Россия, Москва

info@ia-centr.ru

НОВАЯ АРХИТЕКТУРА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ.

10.11.2008

Автор:

Теги:
 

 

 

 

          В столице Турции г. Анкара состоялся Круглый Стол на тему: «Новая архитектура    безопасности на Южном Кавказе» в работе форума приняло участие 50 экспертов,    известных учёных и специалистов из Абхазии, Азербайджана, Армении, Германии,     Грузии, России, Турции, Южной Осетии.

         Состоялось 4 сессии: - «Параметры международных отношений в Черноморско-   Каспийском  регионе после 08.08.2008г.; - «Динамика межэтнических отношений на    Южном Кавказе; - «Сценарии внутригосударственного устройства в постконфликтный    период: в поисках устойчивости и стабильности»; - «Новая система региональной    безопасности на Южном Кавказе: роль третьих стран».

   Организатором КС выступил Институт Евразийских Исследований, возглавляемый    Валерием Фазыловичем Турсуновым, при содействии Московского государственного    института международных отношений.

   Ведущими круглого стола были: главный редактор журнала «Россия в глобальной    политике» Фёдор Лукьянов; советник ректора МГИМО Артём Мальгин.      Первый докладчик Ариф Юнусов, зам. директора Азербайджанского института мира и    Демократии, отметил, что «... Азербайджан даже приветствовал улучшение Турецко-   Армянских отношений, и подчеркнул, что его страна почувствовала себя серьёзным    «игроком» в регионе, после августовских 2008г. событий.

     Выступающая следом Майя Урушадзе, руководитель департамента энергетической    безопасности Южнокавказского Института региональной безопасности из Грузии,   поблагодарила Турцию за содействие Грузии и в то же время, что война реально    началась не 8-го, а 6 августа, когда по вине турецких террористов курдов, был взорван    нефтепровод Баку-Джейхан. Она отдала предпочтение региональной модели    безопасности в основе которой не нашлось места России, это - Азербайджан, Грузия    Армения,  Турция (АГАТ), далее АГАТ плюс другие возможные участники. Отметила    необходимость новых подходов и стандартов для вступления Грузии в Евросоюз.

     Директор Кавказского института СМИ из Армении Александр Искандарян, отметил,    что ситуация вокруг Грузии ещё не определена и понадобится ещё 3-4 месяца, в т.ч. и    после декабрьского саммита НАТО, который скорее всего не даст Грузии МАР, и потом    Армения определится по ситуации и своим позициям. По предложению объединения    Кавказа, он выразил позицию, что это практически невозможно, так как: Армения в

   ОДБК, Грузия тяготеет к НАТО, Азербайджан занимает двойственную позиции, и в    целом Южный Кавказ находится между 18 и 20 веком. Государственный Советник президента Южной Осетии Константин Кочиев отметил,    что после нечеловеческой агрессии со стороны грузинского режима и больших жертв    невинных людей, ситуация сильно изменилась, в т.ч. и условия безопасности. Договор с    Россией стал гарантией и ядерной защитой для осетинского народа. Грузия уже ничего    изменить не может. Осетинам нужен мир, транспортные коридоры и экономическое    сотрудничество, а Грузии надо одуматься чтобы она не дробилась и дальше.

     Взвешенным и ответственным было выступление профессора Абхазского    государственного университета Станислава Лакоба который отметил, что практически    все государства региона, в т.ч и Турция, кроме Грузии, не заинтересованы в присутствии    и вмешательстве США как в южнокавказском, так и черноморско-каспийском регионе.  Другой участник КС от Абхазии, опытный политик Сократ Джонджолия, подчеркнул,    что Россия старалась найти решения и была заинтересована в целостности Грузии, она    готовила массу различных документов и вариантов, но Грузии их не признавала. В том,   что Россия была вынуждена признать независимость Абхазии и Южной Осетии, виноват    анти грузинский режим М. Саакашвили, который предал интересы не только своего    народа, но и всего Кавказа в целом. Грузию не примут в НАТО и ведущая роль России в    регионе неоспорима и только с её участием можно гарантировать безопасность Кавказа.

      Федор Лукьянов отдал должное модели построения Евросоюза и отношениям внутри    него, но отметил, что в связи с рядом внутренних проблем Евросоюз не готов на данном    этапе к расширению и для вступления новых членов в эту организацию нет перспективы    не то что у Грузии, но и у Турции.

      Артем Мальгин отметил стремление Евросоюза повысить своё влияние  на Кавказе, и    их участие в августовских событиях. Он изложил своё видение роли США на Кавказе и    подчеркнул, что они никуда не уйдут с Кавказа, но возможно после президентских    выборов в Америке, у них могут измениться приоритеты по отношению к Кавказу.  Эксперт «Фонда стратегической культуры Андрей Арешев и президент Центра    моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук, отметили важность    участия Ирана в конфигурации построения новой модели безопасности, но при этом    разошлись во взглядах на счёт энергетической составляющей интересов. Первый из них    обосновывал высокую роль этой компоненты на ситуацию в регионе, а второй заявил,   что газ и нефть никого не удержат и главное это эмоции и вообще нужны новые взгляды    на ситуацию, новые ходы и новые политологи.

      На КС с серьёзными докладами выступила большая группа участников из Грузии, в    частности: директора Кавказского института стратегических исследований Мамуки    Арешидзе, президента медиа-холдинга «Джорджиан-Таймс» Малхаза Гулашвили,   профессоров Георгия Анчабадзе и Георгия Хуцишвили и других.

      М. Арешидзе отметил, что после 8 августа Грузия пребывает в печали и разрухе и это    больше  относится к моральному и духовному состоянию, не говоря уже о горечи    потери как двух народов Грузии, так и грузинских территорий. Нужны новые идеи, так    как ГУУАМ мертворожден и то же можно сказать об СНГ. Поддержав Турецкую модель    безопасности, он выразил соболезнование всем пострадавшим в результате августовских    событий, он подчеркнул, что народ Южной Осетии безвинно пострадавший и    открестился от режима М. Саакашвили допустившего войну и развал Грузии. Он сказал,   что в Грузии вообще нет ни какой политики в отношении национальных меньшинств, а    что касается Абхазии и Южной Осетии, то между народами на бытовом уровне не было    практических конфликтов и всё могло уладиться мирным путём и экономическим     сотрудничеством, в том что произошло виновато руководство Грузии, подчеркнул он.

      Профессор Г. Анчибадзе в этнические анклавы Грузии и говорил о развитии    межнациональных отношений в Грузии и о том, что альтернативы мирному решению    всех проблем в современном мире нет и война была стратегической ошибкой властей    приведшей к горю грузинского народа и потере исконно грузинских территорий.

      Профессор Г. Хуцишвили задался вопросом кто виноват и что делать? Отметив    двойственную роль России как гаранта, а Грузия не была готова к Федерализму и они    считали, что унитарное государство это сила и хорошо, оказывается ошибались и нет.Он отметил, что Грузия получала сигналы якобы Россия до 2008г. разыграет сценарий    против Грузии и поэтому направились в НАТО и другие стороны. Россия же в свою    очередь ничего не делала и не обещала и всё шло в тупик. В конфликте виноваты все    и никто от этой войны не выиграл. Новый статус Грузии надо воспринимать как    данность и не надо никому спешить делить Грузию дальше. 

      Больше и активней всех из грузинской делегации выступал М. Гулашвили, который    показал глубину и объективность всех проблем и грузинских реалий. Он отметил, что    все интересы США лежат в области экономики и энергетики и всё остальное их мало    интересует, в том числе и судьба Грузии и её народов. При этом ситуация после выборов    в Америке может измениться и в зависимости от этого и приоритеты США на Кавказе.

   При президенте  Обама, могут налаживаться отношения с Ираном и уменьшится    интерес к Южному Кавказу. А, при президенте Маккейн, будет разыгрываться военный    сценарий, потребность в энергоресурсах, рост цен на них и усиление влияния на Кавказ.

  Он подчеркнул, что грузинские власти ещё со времён Э. Шеварднадзе не отражали   истинных интересов самой Грузии её народа, и результат такой политики на лицо.  Грузия сегодня находится в критической ситуации и ей необходимо прогрузинское   правительство, работающее в интересах своего народа и не управляемое из вне.

  Касаясь новой архитектуры безопасности на Кавказе, он представил ряд интересных   предложений и возможных моделей, в т.ч. о необходимости нейтралитета Кавказа и   широкого круга гарантов этого нейтралитета, таких стран как: Россия, Турция, США,   Евросоюз и Китай.

     Отдельной группой были представлены турецкие эксперты, от работников МИД до   профессоров университетов, чьи выступления были интересны и содержательны.   Так, декан факультета международных отношений университета экономики и   технологий Анкары Мустафа Айдын отметил, что ситуация на Кавказе нестабильна в   течении ряда лет. Предлагаемые ранее модели 3+2, 3+3 и др. не сработали и эта эпоха   закончилась войной. Америка теряет позиции на Кавказе и наряду с ними, многие   неадекватно отнеслись к августовским событиям. Они не были готовы, и не смогли   даже учесть такую возможность войны, и в т.ч. вооруженный ответ России. ОБСЕ,   ГУУАМ и др. организации проявили некомпетентность. Западный мир напрягает   ситуации, но после этого не способен и не может их регулировать. США надо после   выборов вывести отношения с Россией на новый хороший баланс и определиться с   политикой на Кавказе.  Кавказский регион очень важен для многих государств как   транзитный и транспортный путь и Америка не оставит этот регион без внимания.   Грузия для Турции сверх важна и эта ситуация поставила в тиски между Россией и   Грузией. По поводу отделения территорий от Грузии мы тоже были вынуждены   маневрировать, так как много грузин и абхазов (больше чем на самых этих территориях)    проживает в Турции, поэтому, мы в течении 4-х дней обдумывали ситуацию. Турция   хоть и член НАТО и рядом, но мы не участвовали в манёврах на чёрном море. Следует   признать, что было нарушение договора «Монро». Турция дала свои предложения по   новой системе безопасности в регионе, но до сих пор вопросы не решены и сама Турция   до конца не определилась и призывает подключиться Евросоюз. Отвечая на вопросы, г-н   Айдын сказал, что Турция имеет свои интересы в регионе и не всегда будет учитывать   мнение США, хотя и по многим вопросам они ведут согласованную политику. Касаясь   возможности подключения Ирана к проблеме обеспечения региональной безопасности,   он подчеркнул, что по его мнению у Ирана в этом нет и вообще и даже зачастую он   играет отрицательную роль. У Ирана есть энергетические ресурсы и интерес к их   проектам, но политически не готовы их востребовать. Участие Ирана в этой платформе   безопасности нежелательно, а если с ним то надо подключать и прикаспийские страны   Казахстан и Туркмению. Но Америка какой бы не была эта модель должна её одобрить.

      Докладчик от Турецкого центра международных исследований и стратегического   анализа Синан Оган говорил о роли Турции и её заинтересованности в стабильности. Он   подчеркнул о несовпадении интересов его страны с США и сказал, что здесь Россия   должна по новому посмотреть на Турцию, которая заинтересована во взаимодействии со   всеми, в т.ч и Арменией.  Подчеркнув, что август- это черноморский кризис, он сделал   аналитический обзор по Украине, Молдавии и другим странам региона и подчеркнул,   что Турция сторонник Европы и объективно хочет урегулировать ситуацию. Турция не   сделала Чёрное море озером НАТО, она его в основном контролирует и это море стало   играть важную роль. Касаясь Грузии он подчеркнул, что Абхазию и Южную Осетию   можно вычеркнуть из списка замороженных конфликтов и их поездка показала, что   Абхазия готова к самостоятельности, а по Южной Осетии есть вопросы, так как она   планирует объединиться с Северной Осетией. Синан Оган подчеркнул, что сейчас   проблема Крыма выходит для НАТО на первый план. Армения с Турцией могут   сотрудничать в т.ч. и по «Набуко», а Грузия может потерять свою значимость как   стратегический транспортный коридор.

      Помимо основного доклада, на всех 4-х сессиях выступил президент Конгресса   национальных объединений России и Фонда «Единения русского и грузинского народа»    профессор Владимир Хомерики, в частности он отметил что, основным источником    опасности на Кавказе, да и не только, являются США - НАТО и президент Грузии,    вовлекший свою страну в беду и поставивший её на грань национальной катастрофы.

   Смешно когда даже здесь, среди учёных, опытных экспертов и конфликтологов, говорят    будто Россия выиграла войну с Грузией. Россия не собиралась воевать и покорять    Грузию, она была вынуждена ответить на агрессию, защитить своих граждан, спасти    осетинский народ от истребления и привентивно разрушил военную технику  и    соответствующую инфраструктуру, чтобы остановить дальнейшую и губительную для    Грузии агрессию исходящую от её преступного правящего режима. И очень трагично,    когда некоторые воспалённые головы в Грузии, считают что выиграли войну с Россией,    и это в то время, когда потеряли тысячи жизней, всю военную технику, а главное свой    абхазский и осетинский народ вместе территориями, в том числе и теми которыми    управляли до конфликта, появились десятки тысяч новых беженцев, и  при всём этом,    сам М.Саакашвили опозорил всю нацию, вверг страну в катастрофу и поставил    грузинскую государственность на грань разрушения. Можно выразить огромное    сожаление произошедшей трагедии и  констатировать тот факт, что проиграли оба. От    всего этого выиграла только третья сторона спровоцировавшая этот конфликт и которую

   устраивал любой его исход, это кукловоды и хозяева нынешнего президента Грузии -    власти США. Несмотря на то, что здесь говорили о дальнейшем развале Грузии и давали    различные сценарии, я не могу исключить такой ход событий, но хочу попросить не    муссировать эту тему, а сконцетрироваться на реальных моделях безопасности Южного    Кавказа. Надо отделить Саакашвили и его неадекватную политику от самой Грузии и её    народа. Надо грузинскому народу самому избавиться от узурпатора, а вас попрошу не    связывать дальнейшую судьбу и конфигурацию Грузии с М.Саакашвили.    Возможны различные конфигурации и формат.    Пусть это будет не Европарламент, но если он будет выглядеть даже как      Межпарламентская Ассамблея СНГ, то это уже будет хорошей платформой и буфером    обеспечивающим Кавказу безопасность. При этом, такой статус не будет напрягать    государства жесткими обязательствами, а в дальнейшем этот статус может усилиться и    его решения от рекомендательных могут стать обязательными. 

   Надеюсь, что предложенные здесь модели, наряду с другими мерами, значительно    усилят безопасность Южного Кавказа и всего Черноморско - Кавказского региона и    внесут свой вклад в новую архитектуру безопасности во всём мире.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение