансии могут выступить «классические»оппозиционеры, такие , например, как ОСДП Жармахана Туякбая или же «Азат» БулатаАбилова. Судя по количеству разнообразного компромата, который в последнеевремя так активно выливают на головубывшего генерального прокурора РК, перспективы ОСДП оценивают достаточновысоко. Другое дело, что и в кампанию 2007 года казалось, что до желаемогопрохождения в Мажилис осталось сделать только один шаг. В итоге его как раз ине случилось.

Поэтому заранее обольщаться неизбежностью успеха Ж.Туякбаю явно нестоит. Да и вообще, «искуссники» из Астаны могут чудесным образом изобрестисовершенно особый сценарий кардинально отличный от уже апробированных схем. Ну,например, организовать прохождение в Парламент «зеленых». Или же взять, да ипреобразовать Ассамблею народа Казахстана в политическую партию. Тогда инеобходимость проведения досрочных выборов явно отпадет - вот вам вторая партия,уже представленная в Мажилисе.

Но это, как вы понимаете скорее из области фантастики. Не зря наукрепление партии власти были переброшены «молодые специалисты» с жесткой хваткой,такие как Дархан Калетаев и Ерлан Карин.

Опыт Ерлана Карина в организации избирательных кампаний, особенно, есливспомнить события 2004 года, может оказаться бесценным. Тем более,что в последнее время Нур Отан функционировал исключительно в режименаибольшего благоприятствования. Ну, а досрочные выборы могут встряхнутьнеповоротливый аппарат на местах, и дать возможность для быстрого карьерногороста наиболее «продвинутым» мажилисменам, таким например, как Нурбах Рустемов.

Так получилось, что сочетание сразу нескольких факторов -председательство в ОБСЕ, кризис, неудавшаяся пока реформа партии властиобъективно подталкивают Ак Орду к необходимости реальных перемен впартийно-политическом пространстве страны. Другое дело, что как всегда этиреформы хотят проводить под неусыпным и бдительным надзором со стороны АП.По-другому пока нельзя - так, видимо, считает казахстанская элита. Но, все же,коррупционные скандалы, обманутые дольщики, проблемные банки - хватит лиресурса у управляемой оппозиции, силами 1-2 депутатов Мажилиса для того, чтобыпомочь власти избежать чрезмерной радикализации настроений в среде социальныхаутсайдеров или же просто тех, кто не доволен ходом политических иэкономических реформ в РК?

Поскольку Президента Казахстана все чаще сравнивают с Рузвельтом, авовсе не с Де Голлем, как это было год назад, то в свете нынешней реформыследовало бы подыскать не менее изящную аналогию с кем-нибудь из "великихконструкторов" партийных систем. Проблема только в том, что в большинстве странпартии формируются как социальный запрос снизу, а не сверху.

Хотя, вполневозможно, что мы наблюдаем принципиально новый этап партийного строительства,обращенный к реалиям 21 столетия - партии с размытой идеологией, без привязки ксоциальным или профессиональным группам, лидеры которых с периодичностью раз вгод будут менять свой статус по линии "оппозиция - власть".

Поделиться: