Г. Телебаев: ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Для обеспечения безопасности любого государства особую значимость представляют позиции молодых граждан этого государства, поскольку через определенное время именно молодые приходят к управлению в стране, ключевым позициям в экономике и бизнесе, культуре и образовании и др. Опрос, по результатам которого написана настоящая статья, был проведен нашим Фондом по заказу Министерства культуры и информации Республики Казахстан с 5 сентября по 5 октября 2007 года по всем 14 областям, гг. Астана и Алматы. Были опрошены 1 550 молодых казахстанцев в возрасте от 18 до 29 лет, выборка составлена по двум параметрам: населенные пункты и социально-профессиональный статус опрашиваемого.
Г. Телебаев: ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В декабре 2008 года выходит в свет итоговый выпуск журнала "ЕвроАзия". Редакция сайта публикует материалы сборника в сокращенном варианте.

************************************************************************************

ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ СОВРЕМЕННОЙКАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Г.Т.Телебаев,Общественный фонд «Центр этно-политических игуманитарных исследований»,Алматы, Казахстан

Для обеспечения безопасности любого государства особую значимость представляют позиции молодых граждан этого государства, поскольку через определенное время именно молодые приходят к управлению в стране, ключевым позициям в экономике и бизнесе, культуре и образовании и др. Опрос, по результатам которого написана настоящая статья, был проведен нашим Фондом по заказу Министерства культуры и информации Республики Казахстан с 5 сентября по 5 октября 2007 года по всем 14 областям, гг. Астана и Алматы. Были опрошены 1 550 молодых казахстанцев в возрасте от 18 до 29 лет, выборка составлена по двум параметрам: населенные пункты и социально-профессиональный статус опрашиваемого.

Этнический же состав опрошенных сложился случайным образом. В числе респондентов оказались 63,8% казахов, 23,8% русских, 5,6% узбеков, 1,7% татар, 1,4% немцев, по 0,8% украинцев и корейцев и 0,5% уйгур.

Для сравнения на 1 января 2007 года по данным Агентства по статистике РК: «Доля казахов составила 59,2%, русских - 25,6%, украинцев и узбеков - по 2,9%, уйгуров и татар - по 1,5%, немцев - 1,4% и других - 5%». Необходимо отметить, что здесь речь идет о доле этнической группы во всем населении, а опрос проводился только среди молодежи. Как видно из этих данных, совпадение наблюдается по русским, татарам и немцам, по казахам и узбекам превышение опрошенных связано как раз с преобладанием в их составе молодежи, а по уйгурам - меньшая их доля в опросе с их концентрацией в основном в Алматы и Алматинской области (а опрос был республиканский).

Основная тема исследования заключалась в определении отношения молодежи к религии. После известных событий 2002 года в Нью-Йорке для многих стран именно религиозный (т.е. прикрывающийся религиозной терминологией) экстремизм стал наиболее опасной формой угрозы национальной безопасности.

Прежде всего, исследовательскую группу интересовало отношение молодежи к такому сложному социальному феномену, как религия. Надо отметить, что в обществе встречаются две крайние позиции при оценке соотношения «молодежь и религия». Одни полагают, что вся сегодняшняя молодежь ударилась в религию, другие - религия никак не интересует молодых, они погрязли в наркомании, алкоголизме и прочих грехах. Исследование показало примитивность подобных представлений. Конечно, сегодняшняя молодежь (как, впрочем, и «вчерашняя» и «позавчерашняя») - разная. Есть среди молодых и истинные верующие, и отпетые мошенники. Но тенденции в молодежной среде позволяет уловить как раз социологическое исследование.

Оно показало, что современная молодежь весьма позитивно оценивает роль религии в обществе. Больше всего в процентном отношении оказалось тех, кто считает, что влияние религии в обществе растет и это хорошо - 44,1%. Тех, кто имеет другую точку зрения меньше в разы. Вместе с тем, необходимо обратить внимание также на то, что почти треть опрошенных затруднилась определить свою позицию по этому вопросу.

Для более дифференцированного представления о мнении молодых казахстанцев рассмотрим этнический аспект.

Как оказалось, наиболее позитивно настроены к роли религии в обществе: молодые узбеки - 82,7%; уйгуры - 71,5%; татары - 57,7% и казахи - 56,9%. Наименее же позитивно: немцы - 31,8% и украинцы - 38,5%. Основная причина различия заключается, скорее всего, в особенностях «восточной» и «западной» ментальности, которые превалируют в этих этнических группах. Если для «восточной» ментальности авторитет старших, традиции культуры (религии в том числе), коллективизм являются более выраженными ценностями, то для «западной» таковыми являются индивидуализм, свобода личности, осознанный выбор.

Второе обстоятельство, которое было выяснено в ходе социологического исследования - собственно религиозная идентификация молодых казахстанцев. В целом верующими назвали себя 77,3% опрошенных. Это, безусловно, весьма высокий процент и государству при проведении молодежной политики необходимо учитывать данное обстоятельство.

Не верующими, но положительно относящимися к религии являются еще 19% молодых казахстанцев: они либо по традиции придерживаются религиозных обрядов, либо просто уважают религиозные чувства верующих. Остальные 3,8% отнесли себя к атеистам или агностикам.

Больше других верующими себя называют студенты - 86,4%, проживающие в Южно-Казахстанской - 90% и Кызылординской - 82,5% областях, а также в г. Алматы - 84,6%.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что религиозная идентификация молодежи может быть обозначена как «поверхностная»: среди верующих подавляющее большинство - 66,6% - составляют так называемые «пассивные» верующие. Они не участвуют активно в жизни религиозной общины, но называют себя верующими. Поэтому, когда речь идет о повальной религиозности молодежи, необходимо, конечно, учитывать данное обстоятельство.

В этническом разрезе верующих больше всего среди узбеков (93,1%), уйгур (85,7%) и казахов (78,3%).

Необходимо обратить особое внимание на позицию молодых узбеков и уйгур, 32,2% и 28,6% которых называют себя активными верующими.

Другая тенденция связана с увеличением доли активно верующих среди более молодых казахстанцев. Так, если среди 26 - 29-летних таковых 8,4%, а среди 23 - 25-летних - 11,2%, то среди 18 - 22-летних - их уже 13,4%. Таким образом, со временем доля активно верующих среди казахстанской молодежи начинает увеличиваться.

По областям активно верующих больше в южных областях и меньше - в северных. Так, в Южно-Казахстанской области их 20,3%; в Алматинской - 18,4%; Жамбылской - 15,7% и г.Алматы - 14,6%. В то время как в Павлодарской области ни один респондент не отметил позицию активной религиозности, в Костанайской области - 1,1% и в Северо-Казахстанской - 1,5%.

Причина заключается, скорее всего, в том обстоятельстве, которое мы уже отмечали, - превалировании в населении южных областей этнических групп, для которых характерен «восточный» тип ментальности.

Далее мы переходим к следующей ступени конкретизации религиозной идентификации молодежи и проанализируем, основываясь на данных социологического исследования, вопрос о конфессиональной идентификации опрошенных.

Результаты, полученные нами, были ожидаемыми. Несмотря на участившиеся в последние годы случаи перехода из одной конфессии в другую, а также признание некорректности выведения религиозной идентичности из этнической, тем не менее, практика достаточно ясно показывает, что большинство молодых казахов, узбеков и уйгур придерживаются ислама, а русских, украинцев и белорусов - православия.

Поэтому не удивительно, что больше всего среди казахстанской молодежи оказалось приверженцев ислама - 63,4%, а на втором месте - православие - 22,3%.

В контексте обеспечения национальной безопасности особую остроту приобретает вопрос о том, насколько сегодня молодежь настроена позитивно либо негативно к такому явлению, как смена религии, т.е. насколько она толерантна или интолерантна. Этот вопрос весьма сложный и вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Одна часть, в которую входят представители исламской и православной конфессий, национал-патриоты и «государственники», требует запретить прозелитическую деятельность новых религиозных объединений, основываясь на идее существования «родной», «этнической», «отцовской» религии и необходимости придерживаться только ее. Другая - в основном, правозащитники и либерально настроенные политики западного толка, представители новых религиозных объединений, ставят во главу угла принцип «свободы совести» и возможность человеку самому выбирать для себя веру. Необходимо, конечно, отдавать себе отчет в том, что возможная эрозия идейной целостности общества не может не создавать опасности для стабильного и безопасного развития страны.

В целом, оказалось, что среди казахстанской молодежи первая позиция имеет б о льшую поддержку: 45,4% опрошенных выбрали относительно смены религии близким родственником ответ: « Я буду против: человек должен обязательно придерживаться религии предков, своего этноса ». За вторую позицию выступили 35,9% респондентов и они заявляют: «Я не буду против: каждый человек имеет право на свободу совести».

В то же время необходимо отметить, что разница между позициями составляет менее 10%, а если учесть, что 18,6% ответили, что это им безразлично и неизвестно, какую позицию они могут занять в потенциально острых ситуациях, то напрашивается вывод о примерном равенстве сил как сторонников, так и противников «смены религии».

Среди тех, кто считает, что человек не вправе менять данную от рождения религию больше работников государственного управления (55,4%), сельского хозяйства (53,5%) и предпринимателей (52,1%), а также жителей села (51,9%) и мужчин (50,9%). Напротив, за свободу смены религии выступают работники торговли и сферы услуг (46,5%) и промышленности, строительства, транспорта и связи (43,2%), а также жители столицы (40,4%) и женщины (40,7%).

Заметно различие по данному критерию в географическом смысле: жители южных и западных областей выступают больше за «национальную» религию, а в северных - против. В Жамбылской области сторонников «религии предков» 75,5%, Кызылординской - 68,3%, Южно-Казахстанской - 59,3%, Атырауской - 56,3%, Западно-Казахстанской - 53,2% и в г.Алматы - 53,1%. За принцип «свободной смены религии» в Акмолинской области 53,3%, Костанайской - 52,2%, а также в Актюбинской, Павлодарской и Северо-Казахстанской - по 50%.

В этническом аспекте также наблюдается значимое различие. Сторонниками «этнической» религии являются больше молодые узбеки (69%) и казахи (56,6%), а смены религии - немцы (72,7%), корейцы (66,7%) и татары (61,5%).

Таким образом, анализ, проведенный по данным социологического исследования, позволил придти к следующим выводам. Молодежь полагает, что влияние религии в обществе возрастает и оценивает это как позитивный факт.

Во-вторых, две трети молодых называют себя верующими, а еще почти пятая часть - положительно относятся к религии и верующим. Причем, чем моложе респонденты, тем более позитивно они настроены к религии.

В-третьих, большую часть верующих составляют пассивные верующие.

В-четвертых, активно верующих больше всего среди молодых узбеков и уйгур.

В-пятых, наибольшее число приверженцев имеют ислам и православие.

В-шестых, существует значительная дистанция между носителями «восточной» и «западной» ментальности в отношении к религии. Первые более религиозны и менее терпимы к смене религии. Вторые - менее религиозны и более терпимы.

В-седьмых, сторонниками позиции существования «родной» религии относятся больше узбеки и казахи, жители южных и западных областей, мужчины и жители села, а сторонниками свободной смены религии - немцы, корейцы и татары, жители северных областей, женщины.

Поделиться: