С. Притчин: Проблемы региональной системы безопасности Каспийского региона

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
События августа 2008 показали насколько хрупок мир в кавказско-каспийском регионе и продемонстрировали, что в настоящее время не существует эффективно-работающей системы региональной безопасности. Это особенно опасно в условиях перманентного разрушения международных институтов, отвечающих за безопасность в мире. Так, за последнее десятилетие резко упало влияние Совета Безопасности ООН, сама организация уже неспособна выступать в качестве непредвзятого арбитра после событий в Югославии, Ираке. Тоже самое можно сказать и про ОБСЕ. В тоже время альтернативные международные структуры, работающие в сфере безопасности, такие как НАТО, наоборот привносят дополнительную напряженность в ключевые регионы планеты. Не является исключением и кавказско-каспийский регион, где благодаря действиям Альянса стал возможен переход грузино-югоосетинского конфликта в «горячую» стадию. Единственной международной организацией, которая действительно сыграла позитивную роль в урегулировании российско-грузинского конфликта, стал Европейский союз. Правда, во многом активная позиция ЕС связана с амбициями председательствующего в союзе президента Франции Николя Саркози.
С. Притчин: Проблемы региональной системы безопасности Каспийского региона

Проблемы региональной системы безопасности Каспийского региона

События августа 2008 показали насколько хрупок мир в кавказско-каспийском регионе и продемонстрировали, что в настоящее время не существует эффективно-работающей системы региональной безопасности. Это особенно опасно в условиях перманентного разрушения международных институтов, отвечающих за безопасность в мире. Так, за последнее десятилетие резко упало влияние Совета Безопасности ООН, сама организация уже неспособна выступать в качестве непредвзятого арбитра после событий в Югославии, Ираке. Тоже самое можно сказать и про ОБСЕ. В тоже время альтернативные международные структуры, работающие в сфере безопасности, такие как НАТО, наоборот привносят дополнительную напряженность в ключевые регионы планеты. Не является исключением и кавказско-каспийский регион, где благодаря действиям Альянса стал возможен переход грузино-югоосетинского конфликта в «горячую» стадию. Единственной международной организацией, которая действительно сыграла позитивную роль в урегулировании российско-грузинского конфликта, стал Европейский союз. Правда, во многом активная позиция ЕС связана с амбициями председательствующего в союзе президента Франции Николя Саркози.

В складывающихся условиях особая ответственность ложится на страны региона. В этой связи прорывом выглядит инициатива Турции о создании Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе. Подобного рода организация позволит создать площадку для диалога стран региона, что будет способствовать более эффективному решению проблем и конфликтов региона.

Переходя к ситуации в регионе Каспийского моря, нельзя не отметить, что проблемы безопасности и диалога между прикаспийскими странами довольно успешно решаются. Регулярно проходят встречи Специальной рабочей группы по выработке международно-правового статуса Каспийского моря. Были организованы два саммита на высшем уровне. Но до окончательного урегулирования всех споров на Каспии, судя по всему, еще далеко. На фоне затрудненного переговорного процесса о статусе Каспийского моря огромное значение для стабильности и безопасности в регионе имеют итоги 2-го Каспийского саммита, прошедшего 16 октября 2007 года в Тегеране. Президенты России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана подписали декларацию, содержащую 25 пунктов.

Данная декларация де-факто является политической договоренностью, которая на время завершения работы над правовой Конвенцией о статусе Каспийского моря должна стать основным юридическим документом, регламентирующим отношения подписавших ее сторон в сфере безопасности. Это утверждение справедливо в условиях отсутствия ратифицированных всеми пятью прикаспийскими странами международных соглашений по вопросам раздела акватории и шельфа моря (за исключением договоров о разделе северной части дна моря между РФ и Казахстаном, РФ и Азербайджаном, Азербайджаном и Казахстаном), проблемам безопасности, а также механизма принятия решений по совместным вопросам использования моря.

Самым важным итогом переговоров стало принципиальное решение о том, что Каспийское море объявляется «морем мира» и «все вопросы на море будут решаться прикаспийскими государствами мирными средствами». В тоже время стороны подтверждают, что их вооруженные силы не направлены на остальные прикаспийские страны. Также стороны подчеркивают, «что ни при каких обстоятельствах не позволят использовать свои территории для совершения агрессии или совершения другого военного действия против любой из сторон». Общий анализ статей 13, 14 и 15 декларации, посвященных вопросам безопасности, свидетельствует, что юридически в регионе запрещено размещение военных баз третьих стран. Но ранее российской стороной было объявлено, что появление в регионе вооруженных формирований не прикаспийских государств будет расценено РФ как агрессия против нее, а это значит, что в существующих условиях в регионе не смогут находиться военные базы или другие военизированные подразделения третьих стран. Это создает условия, при которых безопасность в регионе должны обеспечивать только прикаспийские страны.

Итоги саммита имеют стратегическое для обеспечения безопасности РФ значение, так как исключают появление в регионе военных баз третьих стран, а также уменьшают вероятность проведения военной операции в акватории Каспийского моря.

Важно также, что декларация официально признает вступившей в силу Рамочную конвенцию о защите морской среды, подписанную в 2003 году и ратифицированную всеми странами к августу прошлого года, а это значит, что всеми участниками еще раз подтверждена ответственность за экологическое состояние самого большого внутриматерикового водоема в мире. Таким образом, впервые со времени распада СССР и разрушения существовавшей до этого времени юридической базы, регламентирующей условия использования моря и его ресурсов, появился политический документ, одобренный всеми пятью странами Каспийского региона, который закладывает основу для создания международно-правовой базы в сфере безопасности, одной из наиболее важных. Также созданы условия для того чтобы в среднесрочной перспективе были решены остальные юридические вопросы правового статуса Каспийского моря.

Поделиться: