Ерлан Байжанов: От доминирования зарубежного контента к развитию национальных медийных проектов.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Хотел бы рассказать о том, как мы видим развитие средств массовой коммуникации у нас в Казахстане и что для этого делается правительством. Сегодняшняя встреча важна не только для объединения сферы как таковой, но и для развития многих глобальных процессов происходящие сегодня в мире. Все без исключения технологические сообщества всегда строились на едином фундаменте. Применительно к сегодняшнему дню, делается ставка на объединение ресурсов, прежде всего электронных ресурсов. Рост влияния коммуникативных средств в наше время совершил тихую эволюцию для восприятия человечества.Если раньше медиа в лучшем случае формировали реальность, то сегодня они сами становятся реальностью. Можно по разному относится к этому, но нельзя не признать, что глобализация стала главным фактором развития общего казахстанского информационного пространства. Она является тем ключевым вызовом, которое заставляет наш медиа рынок работать.
Ерлан Байжанов: От доминирования зарубежного контента к развитию национальных медийных проектов.

Выступление Ерлана Байжанова на КРУГЛОМ СТОЛЕ «Телевидение Азии: проблемы и возможные решения» Москва , 6 ноября. Модератор - Генеральный директор ИАЦ. Алексей Власов.

*********************************************************************************

Хотел бы рассказать о том, как мы видим развитие средств массовой коммуникации у нас в Казахстане и что для этого делается правительством. Сегодняшняя встреча важна не только для объединения сферы как таковой, но и для развития многих глобальных процессов происходящие сегодня в мире. Все без исключения технологические сообщества всегда строились на едином фундаменте. Применительно к сегодняшнему дню, делается ставка на объединение ресурсов, прежде всего электронных ресурсов. Рост влияния коммуникативных средств в наше время совершил тихую эволюцию для восприятия человечества.

Если раньше медиа в лучшем случае формировали реальность, то сегодня они сами становятся реальностью. Можно по разному относится к этому, но нельзя не признать, что глобализация стала главным фактором развития общего казахстанского информационного пространства. Она является тем ключевым вызовом, которое заставляет наш медиа рынок работать.

Существуют два взаимозависящих понятия. Во - первых: глобализация затронула общую модель или ориентир неких качественных планок. Достижение, к которым нужно стремится, чтобы медийный продукт пользовался спросом. Это относится как содержательной, так и технической составляющей.

Во- вторых: национальное телевидение как одна из формирующих основ национальной и культурной (тип) личности вынуждено, справляться под довольно жестким давлением глобальных процессов на общественное сознание. Такой постулат не менее важен, чем первый.

И именно это теоретический парадокс очень важен для понимания происходящего в медийной сфере.

Я думаю, что процесс бурного экономического развития СМИ в условиях жесткой коммерческой конкуренции ставит для СМИ, для государства и для общества все новые задачи и сталкивает их с новыми вызовами, включая экономическое в отдельных случаях и политические проблемы. Здесь на лицо, ставшая, классическая делима: что - важнее рынок или сохранение личности. Думаю, что ответ где-то посередине.

В этом случае без государственной поддержки, при этом, понимая под государственным, носителя делегируемых обществом полномочий - не обойтись. Это очевидно, по крайней мере, для нашего региона.

О чем конкретно идет речь, прежде всего для Казахстана? это языковая проблематика. Ситуация в Казахстане сложилась таким образом, что практически каждый житель страны владеет русским языком и только больше половины казахским. На практике - это означает, что рынок тормозит развитие казахского языка, поэтому логично с точки зрения национальных интересов применение некоторых государственных привилегий. Они заключаются в размещении на некоторых каналах государственного заказа, ориентируемого на производство программ на казахском языке.

На начальном этапе, благодаря этой поддержке, растет производство телевизионного контента на казахском языке, а дальше, по мере приобретения опыта и аудитории, рынок отрегулирует то, что нужно.

Это делается, ни в коем случае не в ущерб русскому языку, которому с точки зрения экономической востребованности ни сейчас, ни в будущем ничего не угрожает.

Другой пример, производство своего контента, отвечающего общественным запросам и национальным интересам. Исторически, сложилось так, что казахское телевидение оказалось не готовым сразу решить вопрос собственными силами.

Рынок требует инвестиций; инвестиции требуют высшей коллективной отдачи; отдача требует больших путей.

На сегодняшний день медиа пространства Казахстана представлено: 241 электронным средством массовой информации; это 101 теле-, радиокомпания, 4 спутниковых оператора, 136 операторов кабельного телевидения, при этом кабельные пакеты в большинстве в своем случае состоят из продукции зарубежных каналов.

К этому надо добавить транслируемые в эфире отечественных каналов программой зарубежных телеканалов, поэтому вопрос о влиянии зарубежных СМИ на казахстанскую аудиторию остается весьма актуальным, и это влияет напрямую на невысокий (кабельный) уровень конкурентоспособности Казахстанских СМИ. Для выравнивания этой диспропорции государством реализуется два механизма: официально, - это трансляция зарубежной продукции, ограниченной 20%.

С другой стороны, на производство собственного контента выделяются средства, реализуемые в рамках государственного заказа. В принципе, размещение такого заказа является главным механизмом в реализации государственных интересов в медиа системе.

Ежегодно выделяются актуальные тематические направления, в которых формируется госзаказ, он размещается в СМИ посредством открытого конкурса.

Понятно, что это мера стандартного характера и с внутренними проблемами нужно справиться на системной основе. На сегодняшний день развитие телевизионного рынка Казахстана тормозят:

- неразвитость собственного контента, слабая тематическая дифференциация наших каналов.

- технологическая отсталость, как телевизионных компаний, так и в целом вещательной инфраструктуры.

В тоже время ситуация на рынке содержит позитивные тренды и можно назвать три ключевые тенденции.

Во-первых, большая коммерциализации телевизионного рынка и уход от концепции идеологического развития. Главным образом в качестве политических активов. Впоне закономерна активизация концепции «телевидение - это бизнес». Значительно повысился уровень казахских телеканалов, стоимость, которых сегодня явно недооценена. Например, российские медиа-структуры имеют 60% акций 31 канала казахского ТВ, всего лишь за 65 млн. дол, а как мы знаем, реальная стоимость самой российской структуры приближается к пяти млрд. долларов, то есть мы видим какая большая разница.

Хочу добавить, что емкость казахстанского рекламного рынка также, занижена и здесь мы также, видим общий результат как следствие доминирования зарубежного контента. В связи с этой важной тенденцией развитие информационного рынка Казахстана стала появление медиа холдингов.

Одним из них является новый национально информационный холдинг.

Не случайно, холдинг создан именно сейчас, когда государство стремится в большей степени соответствовать требованию информационного рынка, и когда вообще обнаружилось, что государственные средства массовой информации имеют тенденцию к потере творческой инициативы и одновременно способности.

Короткое изучение основных проблем наших СМИ показало основные проблемы - это неэффективность и непрозрачность бизнес-процесса. Высокая бюджетная зависимость, ведущая к иждивенчеству компании и не умению противостоять сильной конкуренции со стороны более развитого зарубежного контента. Отсюда вытекает неэффективное использование государственных средств. Таким образом, перед Медиа-холдингом ставится главная цель соединить государственные интересы и бизнес.

Миссия холдинга: эффективное управление государственными медиа ресурсами с целью повышения конкурентноспособности информационного пространства.

Поставлены перед нами следующие задачи:

-повышение экономической эффективности.

-рост качества контента.

-реструктуризация и рост стоимости активов.

- внедрение новых технологий отраслевого уровня мировых стандартов, в частности, вещание компаний холдинга будет ориентировано на новую программную политику, и на новую рекламную политику, на новое позиционирование целевых аудиторий.

Очень важная задача, стоящая перед холдингом: это внедрение цифрового телевидения, работа уже начата.

2009 году будет сформирована опытное цифровое вещание, и в течение нескольких лет цифровое телевидение должно проникнуть во все дома Казахстана. Здесь есть несколько концепций для реализации этой задачи.

Я являюсь сторонником того, что государство возьмет на себя основные расходы для того, чтобы распространять цифровой формат вещания по всей территории за собственный счет, с возмещением в течение нескольких лет этих расходов. Государственный пакет будет включать порядка 10-12 телеканалов. Будут раздаваться бесплатно. В добавление к этому пакету, будет дополнительный коммерческий пакет цифрового вещания для потребителей. За счет этого государственные расходы будут, в той или иной степени, возмещены.

Многое должно измениться с созданием холдинга «Арна Медиа», который собрал все государственные медиаресурсы. Это четыре телевизионных канала, которые действуют в рамках двух телекорпораций - агентства «Хабар» и телеканала «Казахстан», четыре радиостанции, национальное агентство «Казинформ», две ведущие газеты и свыше десятка газет и журналов, включая общественно-политические издания и издания для детей. Таким образом, в один кулак собраны все медиаресурсы, принадлежащие государству.

Поделиться: