Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Россия и Казахстан. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ШОС

02.11.2008

Автор:

Теги:
 

К.И. Байзакова, декан факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби

 

 

 

Одна из отличных черт современности - нарастание процессов глобализации. Складывается общемировое экономическое, информационное и культурное пространство, в котором уровень развития государств определяется параметрами человеческого развития, расширением комплекса услуг, направленных на совершенствование самого человека. Развитие процесса взаимной системной интеграции и глобализации - это объективный и закономерный процесс.

В условиях глобализации все большее значение приобретает региональный уровень сотрудничества. Несомненный потенциал и перспективы для дальнейшего развития имеет Шанхайский форум, который сможет сыграть значительную роль в международных делах. По мнению экспертов, ШОС положил начало образованию нового Евразийского полюса. Создается новый центр влияния, который неизбежно будет расширять сферу своей ответственности. ШОС все боле приобретает черты региональной организации по типу АСЕАН. Шанхайский феномен демонстрирует свою эффективность и потенциально может распространиться на весь азиатский регион.

Для всех государств Центральной Азии, в том числе и Казахстана, в деле защиты своих национальных интересов важно укреплять связи с Россией и КНР как двусторонними, так и многосторонними договорами и соглашениями.

Для Казахстана вопрос участия в деятельности ШОС является одним из ключевых вопросов его многовекторной внешней политики. Руководство Казахстана считает целесообразным инициировать ряд мер, направленных на активизацию деятельности в рамках ШОС, изменение его статуса и функциональной направленности, наполнение его новым содержанием, и, в конечном итоге, превращение ШОС в важный элемент не только системы региональной безопасности, но и системы регионального сотрудничества.

В настоящее время, кроме общих экономических показателей, огромное значение имеет уровень развития интеллектуальных ресурсов страны. В условиях становления глобального информационного пространства перспективы Казахстана будут зависеть от степени его готовности к вхождению в новую информационную и научно-образовательную систему с учетом своей специфики.

Тенденции глобализационных процессов нельзя недооценивать, поэтому при подготовке специалистов мы обращаемся к многообразию существующих в мире ценностей, норм, жизненных укладов и культур, т.е. гуманизации процесса обучения, культурно-цивилизационным аспектам взаимодействия в контексте тенденции постоянно нарастающего процесса взаимопроникновения различных культур и цивилизаций, демократизации высшей школы и возможности реализации равноправия в выборе программ обучения.

Современное казахстанское общество требует подготовки высококвалифицированных специалистов для работы в различных ведомствах и учреждениях Республики Казахстан. Особенностью подготовки специалистов в условиях повышающейся конкуренции являются высокие требования, предъявляемые к выпускникам, которые должны быть всесторонне развитыми личностями, обладающими большим запасом знаний и навыков в различных сферах, высоким уровнем профессиональной подготовки, способными ориентироваться в сложнейших ситуациях.

Обучение должно привить казахстанским студентам требуемые профессиональные знания, способности и методы с учетом меняющихся потребностей профессионального рынка труда, подготовить их к научной и творческой работе, к критическому применению их знаний и к формированию ответственности за свою профессиональную деятельность в условиях свободного, демократического и правового государства.

В настоящее время качество образования приобретает социальный характер и связано с возможностями наилучшей реализации возможностей и способностей человека, с получением достойного места работы и вознаграждением за квалифицированный труд. Качество образования связано с наиболее эффективной реализацией имеющегося национального потенциала страны. Качество образования становится ведущим инструментов не только внутренней национальной политики, но и значимым фактором международного престижа страны.

С другой стороны, следует учитывать, что профессиональное образование приобретает рыночные характеристики. В этих условиях студент выступает как заказчик на выполнение работ в соответствии с его пониманием своего профессионального будущего. Наличие платного образования вносит элемент конкурентности во взаимоотношениях между вузами в поисках своего студента. В этих условиях необходимо введение новых механизмов и процедур обеспечения качества образования.

В условиях, когда Республика Казахстан ставит своей задачей стать составной часть мирового образовательного пространства, учитывая, что система высшего образования воспринимается нами как важный стратегический ресурс перспективного развития страны, необходимо использовать международное сотрудничество, как для углубления научных исследований, так и для внедрения их результатов в учебный процесс. Как отмечал Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, «образование из категории национальных приоритетов перешло в категорию международных» [1].

Значительное внимание следует уделять вопросам сотрудничества в области образования со странами постсоветского пространства. Интеграция государств-участников СНГ в области образования способна стать одним из основных факторов организации общего образовательного пространства, гарантирующего интеллектуальное и профессиональное подкрепление политического и экономического сотрудничества. Формирование единого образовательного пространства государств-участников СНГ - процесс длительный. Он требует проведения большой системной работы по сближению и интеграции систем образования государств СНГ, на основе соответствующей межгосударственной программы. Потенциал глобализации государства СНГ могут полнее и эффективнее использовать при условии совместной адаптации к геополитическим и геоэкономическим реалиям, скоординированного участия в решении общемировых экономических проблем.

В этом отношении проект «Университет ШОС» представляется весьма своевременным и перспективным. Какие преимущества будут у этого проекта:

1) Введение кредитной системы обучения. Возможность пересчета кредит-часов в любом университете, участвующем в проекте, что ведет к взаимному признанию дипломов, к эффективной мобильности студентов, увеличивает возможность трудоустройства.

2) Устранение препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей.

3) Сотрудничество в рамках реализации программы подготовки докторов PhD. Например, если тот или иной вуз не имеет аккредитации по PhD, другие университеты, имеющие подобную аккредитацию, работают в партнерстве с ним.

4) Возможность проведения совместных научных исследований. При этом в научно-исследовательскую работу будут активно вовлекаться студенты и магистранты.

Исторически сложилось так, что Казахстан, занимая положение на стыке восточной и западной цивилизаций, накопил немалый опыт по синтезированию двух встречных потоков движения, исходящих из этих цивилизаций. Международное сотрудничество коллектива КазНУ им. аль-Фараби с ведущими зарубежными университетами стран Америки, Европы и Азии позволило приобрести и адаптировать к условиям республики опыт, направленный на формирование нового поколения специалистов.

Так, факультет международных отношений КазНУ им. аль-Фараби стремиться максимально использовать возможность сотрудничества с зарубежными вузами. Формы сотрудничества различны: научные стажировки преподавателей, приглашение иностранных профессоров для чтения лекций, проведение совместных научных исследований, конференций на основе грантов, соруководство докторантами.

Исходя из имеющегося опыта международного сотрудничества, можно сделать некоторые предложения по реализации проекта «Университет ШОС».

Создание системы университетов ШОС предполагает поэтапную реализацию, на нескольких уровнях.

После согласования общих положений на межправительственном уровне предлагается разработать общий документ, некоторую Хартию.

Наряду с необходимостью согласования основных принципов на межправительственном уровне, необходимо выработать общие принципы и стандарты образовательных программ

Для участия в проекте университеты стран-членов ШОС должны признать ее положения, принципы, стандарты и подписать эту Хартию.

Начать реализацию проекта можно с нескольких специальностей. Так каждый участвующий университет, выбрав для себя приоритетные специальности, разрабатывает по ним учебно-методические комплексы для дистанционного обучения. Тем самым постепенно будет создана доступная для всех учебно-методическая база.

Наряду с дистанционным обучением, проект должен предусматривать и включенное образование.

В рамках этого проекта можно было бы определить официальные языки - русский, китайский, английский. Однако это не исключает возможность применения университетами, участвующих в проекте, национальных языков в процессе обучения.

Одной из форм сотрудничества университетов-участников проекта могла бы стать Летняя школа. Так, например, Одной из новых форм международного сотрудничества факультета стало проведение традиционной Летней школы, начиная с 2004 года. Получение зарубежных грантов позволило привлечь к участию в Летней школе ведущих зарубежных ученых и специалистов для повышения квалификации молодых преподавателей, аспирантов, докторантов из казахстанских и центральноазиатских вузов, специализирующихся в области международных отношений.

Таким образом, в рамках данного проекта будет реализована возможность взаимовыгодного сотрудничества, обмена опытом университетов стран-членов ШОС.

 

 

 

Цитируемая литература

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Стратегия вхождения в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира»: приоритеты и пути их реализации. - Алматы, 2006

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение