Фикрет Садыхов: Азербайджан и проблемы региональной безопасности

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
«Азербайджан - не восточная деспотия, но еще не европейская демократия», выразился один известный политолог, используя весьма клишированный подход к политическому устройству нашей страны. Кстати, это достаточно распространенный и чересчур упрощенный метод, с которым приходится, к сожалению, часто сталкиваться. Ни в коей мере не умаляя общеизвестные принципы, которых должны придерживаться все цивилизованные и демократические государства, хочу просто заметить, что каждое из них, а тем более, когда речь идет о постсоветском пространстве, имеет свои исторические корни, специфический путь развития, геополитические и национальное особенности. Об этом, я уверен здесь, в этой аудитории хорошо известно.
Фикрет Садыхов: Азербайджан и проблемы региональной безопасности
Выступление профессора Западного Университета (Баку) Фикрета Садыхова на конференции "Азербайджан в системе региональных и геополитических координат (2008-2013 гг.)" 31 октября 2008 г. (РГГУ)

«Азербайджан - не восточная деспотия, но еще не европейская демократия», выразился один известный политолог, используя весьма клишированный подход к политическому устройству нашей страны. Кстати, это достаточно распространенный и чересчур упрощенный метод, с которым приходится, к сожалению, часто сталкиваться. Ни в коей мере не умаляя общеизвестные принципы, которых должны придерживаться все цивилизованные и демократические государства, хочу просто заметить, что каждое из них, а тем более, когда речь идет о постсоветском пространстве, имеет свои исторические корни, специфический путь развития, геополитические и национальное особенности. Об этом, я уверен здесь, в этой аудитории хорошо известно.

Последние 5 лет, вне всяких сомнений, следует считать периодом укрепления позиций Азербайджана, как в регионе, так и на международной арене. И это общепризнанное мнение в целом экспертного сообщества. В течение этого времени полностью подтвердилось, что сбалансированная внешняя политика нашей страны является для него единственно верной дипломатической стратегией. Именно она укрепила позиции страны в регионе, обеспечив ей безопасность и стабильное развитие.

Глобальная политика переживает в последние годы серьезные изменения. По сути меняется фундамент постсоветского миропорядка. Происходит существенное укрепление новых геополитических центров. Это накладывает свой отпечаток на весь расклад мировых сил. Происходящее в таких условиях укрепление дипломатических позиций Азербайджана, дает о себе знать как на уровне двусторонних отношений со странами мира, так и в рамках деятельности различных международных организаций. А это означает, прежде всего, укрепление его государственной независимости и безопасности, что удалось Азербайджану.

Страна окончательно утвердилась в качестве ключевой на Южном Кавказе. Политическая составляющая успеха связана, прежде всего с тем, что Азербайджан реализует собственные интересы при выстраивании ровных, дружественных, взаимовыгодных отношений со всеми крупнейшими державами мира.

Приоритетной линией внешнеполитической стратегии Азербайджана стало развитие добрососедских отношений с сопредельными государствами.

Укрепились и развились отношения нашей страны с Турцией, Россией и Ираном. Основой этих отношений являются принципы уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Продолжается интеграция Азербайджана в европейские структуры. Кстати, несмотря на многовекторность внешней политики, Азербайджан согласился сохранить на своей территории российский военный объект - Габалинскую РЛС. В январе 2002 года лидеры России и Азербайджана подписали соглашение, по которому российская сторона взяла в аренду базу «Дарьял» рядом с Габалой за 7 млн. долл. США в год сроком на 10 лет. Таким образом, Баку на протяжении последних лет удается поддерживать сбалансированный внешнеполитический курс. Серьезным компонентом этого курса является стратегическое партнерство Азербайджана с Турцией. Этот задел рассматривается азербайджанской стороной как важнейшая предпосылка для будущего разрешения карабахского вопроса.

Азербайджан все больше закрепляется в роли моста, связывающего Запад с Югом и Востоком.

Внешнеполитическая доктрина Азербайджана доказала свою жизнестойкость и в дни российско - грузинского конфликта. Баку показал себя серьезном и самодостаточным игроком, выступающим в качестве одного из гарантов стабильности на Кавказе.

Важнейшей внешнеполитической задачей Баку остается решение карабахской проблемы. Сохранение именно этого конфликта - серьезная угроза региональной безопасности на Кавказе. Создается впечатление, что в этом вопросе Азербайджан придерживается политики терпеливого ожидания, полагая, что в долгосрочной перспективе время работает на него. Это весьма ошибочное предположение. На дипломатическом фронте официальный Баку активно работает как с ведущими мировыми игроками, так и с региональными международными структурами.

Достаточно назвать в связи с этим принятие Генеральной Ассамблей ООН мартовской 2008 г. резолюции, подтверждающей территориальную целостность Азербайджана, а также принятые до этого решения Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Главное же заключается в том, что последовательная политика Азербайджана привела к осознанию всеми участниками международного сообщества, включая и страны - сопредседатели Минской группы ОБСЕ, необходимости учета территориальной целостности Азербайджана как главного принципа решения карабахского конфликта.

Кстати, в последнее время все чаще возникает вопросы. А кто собственно выиграл от армяно - азербайджанского конфликта и что в конечном итоге приобрели страны? С одной стороны - непризнанное никем сепаратистское образование и оставшаяся за приделами всех региональных проектов Армения, с другой - признанный территориально, набирающий экономический вес и укрепляющий свой оборонный потенциал Азербайджан? Думаю, ответ на этот вопрос ясен и очевиден.

Изменение геополитической ситуации в южнокавказском регионе, появление в нем новых игроков и нового расклада сил вызывают необходимость анализа происходящего с точки зрения стратегии национальной безопасности Азербайджана. Что означает это понятие сейчас в новых условиях? Как отразится новая ситуация на положении нашей страны? Каковы в связи с этим перспективы урегулирования карабахского конфликта? Прежде чем ответить на эти вопросы, считаю необходимым остановиться на специфике и отличиях нашего региона от других, столь же взрывоопасных территорий. На Южном Кавказе сконцентрировано огромное число и множество видов угроз и вызовов. Здесь налицо агрессивный сепаратизм, тут и межгосударственные конфликты, концентрация военной силы ведущих государств. Наша страна вынуждена наращивать военный потенциал, потому что находится в состоянии войны, оккупирована часть наших территорий и не разрешен карабахский конфликт. Характеристику сложности региона можно дополнить неопределенностью статуса Каспийского моря, которая пока рассматривается в правовом аспекте, но может трансформироваться и в военно-политическую проблему. Плюс ядерная программа Ирана, который стал мишенью для США. Санкции, введенные против Тегерана, рано или поздно могут перейти в военную плоскость. И это абсолютно не исключено. Столь высокая концентрация угроз, естественно, вызывает беспокойство, как у общественности, так и у политических элит региональных государств, в том числе и в Азербайджане. Часть этих угроз носит открытый характер, а часть находится в инкубационном периоде и любой момент может взорваться. На основе анализа этих вызовов и выстраиваются приоритеты нашей внешней политики.

Но этот, так сказать,statusquo, существовавший до известных событий. Сейчас в регионе создалась новая ситуация. Что сулит нам изменение расклада сил на Южном Кавказе?

Возможно, если бы южноосетинские события вспыхнули до косовских, Европа не стала бы так решительно настаивать на независимости Косова.

В нашем регионе произошли события, которые раньше даже трудно было вообразить. Сразу же после известных события премьер - министр Турции Эрдоган едет в Москву, а потом посещает в Тбилиси и Баку. Дальше - еще более беспрецедентное явление: президент Турции Абдулла Гюль направляется в Ереван и реализует там «футбольную дипломатию». Наш президент Ильхам Алиев ведет в России переговоры с президентом Медведевым о дальнейшем развитии формата двусторонних отношений. Баку посещает вице - президент США Ричард Чейни. Более того, мы стали свидетелями сверхсенсационных заявлений со стороны армянского руководства. Я имею виду высказывания президента Армении по поводу перспектив азербайджанских инвестиций в Нагорный Карабах и открытия армяно-турецкой границы, а также то, что армянская сторона выразила согласие о создании совместной комиссии по рассмотрению материалов «геноцида» 1915 года. Мы не обольщаемся всем этим и не рассчитываем на скорое решение вопроса. Тем не менее, позитив и динамика в произошедшем все еще присутствует.

В чем же они? В появлении новых геополитических игроков в регионе, таких, скажем, как Евросоюз и Турция, стремящихся играть здесь все более важную роль, особенно в урегулировании карабахского конфликта, в активности Минской группы ОБСЕ. В результате мы получаем возможность использования новых форм борьбы с существующими угрозами.

С США сейчас вести переговоры несколько сложнее, поскольку приходится ждать, кто станет после выборов хозяином Белого дома. Налицо усиление посреднической роли Турции, которая предлагает некую платформу безопасности в регионе, пытается примирить Азербайджан с Арменией, естественно, на основе норм международного права, т.е. с учетом территориальной целостности нашей страны. Мы стали свидетелями трехсторонних встреч глав МИД конфликтующих сторон - при посредничестве Турции. Все это дает нам возможность большего маневра дипломатических усилий, направленных на справедливое решение карабахской проблемы.

Каким образом противостояние между Россией и Западом может сказаться на процессе карабахского урегулирования и проблемах региональной безопасности?

Словесная дуэль между Россией и США порой переходит в откровенную конфронтацию, однако и внутри понятия «Запад» существуют разные точки зрения. В отличие от Кондолизы Райс, предлагающей исключить Россию из «большой восьмерки», президент Франции Николя Саркози заявил о необходимости расширить ее за счет Китая, Индии и т.д. Появились высказывания о новом витке холодной войны, но, на мой взгляд, это не совсем так. Нет монолитного противостояния Запада кому-то еще, той же России или Восточной Европе. Поэтому и говорить о влиянии этого противостояния на урегулирование нашего конфликта можно говорить лишь в определенных пределах. Мы не можем отказаться от Минской группы ОБСЕ хотя бы потому, что урегулирование невозможно без учета интересов США и России в нашем регионе. Это объективная реальность.

Мы ясно понимаем и другое: сейчас и США, и Россия, и Европа стремятся усилить свою посредническую роль, в том числе исходя и из своих собственных геостратегических интересов. С этой точки зрения урегулирование карабахского конфликта выгодно всем. Значит, эта проблема может найти свое решение. И это самое главное.

- После событий вокруг Южной Осетии сформировался совершенно новый взгляд на замороженные конфликты. Теперь мир еще глубже осознает важность принципа территориальной целостности, и Европа активнее выдвигает этот принцип на первый план по сравнению с другими регионами. Россия же, с одной стороны, стала более категорично отстаивать свои интересы за пределами страны, а с другой - учитывая свою многонациональность, вновь вернулась к отстаиванию принципа территориальной целостности. И это весьма важный и достаточно позитивный фактор. И Европа, и США, и сама Россия стараются внести свой вклад в ее разрешение, как бы соревнуясь в том , чтобы заслуга в урегулировании была внесена в их актив.

Имеет ли это значение для Азербайджана?

Для Азербайджана не столь важно, с какой стороны последует помощь в разрешении конфликта. Важно, чтобы проблема получила справедливое решение. Если этого хотят и США, и Россия, то вероятность справедливого разрешения, естественно, возрастает. Кроме того, резко активизировалась посредническая деятельность России - встречи президентов и министров иностранных дел, периодические заявления российских официальных лиц свидетельствуют о заинтересованной и кропотливой работе в данном направлении. Однако переговоры идут в конфиденциальной обстановке, и общественности не много известно о новых предложениях и моделях. Но, учитывая принципиальную позицию правительства Азербайджана и президента Ильхама Алиева в вопросе территориальной целостности страны, проблема может быть решена лишь на этой основе.

Азербайджан всегда доказывал, что не склонен входить в чью бы то ни было сферу влияния, готов работать со всеми с максимальным учетом интересов своих партнеров. Кроме того, успешные шаги во внутренней политике способствовали значительному экономическому усилению Азербайджана. Сегодня ни одна держава не может отнести Азербайджан в сферу своего влияния, они стремятся к союзу с ним. Сотрудничество с Азербайджаном не вызывает каких-то проблем. Главное, чтобы суверенные права Азербайджана уважались.

Как же может быть урегулирована Карабахская проблема? По западному или российскому сценарию?

Думаю, что это возможно на основе синтеза двух сценариев. Карабахская проблема давно уже вышла за рамки отношений двух государств и приняла международный масштаб, здесь пересекаются многие интересы. Таким образом, проблема найдет свое решение путем увязки предложений, как Запада, так и России. Только в этом случае можно обеспечить безопасность и стабильность в регионе.

Важным компонентом остается энергетическая безопасность для Азербайджана. Это возможность дальнейшего наращивания объемов добываемой нефти и газа, максимальная диверсификация маршрутов поставок энергоносителей, обеспечение безопасности добычи и транспортировки углеводородов, скорейшее решение экологических проблем в Каспийском регионе. Это согласование спорных вопросов по использованию каспийских месторождений на уровне двухсторонних и многосторонних отношений, снижение опасности возникновения в регионе полномасштабной войны в связи с обострением американо-иранского конфликта.

Хотя, понятно что существует еще одно фундаментальное условие. Эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон возможно только тогда, когда будут решены вопросы, определяющие правовой статус Каспия.

Лидирующие позиции Азербайджана на Южном Кавказе стали также следствием усиления его роли в системе глобальной энергетической безопасности. Крупнейшие проекты, прежде всего Баку-Тбилиси-Джейхан, позволили нашему государству стать одним из весомых фигурантов на мировом рынке углеводородов. Азербайджан позиционируется в качестве ключевого участника и в разработке новых энергетических и транспортных проектов в Евразии, причем не только в роли энергодобывающей, но и транзитной страны.

Наша страна занимает выгодное геополитическое положение не только на Юге Кавказа, но и на всем постсоветском пространстве. Фактически она является связующим звеном между Кавказским регионом и Центральной Азией. Республика обладает большими углеводородными ресурсами. По словам американского политолога Збигнева Бжезинского, «Азербайджан можно назвать жизненно важной «пробкой», контролирующей доступ к бутылке с богатствами Каспийского моря и важнейшую ресурсную базу мировой экономики».

В фактор региональной безопасности и важнейшую ресурсную базу превратился Каспийской регион. Его значимость будет возрастать по мере истощения энергоресурсов в других точках земного шара.

С одной стороны, Каспий- объект, который находится под давлением целого комплекса нерешенных проблем, связанных с энергетическими, экологическими рисками, локальными конфликтами. С другой стороны до сих пор не согласованы многие аспекты правового статуса Каспия, разграничение акватории моря, условия транзита энергоносителей и прокладки транскаспийских трубопроводов. Неурегулированные конфликты в регионе, это не только фактор, сдерживающий развитие стран, в них вовлеченных, но и источник постоянных рисков для мировой экономики, и без того находящейся далеко не в самом благополучном состоянии. Но, на мой взгляд, в основе политических и экономических рисков, связанных с безопасностью в регионе, лежит фундаментальная проблема - стратегия, используемая ключевыми мировыми игроками. В регионе как и на всем постсоветском пространстве, соприкасаются интересы многих мировых игроков.

И, естественно, на фоне их противоборства, возрастает роль стран, для которых энергетический и нефтегазовый фактор - фундамент и ключевой ресурс существования национальной государственности. В этом отношении Азербайджан, на мой взгляд, может стать в будущем примером конструктивного подхода к выработке единых правил для всех участников каспийского взаимодействия. Азербайджан имеет возможность содействовать формированию пространства взаимного доверия между Россией и Западом в Каспийском регионе, поскольку развивает динамичные, партнерские отношения со всеми прикаспийскими государствами.

Необходимо только наличие желания идти на компромиссы, и, одновременно, готовность открыто обсуждать самые сложные и далеко не всегда приятные вопросы.

И все же Азербайджан как трансрегиональная страна, самим своим положением, сущностью национальных интересов предопределен к проведению многовекторной внешней политики, глобальной интеграции с ведущими центрами мира. Отсюда курс на прагматичный и конструктивный характер азербайджанской дипломатии, ее направленность на поиск точек соприкосновения, совпадения интересов.

Внутриполитическая ситуация будет развиваться с акцентом на экономику Азербайджана. Результаты этих процессов почувствует большинство наших граждан.

Каким же должен быть наш внешнеполитический курс в новой геополитической ситуации?

Никаких базовых изменений во внешнеполитическом курсе, на мой взгляд, не предполагается. Концепция геополитического плюрализма, заложенная в основу внешнеполитического курса страны, доказав свою универсальность , стала давать нам реальную осязаемую отдачу в новых условиях. На деле тот же грузинский кризис стал генератором совершенно нового видения мира. Азербайджан, в отличие от многих, оказался готовым к этим изменениям.

Что касается предпочтений: Азербайджан - государство евразийское, позиционирование которого происходит в формате транснационального моста, своеобразного коридора между Европой и Азией. Это удачный формат, и отказ от него, на мой взгляд, маловероятен.

В стратегическом плане, я думаю, он меняться не должен, но в связи с появившимся новыми условиями мы должны внести определенные коррективы в свои внешнеполитические приоритеты. Нам необходимо динамизировать поиск путей урегулирования конфликта, искать новые форматы, решать вопрос не только в рамках МГ ОБСЕ. Возможно, от чего-то придется отказаться. Сегодняшняя ситуация обнадеживает, и вот что конкретно: усиливающееся посредничество Турции, контакты с армянским руководством при ее содействии, новый взгляд России на ситуацию в нашем регионе и ее попытки усилить свою роль в регулировании конфликта. Достаточно вспомнить заявления президента Медведева, премьера Путина и министра Лаврова об отличии карабахского конфликта от югоосетинского и абхазского. Россия сегодня не та, что была в середине 90-х годов, когда у нее не было выверенной политики в отношении Кавказа, да и Азербайджан стал другим. Мы готовы сотрудничать с Россией, поддерживать и развивать взаимовыгодное политическое, экономическое, культурное взаимодействие. Азербайджан зарекомендовал себя надежным стратегическим партнером, в чем уже успела убедиться и нынешняя российская политическая элита. Тем не менее ясно, что это не повод для Москвы отказаться от союзнических отношений с Арменией и броситься в объятия Азербайджана. Хотя улучшение взаимоотношений России с Турцией, которая уже не беспрекословный член НАТО в южном подбрюшье Европы, а страна, имеющая самостоятельный курс и независимую политику, может позитивно сказаться на урегулировании карабахского конфликта. Речь не идет о том, что он будет разрешен сегодня или завтра, но положительная динамика налицо.

Многовекторность внешней политики Азербайджана в решении проблем безопасности на Кавказе - это не признак слабости или стремления играть в какие-то «игры». Это сознанное желание сохранять суверенитет, расширять сотрудничество с Россией и странами Запада, совместными усилиями противостоять главным вызовам и угрозам ХХI века.

Грядущие годы будут чрезвычайно важными в контексте не только карабахского урегулирования, но и общего укрепления современной азербайджанской государственности. Стать еще более сильными в водовороте больших геополитических изменений, окончательно утвердиться в качестве авторитетной силы на международной арене станет возможным лишь в случае продолжения многовекторной внешней политики, реализация которой более чем оправдала себя на протяжении последних полутора десятка лет.

И это, пожалуй, главное условие сохранения стабильности и укрепления региональной безопасности в регионе Южного Кавказа.

Поделиться: