"Москва не хочет оказаться за пределами переговорного процесса"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Почти все однозначно отмечали, что закончена отмеченная разрывом связей политика России 90-х годов, которую никак нельзя назвать ответственной политикой. И что сейчас новое российское руководство демонстрирует стремление не загонять так называемые замороженные конфликты внутрь, оставляя огромный процент вероятности выплеска негативной энергии (как это всегда бывает в таких конфликтных ситуациях), а предпочитает действовать на опережение. И вот эта новая, более позитивная роль России как модератора переговорного процесса на Южном Кавказе получила очень серьезную поддержку и одобрение как со стороны наших и правых, и левых политических партий, так и со стороны тех, кто так или иначе соотносит себя с правящей элитой.
"Москва не хочет оказаться за пределами переговорного процесса"

Этим российский политолог Алексей Власов объясняет ее инициативность в деле решения проблемы Нагорного Карабаха

Р.ОРУДЖЕВ

Одной из главных обсуждаемых тем в СМИ Азербайджана остается недавний визит в Москву президента Ильхама Алиева, во время которого состоялись переговоры глав Азербайджана, Армении и России, и в итоге была подписана трехсторонняя совместная декларация, в которой стороны подтвердили приверженность принципам мирного урегулирования нагорно- карабахского конфликта и обязались активизировать переговорный процесс. В документе также говорится, что поиск путей решения конфликта должен сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями безопасности. Практически обо всех аспектах этого события говорил вчера в телефонной беседе с "Эхо" известный российский политолог, директор Центра по изучению постсоветского пространства Алексей Власов.

- В день переговоров все ведущие электронные СМИ России уделяли повышенное внимание факту встречи в Москве Ильхама Алиева, Сержа Саркисяна и Дмитрия Медведева и подписанию ими документа. А в правящих и политологических кругах вашей страны это тоже было воспринято как какое-то реально знаковое и интересное событие?

- Да, действительно, это так и есть. И в экспертных кругах, и не только, даже среди основных ведущих российских политиков, ньюсмейкеров, и на телевидении, и в Интернете, и в печатных изданиях эта тема широко обсуждалась как бы с двух позиций. В первую очередь выражалась активная единодушная поддержка более активной роли и позиции России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Почти все однозначно отмечали, что закончена отмеченная разрывом связей политика России 90-х годов, которую никак нельзя назвать ответственной политикой. И что сейчас новое российское руководство демонстрирует стремление не загонять так называемые замороженные конфликты внутрь, оставляя огромный процент вероятности выплеска негативной энергии (как это всегда бывает в таких конфликтных ситуациях), а предпочитает действовать на опережение. И вот эта новая, более позитивная роль России как модератора переговорного процесса на Южном Кавказе получила очень серьезную поддержку и одобрение как со стороны наших и правых, и левых политических партий, так и со стороны тех, кто так или иначе соотносит себя с правящей элитой.

- Но что думают в Москве относительно реальной практической эффективности подписанной трехсторонней декларации?

- Вот это как раз вторая сторона вопроса - в какой степени факт прошедшей встречи и подписания некоего рамочного документа может стать реальным фундаментом для продвижения вперед в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. И вот здесь уже мнения разделились, единодушия по этому поводу нет и тут. Лично меня несколько огорчила трактовка этого соглашения в СМИ и Армении, и Азербайджана. Ведь если изначально подходить к такому сложному вопросу с позиций пессимизма, что, дескать, все равно ничего не получится, и ни к каким реальным результатам это не приведет - вот тогда действительно ничего не получится. Потому что такими публикациями создается определенное негативное общественное мнение. И это делает ряд известных изданий, причем как в Армении, так и в Азербайджане. Все-таки небольшую долю взаимного оптимизма было бы неплохо добавить - это не в плане совета, потому что речь идет о внутренних делах Армении и Азербайджана, но когда начинает делаться большое дело, то лучше все-таки верить в него, а не исходить из того, что это очередная, никому не нужная трата времени и сил. А в трактовках политологических центров и ряда СМИ в Москве очень позитивно было воспринято заявление руководства Азербайджана по поводу этого события. То, что было высказано официальными лицами и Армении, и Азербайджана, свидетельствует о том, что как раз правящие элиты очень хорошо понимают, что появляются возможности для исторического шанса достичь прорыва по Нагорному Карабаху и что если Ильхам Алиев и Серж Саркисян эту возможность не используют, то для будущих поколений это станет примером упущенного шанса.

- А что, на ваш взгляд, стоит за самой этой инициативой Москвы, учитывая, что многие СМИ расценивают ее лишь как желание заявить о своих правах ведущего арбитра и игрока на Южном Кавказе? То есть может ли смысл подписания декларации на самом деле быть полностью зациклен лишь на этих внутренних мотивах и амбициях Кремля?

- Дело в том, что любые подобного рода инсинуации носят краткосрочный характер, и невозможно получить реальные политические дивиденды как угодно - в качестве игрока, или в качестве арбитра - если рассматривать процесс участия России в урегулировании нагорно- карабахского конфликта только как очередной акт большой политической игры на Южном Кавказе. Если подходить к делу с таких позиций, то, конечно, реальный результат получен не будет ни с точки зрения урегулирования конфликта, ни с точки зрения укрепления позиций России на постсоветском пространстве, а конкретно на Южном Кавказе. Поэтому сейчас как раз, может быть, тот уникальный единственный случай, когда Россия, - уловив после августовских событий как бы новый тренд, который проявлялся и в заявлениях Турции, официальной Анкары, и в определенном настроении, которое есть в правящих элитах Армении и Азербайджана, пытается теперь получить политические дивиденды не за счет имиджевых шагов, а именно за счет того, чтобы выступить реальным арбитром, реальным медиатором в решении нагорно-карабахского конфликта. И во многом потому, что Москва понимает: если Россия не предпримет эффективных шагов в этом направлении, то возможны только два варианта - либо силовой, фактически война, или же место России как арбитра займут другие игроки. И в таком случае Россия может оказаться за рамками ныне ведущегося переговорного процесса. И именно поэтому Москва берет сейчас инициативу на себя.

Поделиться: