ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ ТАДЖИКИСТАНА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Таджикистан - многонациональное государство. В нем проживает 120 национальностей. До распада Советского Союза проблемы их сосуществования с титульной нацией в средствах массовой информации практически не поднимались из-за того, что, если они и возникали, в основе своей, это были единичные факты, не позволяющие говорить о наличии особых трудностей жизни не титульных наций.
ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В  РУССКОЯЗЫЧНЫХ  СМИ  ТАДЖИКИСТАНА

ДУБОВИЦКАЯ Ирина Михайловна,

член Союза журналистов Таджикистана

Таджикистан - многонациональное государство. В нем проживает 120 национальностей. До распада Советского Союза проблемы их сосуществования с титульной нацией в средствах массовой информации практически не поднимались из-за того, что, если они и возникали, в основе своей, это были единичные факты, не позволяющие говорить о наличии особых трудностей жизни не титульных наций.

С момента провозглашения независимости Таджикистана и вплоть до настоящего времени в жизни национальных меньшинств имеется определенная специфика, обусловленная как снижением их общей численности в составе населения, так и экономическими и социальными трудностями развития страны. По мнению некоторых лидеров национальных диаспор в Таджикистане, «здесь с трудом приживается факт национального многообразия так как продолжается процесс национального осмысливания титульной нации». [1]

В разные годы проблемы эти имели свои особенности. В начале 90-х гг. они были связаны, в основе своей, с гражданской войной в Таджикистане. Они регулярно освещались практически во всех русскоязычных СМИ РТ.

Примерами такого рода публикаций могут служить статьи: Н.Гусейновой «Русский центр: быть или не быть?» [2] , В.Юшина «Новая социально-культурная инициатива русской общины» [3] , Ю.Огнева «Кому выгодна миграция?» [4] , Г.Папыриной «Лишние люди» [5] , В.Полянской «Русский собор» [6] , М.Мировой «Лучше гор могут быть только горы» (интервью с председателем Общества грузин «Сатвистома Иберия» - «Соплеменники» Ш.Б.Коберидзе) [7] , коллективное письмо русскоязычных рабочих Душанбинского шелкового комбината «Хотим в Россию» [8] и др.

Публиковались в русскоязычных СМИ и статьи, в которых проблемы национальных меньшинств в Таджикистане рассматривались комплексно, в аналитическом ключе. Примером данного вида публикаций может служить статья В.Рабиева «Дюжина друзей», подготовленная по материалам «круглого стола» в газете «Бизнес & политика» 9-15 мая 1993г. В статье, помимо проблем наиболее крупных в то время диаспор - узбекской, русской, немецкой, еврейской, татаро-башкирской, грузинской, армянской, осетинской, рассматривается их возможных вклад в дело миростроительства в республике. Так, председателем немецкой общины «Виденгебурт» К.Шеком предлагалось разработать совместную с правительством Таджикистана программу сотрудничества. В процессе ее реализации предполагалось, что новый импульс к развитию получит развитие торгово-промышленных отношений республики с Германией и, одновременно, упрочатся связи немцев Таджикистана с их этнической родиной (по его данным, с 1989г. - когда в РТ их проживало 32 тыс. 670 чел., количество немцев в РТ уменьшилось в 1993г. до 9450 в). В том же ключе выступил зам.председателя татаро-башкирского культурного центра А.Халиков, предложивший участие его общественного объединения в деле налаживания торгового сотрудничества с Башкирией.

Для упрочения культурных связей народов бывшего Советского Союза председателем еврейского общества «Ховерим» М.Габриэловым предлагалось решить вопрос о создании в г.Душанбе «Дома дружбы», в котором могли бы совместно работать национальные общины республики. Им было отмечено, что положение дел его диаспоры в Таджикистане настоятельно требует принятия экстренных мер, так как количество евреев, проживающих в РТ с каждым днем уменьшается (им отмечено, что в республике осталось всего 5 тыс. бухарских евреев). [9]

Собственно проблема диаспорального существования, прослеживаемая в оценках лидеров национальных общин, возникла со всей остротой для многих народов Советского Союза сразу после его развала в декабре 1991 года. Так, неожиданно за рубежом своей этнической родины оказалось 25 млн. русских (великороссов), более 15 млн. украинцев и т.д. Разумеется, что и до этого момента в рамках СССР та или иная часть этносов проживала за пределами территории формирования и расселения своего этнического «ядра». Но диспоральные признаки в период существования «квазиимперии» были смазаны и не осознавались в полной мере. Исключение составляли, пожалуй, лишь этносы - представители «мировых» диаспор: еврейской и армянской, чей диаспоральный опыт насчитывает десятки веков.

За последние четырнадцать лет на территории стран СНГ сформировались устойчивые диаспоры из представителей многих этносов, населяющих его территорию. Во многих из них ( в том числе у российской диаспоры) существует явно выраженная тенденция к сокращению численности, связанная с выездом на этническую родину. Российская диаспора представляет собой часть русскоязычного населения Таджикской ССР, постоянно проживающего на территории Таджикистана с 1868 года. Накануне обретения независимости Республикой Таджикистан, по данным переписи населения 1989 года, русская ее составляющая насчитывала 388 тыс. чел (7,6%). Ныне.=, по данным независимых экспертов, в основе своей совпадающих с информацией из официальных источников, численность русского населения в республике не превышает 45 тыс. чел. Наибольшее число россиян проживает в гг.Душанбе, Ходженте, Чкаловске, Кайраккуме, Курган-Тюбе, Турсунзаде. В последнее время заметно снижение численности населения в г. Курган-Тюбе (с 2,5 тыс. чел. в 2002 до до 1,8 тыс. чел. в 2004г.), в г.Сарбанд ( с 220 чел. в 2002г. до 150 чел. в 2004г.). Наименьшее число русских остается в районах республиканского подчинения, расположенных восточнее г.Душанбе - в долине Рашта,т.е. в Каратегинской зоне. Численность их в п.г.т..Гарм (Рашт), Комсомолабад (Дарбанд), Тавильдара, Таджикобад и Джиргиталь составляет в настоящее время всего 153 чел. (для сравнения в 1995г. в этой местности проживало 1,5 тыс. русских). Помимо этого, в РТ проживает не более 15 тысяч татар и башкир, около одной тысячи осетин, также относящихся к российской диаспоре.

Отражая их жизнь с момента обретения РТ независимости, русскоязычные СМИ РТ [10] указывали на наличие у российской диаспоры в Таджикистане таких проблем как:

- уменьшение удельного веса русского языка в образовании и культуре республики;

- сужение информационного поля россиян;

- уменьшение доли участия русских в государственном строительстве республики;

- уменьшение числа русских школ;

- низкий уровень жизни людей пенсионного возраста, составляющих не менее половины диаспоры;

- отмечалась запущенность русских кладбищ.

Многие из этих проблем в последнее время нашли или находят свое решение. Так, указом Президента Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонова в РТ введено обязательное изучение русского языка в средних школах республики, увеличено количество часов, отведенных на изучение данного предмета. Регулярно реализуются программы культурного обмена РТ и РФ. В республике растет число русских школ...

Однако, некоторые из указанных проблем до сих пор не решены: так и не наведен порядок на большинстве русских кладбищ в городах и районах республики (особенно плачевным остается положение дел в этом вопросе в гг. Курган-Тюбе, Куляб, а также районных центрах страны, где почти полностью исчезло русское население); по-прежнему невысоким остается уровень информационного взаимодействия россиян с этнической родиной: далеко не всем из них доступно кабельное телевидение, а количество каналов вещания телепрограмм осталось на уровне 2004г. Программы же телевидения и радио республики далеко не всегда в состоянии самостоятельно заполнить этот пробел. Тем более, что с 1994 по 2004гг. на таджикском телевидении вышла всего одна передача с участием национальных меньшинств. [11] До 1994г. на таджикском телевидении существовала специальная программа «Земляки», затем она была переименована в телепередачу под названием «Мы таджикистанцы». Выходила программа с периодичностью один раз в месяц. Время вещания составляло 48 минут (Для сравнения, в Узбекистане и Казахстане регулярно один раз в неделю выходит программа специально для национальных меньшинств.

Столь же низким остается уровень жизни людей пенсионного возраста. Однако, многое для решения данной проблемы делается в настоящее время Посольством Российской Федерации в Республике Таджикистан, Росзарубежцентром, а также созданной более года назад общественной республиканской организацией - Совет российских соотечественников Таджикистана (СРСТ). СРСТ, совместно с Посольством РФ в РТ и Росзарубежцентром реализуется целый пакет программ поддержки соотечественников - пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труд. В число указанных программ входит организация лечения, оказание экстренной материальной помощи и т.д. [12]

Остаются нерешенными проблемы участия русскоязычных граждан, и в целом, представителей национальных меньшинств в государственном строительстве республики. Как отмечает лидер одной из национальных общин РТ - Ассоциации Советских Корейцев Таджикистана (АСКТ) Виктор Ким, «Представительство национальных меньшинств в парламентах с 1995 до 2000г. уменьшается. В 2000г. в Маджлиси намояндагон из 63 депутатов - их всего два (один - узбек и один - русский): в Маджлиси Милли - пять депутатов из числа национальных меньшинств (три узбека, один киргиз и один русский). Опыт участия национальных меньшинств в парламентских выборах 1995 года (где участвовал один узбек и один кореец) и 2000 года (один кореец) убедительно доказал невозможность национальным меньшинствам реализовать на практике конституционное право быть избранными». [13]

В.Ким неоднократно поднимал проблемы участия национальных меньшинств в государственном строительстве РТ, [14] указывая на необходимость скорейшего решения данного вопроса.

Таким образом, рассматривая отражения проблем национальных меньшинств в русскоязычных СМИ Таджикистана, можно сделать вывод о том, что с начала 90-х годов и до настоящего времени эта тематика, если и не была приоритетной, то, во всяком случае, постоянно находилась в поле их зрения. На что указывают многочисленные примеры публикаций данного рода, а также аналитический характер статей, регулярность публикаций, наличие специальных рубрик (к примеру, рубрика «Диаспора» в газете «Бизнес & политика»).



[1] Интервью с председателем Ассоциации Советских Корейцев (АСКТ) в РТ В.Кимом о положении нацменьшинств в Республике Таджикистан.- Душанбе, 2005.- 8 ноября.

[2] Вечерний Душанбе.- 1993.- 21 мая.

[3] Там же.- 6 января..

[4] Народная газета.- 1993.- 27 февраля

[5] Там же.- 1 апреля

[6] Бизнес & политика.- 1993.- 13-19 июля

[7] Там же.- 2-12 июня.

[8] Там же.- 5-9 января.

[9] Бизнес & политика.- 1993.-15-19 мая.

[10] Вечерний Душанбе.- 1997.- 21 января; Народная газета,- 1997.- 24 января, 21.февраля,2-9 мая. 15-23 мая2431 октября

[11] Ким.В.М. Меньшинства (их статус, взаимоотношение с государственными органами и участие представителей меньшинств в государственных структурах, как на центральном, так и на местном уровне)// Материалы «круглого стола» по обсуждению заключительных рекомендаций Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации (Душанбе, 20-21 сентября, 2005г.).

[12] В 2004-2005гг. об этом шла речь в многочисленных интервью председателя СРСТ В.Дубовицкого на телеканалах «МИР», на таджикском радио, Радио «Азия plus» и др.-, декабрь 2004г. май-июнь 2005. О деятельности же Росзарубежцентра в этом направлении, подробная информация помещена в статье И.Дубовицкой «Эстафета народной дипломатии», опубликованной Народной газетой 15 декабря 2005г.

[13] Интервью с председателем Ассоциации Советских Корейцев (АСКТ) в РТ В.Кимом о положении нацменьшинств в Республике Таджикистан.- Душанбе, 2005.- 8 ноября.

[14] См. Вечерний Душанбе.- 1999.- май-апрель; Бизнес & политика.- 2002.14-18 марта.

Поделиться: