Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Эдуард Полетаев: НЕИЗБЕЖНОСТЬ ЭНЕРГИИ ВОЛИ

06.11.2008

Автор:

Теги:

НЕИЗБЕЖНОСТЬ ЭНЕРГИИ ВОЛИ

 

Послание Президента России Дмитрия Медведева ФедеральномуСобранию уже вызвало бурю эмоций, в том числе негативных, благодаря одному изударных предложений - об увеличении срока президентских полномочий до шестилет, а Государственной думы - до пяти лет. Однако сей новационный документ можнорассматривать не только под знаком минус, но и под знаком плюс, в зависимостиот применяемых критериев и тенденциозности подхода. Стремление нового лидерастраны сделать Россию передовым государством в условиях мировой нестабильности,причем, негласно используя опыт своего соседа и союзника - Казахстана, уже самопо себе является позитивным.

 

После нефтяныхкачалок

Выступление г-на Медведева 5 ноября в Георгиевском залеКремля отлично от предыдущих Посланий Владимира Путина, в его бытностьпрезидентом, не только сменой внутренних декораций (оно было озвучено вГеоргиевском зале Кремля, а не в Мраморном). «Это Послание стало первым дляДмитрия Медведева в качестве Президента. Но, важность его не столько в дебюте,сколько в мощнейшем содержании.

Фактически, это самое фундаментальное президентское Посланиев новейшей истории России», - утверждает неофициальный Интернет-портал,посвященный деятельности г-на Медведева www.medvedev-da.ru. А фундаментальность эта вынужденная - новыевызовы рынка и военные угрозы (мировой финансовый кризис, выборы президента США,события на Кавказе и размещение ПРО в Восточной Европе) означают то, чтосменились не только «декорации дальнего плана». По ходу «пьесы» меняются самасцена, роли и их исполнители. После электорального антракта для российскойэкономики и политики наступило время настоящей школы жизни, которая должназаключаться для представителей верховной власти не в опыте перекочевывания из креслав кресло, и не в уютном жировании на стремительно дешевеющих ныне экспортныхприродных ресурсах, а в испытании гнета ответственности, умении проявитьадекватно необходимую политическую волю. Это своеобразный переход от сидения унефтяной качалки к разбору полетов, то есть «качалову», хотя вряд ли уместентут сленг «лихих 90-х».

Такой удар волевой энергии был осуществлен 5 ноября. И он лишьдля некоторых похож на демонстрацию триумфального духа нацизма, который былпоказан в свое время в фильме знаменитого режиссера Лени Риффеншталь. Этоскорее дух философии Эдисона, на который часто ссылаются гарвардские и прочиезападные учебники по менеджменту. Речь идет о том самом Эдисоне, который спомощью электрических лампочек мечтал осветить вечерний Нью-Йорк так, чтобы внем стало светло как днем. Изобретатель говорил о том, что если есть у человекаамбиции, желание и силы работать и днем и ночью, то любые планы ему станутподвластны.

«В первом Послании Федеральному Собранию считаю необходимымобозначить свое видение фундаментальных норм нашей жизни, цели и ценностинашего общества, закрепленных в Конституции России, и, благодаря этому, прямовлияющих на все аспекты внутренней и внешней политики», - так начал свою речьг-н Медведев. В меру радикальное, прямое и жесткое, с реверансами по отношениюк простым россиянам, это Послание является пробивным, можно даже сказать,неорузвельтовским (а опытом преодоления кризиса 1929-33 годов ФранклиномРузвельтом сейчас интересуются политики многих стран).

И все же, Послание г-на Медведева смущает многихнаблюдателей. Одни сомневаются в перспективах либерализации, другие говорят,что г-н Медведев «заранее избрал себя» на второй срок, и спрашивают, какиеполитические перспективы у Владимира Путина, третьи недоумевают, зачем так ранопросить для президента и парламента продления сроков властных полномочий. Ноэто все естественные рефлексы на мощный политический мессидж. Главная проблемазаключается в ответе на вопрос: Послание Президента - это порождение воли иливолюнтаризма?

Воображаемое - если оно является образом реальнойдействительности - в политологии считается сильным фактором политики. Однаколюбая власть, как и претенденты на нее, пытаются моделировать жизнь страны,рассказывать ее жителям о своем видении успехов в преодолении трудностей ивызовов нового времени.

Сегодня главное для г-на Медведева - это определениетребуемой нормы расчета, наличие дара политического предвидения, чувстворазумной достаточности. Ведь если принимать желаемое за действительное, товоображаемое становится мифом и делается опасным. Например, критики уже непреминули отметить в речи г-на Медведева излишнюю, по их мнению, уверенность впонимании намерений противника. Здесь имеется в виду разнос в пух и прах президентомРоссии «односторонней политики администрации США», связанной с «нападениемгрузинских войск на Южную Осетию», предложение «создать механизмы, блокирующиеошибочные, эгоистические, а подчас просто опасные решения некоторых членовмирового сообщества» и предупреждение о том, что «ускоренное навязывание Европеамериканских противоракетных систем само собой повлечет ответные меры состороны России». Это эксперты, скептически настроенные к новому курсу г-наМедведева, назовут прямым шагом к конфронтации с США, хотя, думаю, что вВашингтоне все вышесказанное будет расценено, как критика ошибок республиканцеви предложение договориться на новых условиях.

Наконец, нельзя забывать, что бюрократизм, коррупция,трудности с реальным плюрализмом - все это благоприятствует волюнтаризму.Вместе с тем волевой компонент президентского лидерства остается значимым, агде-то и определяющим элементом современной российской действительности. Причемон характерен для всех российских президентов - от Ельцина до Медведева.Проблема лишь в том, как ограничивать его компетентностью и прагматизмом. Ведьесли пользоваться терминологией писателя Андрея Платонова, то «государственные жители»,по сути, заинтересованы отнюдь не в сокращении аппарата, а в размножениивластных учреждений. А г-н Медведев предлагает «скрестить коня и трепетнуюлань», то есть в Послании вместе увязаны усиление государства, борьба скоррупцией и бюрократизмом, развитие демократии и прав человека, и даже настаиваниена реформе мировой политической и экономической систем. Решить все эти проблемы- сложная задача, но это признает и сам г-н Медведев. Его воля все же несравнима с импульсивными реакциями народников или эсеров во времена РоссийскойИмперии, волюнтаризмом героя-разоблачителя Никиты Хрущева или «прорабаперестройки» Михаила Горбачева в советские времена. Воля г-на Медведева неизбежна,она является констатацией факта стремления завершить строительство нового,успешного и эффективного государства. Впрочем, проблема соотношения импульса ирасчета все еще мало исследована постсоветской политологией.

 

 

Уроки Казахстана

Прошлогоднее Послание Владимира Путина отражало своеймягкостью сытое нефтяное благополучие и уверенность в завтрашнем дне. «Навернякамногие еще не знают - готов проинформировать вас: в 2006 году Россия занялапервое место по добыче нефти в мире», - сказал тогда г-н Путин. ПосланиеПрезидента от 26 апреля 2007 года в основном было посвящено плану комплексноймодернизации России в XXI веке, то есть тому, как правильно потратитьпоступившие от экспорта деньги. Явным же внешнеполитическим жупелом явилосьлишь заявление об объявлении моратория на исполнение Россией положений договораДОВСЕ.

Сегодня ситуация другая. Цены на нефть продолжают падать, иговорить о распределении сверхдоходов уже не приходится. «В сегодняшнийнепростой период государство будет выполнять свои обязательства передгражданами», - подчеркнул Медведев. Полные уверенности в себе и своих силахзаявления российского президента призваны обеспечить простым гражданампсихологическую компенсацию в виде амбиций страны, в которой они живут, исвязанных с этими амбициями надеждой. Нельзя, к слову, и забывать о том, что нафоне столь эффективного проявления политической воли пропадает желаниерассуждать о справедливости нахождения основных богатств, политических иэкономических рычагов в тех или иных руках.

Что же касается казахстанских наблюдателей, то в Посланиироссийского президента им явно были слышны знакомые акценты. И дело не только втом, что Россия и Казахстан имеют много общего в политике и экономике. Перваяволна финансового кризиса накрыла Казахстан в 2007 году, поэтому Астана сделалапопытку раньше «взять быка за рога», оказалась по времени более подготовленнойпсихологически к кризису. Кроме того, уже не первый год призывают уделитьпристальное внимание опыту казахстанских реформ некоторые российскиеполитологи.

Судите сами. Президент Медведев, как и президент КазахстанаНурсултан Назарбаев демонстрируют своими речами планы не на один день. По сутидела в публичных выступлениях лидеров говорится о предпринимаемых шагах длятого, чтобы улучшить эффективность управления, контроля и сохранения за собойпространства для маневров.

Обоим главам государств требуется работоспособный парламент,который способен работать с президентом для сохранения эффективности выработкиполитических решений, а не для высказывания радикальных идей или обретениявластного статуса сенаторами - «денежными мешками».

В мае 2007 года г-н Назарбаев подписал принятый парламентомзакон о внесении изменений и дополнений в Конституцию. В результатезначительная часть контроля над исполнительной власти была уступленапарламенту, правда, с предсказуемым финалом и исключением потенциальных рисков.А спустя полтора года г-н Медведев предложил расширить конституционные праваФедерального Собрания и отнести к предмету ведения Государственной думыконтрольные функции в отношении исполнительной власти.

Еще в 1995 году специальным референдумом полномочия казахстанскогопрезидента были продлены до 2000 года, а в октябре 1998-го благодаря парламентусрок этих полномочий был увеличен до семи лет. Но российская власть решилась наувеличение срока конституционных полномочий лишь в нынешнем году, хотя спикерСовета Федерации Сергей Миронов это предлагал сделать неоднократно, с тех пор,как он стал руководителем верхней палаты парламента.

Правда, непонятно, идет речь о продлении полномочий г-наМедведева, или же изменения вступят в силу в 2012 году, для следующего президентаи очередного состава Государственной Думы. Но это - всего лишь юридическаянорма, принципиально не меняющая ситуацию. В прошлом году парламент Казахстана снялограничения на количество сроков для первого президента страны, и до сих порнеизвестно, воспользуется ли г-н Назарбаев своим правом в том же 2012 году.

У обоих президентов имеется три важных, на мой взгляд,препятствия на пути к укреплению и процветанию государств.

Первым препятствием является коррумпированная бюрократия. Казахстан- первое государство среди стран СНГ, принявшее закон о коррупции. А нынешнийгод вообще проходит в стране под знаком всенародной борьбы с взяточничеством. Темуборьбы с коррупцией и бюрократией, которая «периодически кошмарит бизнес»,неоднократно поднимал и г-н Медведев. Главы государств понимают, что состояниегосударства, больного коррупцией, порой не вызывает горячего желания служитьему, ограничиваясь стремлением людей решать только личные проблемы, терпеть илиотносится к существующему порядку, как к норме.

Второе препятствие для властей - сами люди. Хоть ибольшинство из них уже не совки, но и до Граждан с большой буквы им еще далеко.«Я бы хотел сделать такую демократию, как в Америке, но где мне взять столькоамериканцев в Казахстане?», - сказал в свое время в интервью Reuters г-н Назарбаев. Г-н Медведев всвоем послании процитировал премьер-министра Российской империи ПетраСтолыпина: «Прежде всего, надлежит создать гражданина и, когда задача эта будетосуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси».

Третье препятствие - мнение международной экономической иполитической общественности. Власти обеих государств, конечно, благодаряприродным ресурсам и промышленному потенциалу гораздо более эффективно могутвнедрять идеологию «нео-чучхе», без автомобилей, передвигающихся на дровах, какв Северной Корее. Но это - вчерашний день. Заявление обеих лидеров о том, чтоиз кризиса надо выйти еще более сильными - есть попытка убедить внешнееокружение в самодостаточности стран, в том, что с ними можно и нужно иметьпартнерские отношения.

Новые горизонты управления оба государства видят в «охоте заголовами», молодыми и талантливыми кадрами. Эта «охота» давно ведется вКазахстане благодаря программе «Болашак», а г-н Медведев делает ставку на «возрождениероссийской образовательной системы», чьи «прежние успехи были признаны во всеммире».

В многонациональных странах всегда эффективно работает ещеодин весомый показатель - отсутствие межнациональных конфликтов, что всегдасимпатизирует росту экономики. Поэтому оба лидера используют в своих речахидейно-политические понятия «казахстанская нация» и «российская нация».

Наконец, даже предложение г-на Медведева дать гарантиипартиям, получившим до 7% голосов, которые «могли бы рассчитыватьгарантированно на один - два депутатских мандата», в Казахстане уже слышали. 2сентября нынешнего года  г-н Назарбаев,выступая на открытии II Парламентской сессии IV созыва предложил разработатьправовой механизм, согласно которому «парламент будет состоять не менее чем из2 партий, даже если одна из них не соответствует требованию о преодолении 7%-гобарьера». Да и сам 7%-ный барьер прохождения партий в Казахстане внедрилираньше, чем в России. Так что, уникальный опыт Казахстана в строительстве новойполитики и экономики прекрасно вписывается в сегодняшний российский контекст,следовательно, схема изучения властных инициатив «сегодня - здесь, а завтра -там» в ближайшее время обязательно пригодится.

Эдуард ПОЛЕТАЕВ

 

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение