Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тигран Манасян: Карабахский узел - новый подход!

04.11.2008

Автор:

Теги:
 

 

 

Вот и прошла долгожданная встреча трех президентов, которую с трепетом ожидали во многих странах, особенно в Армении и Азербайджане. Благодаря российской стороне и инициативе лично Д.А. Медведева нагорно-карабахский конфликт вновь начал интересовать мировое сообщество. На протяжении долгого времени о нем не вспоминали, а даже если и вспоминали, то, как бы невзначай, не уделяя этому должного внимания. В мировой прессе в последнее десятилетие часто фигурировали вопросы, касающиеся конфликтов в Южном Кавказе, особенно это касалось Южной Осетии и Абхазии. Причем, необходимо подчеркнуть, что Запад интересовался этими очагами конфликтов только потому, что там находились российские миротворческие подразделения, которые никак не могли оставить Европу и США равнодушными. Они еще не излечились от этого панического страха перед Россией. Этот синдрома антисоветчины с 1991 г. предопределял политику многих стран в южнокавказском регионе. Например, поэтому Вашингтон всячески пытался заручиться поддержкой местных правительств, чтобы предотвратить возможное усиление роли ослабевшей Москвы в данном регионе.

В Нагорном Карабахе российских войск нет и не было, поэтому и интерес к данному конфликту не такой высокий. Однако, как бы то ни было, со временем многие политические деятели осознали, что этот конфликт должен быть разрешен. Следствием этого стала встреча в Москве 2 ноября Д. Медведева, И. Алиева и С. Саргсяна. В итоге этой встречи не произошло то, чего многие могли ожидать. Не был найден подход к обоюдному согласию сторон, т.к. процесс поиска, можно сказать, начат заново. Однако, нельзя сказать, что эта встреча прошла зря, т.к. стороны пришли к согласию по многим ранее недостигнутым вопросам. Например, было решено постоянно проводить подобные встречи на самом высоком уровне для дальнейшего урегулирования проблем, связанных с армяно-азербайджанским конфликтом. Это действительно очень важный шаг, однако, взглянув в ретроспективу, можно увидеть, что подобного рода встречи происходили и ранее. В начале нового тысячелетия между президентами Г. Алиевым и Р.  Кочаряном было организовано множество встреч, носивших скорее формальный характер. Они ни к чему в итоге не пришли, хотя и вселяли надежды и ожидания на граждан как Армении, так и Азербайджана.

 

 Кроме того, оба президента признали необходимость соучастия в этих переговорах Минской группы ОБСЕ. Фактически, это признание посредничества в первую очередь России, т.к. инициатива исходила от Москвы. Практически все важные встречи и переговоры происходили либо по идее Москвы, либо при ее посредничестве. Это показатель того, что РФ не оставила своих ближайших соседей и вековых партнеров, наоборот, всячески пыталась содействовать миру и стабильности во всем южно-кавказском регионе.

Но самое важное в переговорах 2 ноября - это согласие на неприменение силы и только мирное, политическое урегулирование всех вопросов, касающихся Армении и Азербайджана. Такого не происходило никогда, т.к. обе стороны не были готовы к подобному. Ильхам Алиев, став президентом Азербайджана, постоянно грозился возобновить военные действия в случае упорства армянской стороны. Алиев требовал возвращения всех земель, фактически отделившихся от Азербайджана и контролируемых объединенными армяно-карабахскими силами. Ереван не выдвигал подобных ультиматумов и всегда придерживался мирного пути решения конфликта. Таким образом, самое главное - мирное урегулирование подтверждено обоими участниками конфликта.

Итак, встреча не была бесполезной. Однако стороны не смогли прийти к обоюдному решению конфликта. Многие могут задаться вопросом «почему»? Это очень сложный вопрос, поэтому ответов на него может быть множество.  Во-первых, между сторонами неn никакого доверия. Во-вторых, нет желания (по крайней мере до сих пор) идти на взаимные уступки, т.к. без уступок политическими средствами подобный конфликт не решить. В-третьих, не происходит никакого культурного обмена между армянским и азербайджанским народами. Это самое важное в деле сближения народов. Многие злословят, мол «между этими народами не может быть ничего общего...» и «они враги навеки...». Люди, придерживающиеся подобной точки зрения, не имеют никакого понятия об истории. Не нужно уходить вглубь веков, достаточно лишь посмотреть на Советский Союз и все станет ясно. В Армянской ССР жило огромное количество этнических азербайджанцев, точно так же как армяне проживали в Баку и других местах Азербайджанской ССР. Что говорить о Муслиме Магомаеве - азербайджанце, который исполнял песни армянина Арно Бабаджаняна. Между ними существовали кроме профессиональных, также и дружеские отношения. Подобных примеров история знает очень и очень много, поэтому нужно лишь вновь позволить народам сотрудничать и общаться во всех возможных сферах. Более того в самой Москве сегодня проживает множество этнических армян и азербайджанцев, однако конфликтов на межнациональной почве практически никогда не возникает.

Сегодня существует множество мнений относительно будущего нагорно-карабахского урегулирования. Существует точка зрения, согласно которой Россия пытается в глазах мирового сообщества реабилитироваться на фоне кампании в Южной Осетии. Они считают, что РФ вышла оттуда проигравшей, и поэтому, т.к. во всем мире признается территориальная целостность Азербайджана, Москва принудит Ереван решить конфликт в пользу Азербайджана. Это мнения кажется маловероятным, т.к. Россия не станет напрямую вмешиваться в данный конфликт, о чем говорил и В. Путин и теперь Д. Медведев. РФ признала только свою посредническую роль. Кроме того, приезд Медведева в Ереван за неделю до этой встречи тоже не малозначим. Если бы Россия действительно пыталась играть по такому сценарию, стал бы Медведев всячески хвалить дружбу и сотрудничество РФ с РА. Медведев заявил в Ереване «...мы прямо заинтересованы в том, чтобы армянский народ жил в сильном и процветающем государстве - в стабильном государстве». Серьезные политики такими выражениями не разбрасываются, а если так, то он будет всячески способствовать поддержанию статус-кво в регионе, пока стороны сами не найдут пути решения конфликта.

России сегодня не выгодно сотрудничество только с одной республикой, т.к. поддержав, одну из них, она тут же потеряет другую. А для России главное - повысить свой авторитет и влияние во всем регионе. Республика Армения важна для России, ввиду того, что на ее территории находятся российские войска и военные базы[1]. Для РФ важен и Азербайджан со своими полезными ископаемыми и удобным геополитическим положением. В противном случае Вашингтону не стоит ничего заручиться поддержкой этих государств, т.к. начиная с 1991 г. США всячески дают понять, что сотрудничество с ними - выгодно.

Кроме России в поддержании статус-кво в регионе заинтересована также Турция. Анкара понимает, что прежними методами невозможно ни «задавить» Армению экономически, ни получить из этого дивиденды, т.к. блокада Армении потерпела неудачу, а турецкая внешняя политика ничего не выиграла от того, что разделяла точку зрения Баку. Для Турции сейчас важно сохранить статус-кво в регионе, а в лучшем случае попробовать стать инициатором решения НК конфликта. Преодоление же его может открыть границы Армении и Азербайджана, что также приведет к улучшению экономического положения всего региона.

Это лишь добрые пожелания, но как же сделать так, чтобы действительно развязать этот узел, угодив обеим сторонам? Только путем серьезных территориальных уступок, т.к. обе стороны оказались в тяжелом положении: Азербайджан фактически лишился 1/3 своих территорий, полученных в наследство от СССР, Армения и Карабах потеряли в войне несколько тысяч своих граждан и оказались в полной политической и экономической изоляции. Для этого нужен очередной план, переработанный и созданный обеими сторонами, т.к. все прежние «Поэтапный»,  «Пакетный», «Общее государство» устраивали только одну сторону и не удовлетворяли другую. Причина - в том, что эти программы были предложены и составлены не конкретно представителями Армении и Азербайджана, а Минской группой ОБСЕ или другими организациями. Так вот для качественного прорыва необходимо участие за столом переговоров самих участников конфликта вместе со сторонними наблюдателями, следящими за выполнением международных норм.

В данной ситуации справедливым было бы создание независимого государства Арцах (в тех границах, которые ему оставил СССР) и передача Азербайджану всех остальных территорий, контролируемых совместными армяно-карабахскими вооруженными силами. Однако совершенно очевидно, что создание независимого государства Арцах не может сопровождаться передачей азербайджанской стороне двух стратегически важных точек: лачинского коридора и города Шуши - важнейших стратегических форпостов, соединяющих Нагорный Карабах с Республикой Армения. Без сохранения этих важнейших для существования Нагорного Карабаха точек - вопрос о существовании самого Арцаха может быть под вопросом, т.к. полностью утрачивается транспортное сообщение НКР с РА, которая является во многих случаях государством-донором для соседней самопровозглашенной, но фактически существующей республики.

К чему приведет эта новая инициатива России сказать пока сложно, но одно можно сказать однозначно - Армения и Азербайджан готовы к серьезным и решительным действиям. Главное сейчас держать постоянный контакт между собой и вести дискуссии по всем интересующим стороны вопросам. Только в этом случае + развивая культурное сотрудничество армян и азербайджанцев, можно будет добиться значительных успехов в данном очень непростом вопросе.

 

 

 



[1] Начиная с 1991 г. Республики Армения еще ни разу не требовала от России изменения военных договоров, даже наоборот, впоследствии войска РФ из Грузии были переброшены опять же в Армению.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение