Россия в исторических судьбах таджикского народа.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Тесные взаимоотношения между таджикским и российским народами, имеют давнюю, многовековую историю. Основу взаимной близости двух этносов составляют общие индоевропейские корни генезиса, антропологическая и расовая близость, общая историческая судьба последние полтора века. Коренной поворот в установлении наиболее тесных отношений в экономической, культурной и других сферах жизнедеятельности между ними происходит после присоединения Средней Азии к России (1864-1895 гг.). Это событие, которое нельзя, конечно, рассматривать однозначно, вместе с тем оно, в основном, спасло таджиков от окончательной ассимиляции и растворения в тюрко-монгольском этническом море Центральной Азии.
Россия в исторических судьбах таджикского народа.

Рахим Масов, академик АН Республики Таджикистан

Тесные взаимоотношения между таджикским и российским народами, имеют давнюю, многовековую историю.

Основу взаимной близости двух этносов составляют общие индоевропейские корни генезиса, антропологическая и расовая близость, общая историческая судьба последние полтора века.

Коренной поворот в установлении наиболее тесных отношений в экономической, культурной и других сферах жизнедеятельности между ними происходит после присоединения Средней Азии к России (1864-1895 гг.). Это событие, которое нельзя, конечно, рассматривать однозначно, вместе с тем оно, в основном, спасло таджиков от окончательной ассимиляции и растворения в тюрко-монгольском этническом море Центральной Азии.

После присоединения Средней Азии к России и установления в этом регионе определенной законности и правопорядка, прекратились нескончаемые феодальные смуты, междоусобные кровавые войны, нашествия на оседлый таджикский народ различных агрессивных кочевых племен, продолжавшиеся в течении многих столетий. Был положен конец постоянным разбоям, грабежам и насилиям, которым подвергались со стороны хищных степных кочевников и разбойников целые области, города и районы с таджикским населением. Личная и имущественная безопасность таджиков получает надежную и справедливую защиту. Закон и правовой порядок были установлены там, где господствовали известная анархия, безнаказанный произвол, право сильного грабить и убивать слабого. В результате присоединения Средней Азии к России прекращаются продолжавшиеся в течение веков захват и превращение таджикского населения в рабов. Достаточно напомнить, что после взятия российскими войсками Хивы в 1873 гг. из рабства были освобождены 15 тыс. таджиков и иранцев, которые, находясь в неволе, были обречены на смерть от непосильного, изнурительного труда и голода.

Чтобы ни говорили нынешние и будущие исследователи истории о присоединении Средней Азии к России, никто не мог и не сможет опровергнуть того факта, что присоединение этого края к России открыло широкий простор для его экономического, культурного, стабильного развития и, прежде всего в интересах коренного оседло-земледельческого таджикского народа. В результате увеличения продуктивности орошаемого земледелия, внедрения новых технических культур, строительства промышленных предприятий по первичной обработке продуктов сельского хозяйства, развития горной и нефтяной промышленности, железных дорог, создания целой промышленной инфраструктуры, в чем была заинтересована и Россия, в короткий срок изменяется застойный облик населенных пунктов региона. Происходил бурный рост и развитие исторических центров Средней Азии с ее коренным населением, в основном, из русских и таджиков. Состав рабочего класса промышленных предприятий, помимо русских, пополнялся представителями сельского и городского населения. Шел громадный наплыв отходников из горных районов в промышленные города, особенно Ферганской долины, где основную массу рабочих промышленных объектов и железнодорожных путей составляли таджики. Среди оседлого местного населения распространяется и европейская светская культура: образование, медицина, наука, искусство. Появляются культурно-просветительские центры по русскому образу и подобию. Таджики, наряду с традиционной одеждой, начинают носить и одежду европейского покроя.

С присоединением Средней Азии к России быстрыми темпами развивается промышленность, сельское хозяйство, дорожное строительство, осуществляются невиданные ранее научные исследования по всем отраслям знаний. Особенно это заметно в таких областях как история, этнография, география. Ведутся исследования природных богатств, флоры и фауны, ледников и водных ресурсов, археологических и этнографических данных края. Идет глубокое изучение письменных, исторических, культурных памятников таджикского народа, других народов Средней Азии. Но как для царской России в прошлом, так и в советское и постсоветское время, основное внимание и интересы отдавались экономическому использованию региона в целом.

И все же, несмотря на геополитический и экономический подход России к Средней Азии, особый интерес русских ученых к таджикскому народу проявляется в объективном исследовании его истории, этнографии, антропологии, археологии и письменных источников.

Подход русских востоковедов в изучении истории таджикского народа, особенно досоветского периода, выражается в соблюдении всех норм и правил научной этики и добросовестности. Для них были совершенно чужды понятия, которые возникли уже при советской власти, в частности, такие как фальсификация прошлой истории народов Средней Азии в угоду политической установке так называемой «дружбы народов» и «братских отношений», классового подхода и «интернационализма», от которых после распада Советского Союза не осталось и следа. Русские ученые в силу своей честности, порядочности, ответственности перед исторической наукой не могли ввести в заблуждение ни тех, кто интересовался историей народов Средней Азии, ни носителей и наследников истории, ни государственных чиновников всех рангов, ни население России и других стран.

Необходимо отметить, что и русские политики, государственные деятели, высокие военные саны, кроме русских ученых-востоковедов, не были заинтересованы в изучении этнической принадлежности народов Средней Азии. Для них было все равно, какого они происхождения, тюрко-монгольского или арийского, индоевропейского. Для них они представлялись как туземцы или как «басурманы». Завоевание и присоединение Средней Азии к России происходило по колониальному или мягко говоря, по капиталистическому принципу, а не в силу национально-освободительных соображений. И, тем не менее, для всех народов Средней Азии оно имело больше позитивный, чем негативный характер. Россия вложила в освоение и реконструкцию народного хозяйства Средней Азии больше, чем получила от этого какую, либо экономическую выгоду, кроме геополитического интереса.

Установление советской власти в Средней Азии после Октябрьской революции 1917 года происходило в самом начале под общим идейным лозунгом построения нового социального общества, а не на основе национально-освободительной идеи, хотя для таджиков оно стало национально-освободительным. Они были спасены от физического и духовного уничтожения. Национальная политика и решение национального вопроса появились после того, как стало ясно, что без решения национально-территориального вопроса и образования новых, хотя и зависимых от центра республик, невозможно нормальное централизованное управление Средней Азией.

Как бы то ни было, в любом случае в проигрыше оставались таджики. В период завоевания и присоединения Средней Азии к России, при формировании территориально-административных единиц, было создано прежде еще не существовавшее в Средней Азии административно-государственное образование - «Туркестанское генерал-губернаторство», состоящее из пяти отдельных областей. Этим названием сознательно, или по незнанию истории народов Средней Азии, провозглашалось, что здесь ранее жили или теперь живут лишь одни тюрки. Между тем, таджики вместе с сартами (отуреченные таджики) составляли большую часть населения Средней Азии. Так, многие территории и районы с компактно проживающим таджикским населением и города с абсолютным большинством таджиков, вошли в состав мифически образованного Туркестана. Это было первое, «топорное», ничем не обоснованное разделение, а точнее - искусственное и насильственное превращение таджиков в тюрков.

Второе «топорное разделение» происходит в результате геополитических интересов России и Англии и созданной ими в 1895 году разграничительно-территориальной линии «сферы влияния», которая проходила по реке Пяндж. Согласно ей левобережные земли реки Пяндж с таджикским населением отошли Афганистану. Таким образом, таджики этого региона насильственно были превращены, хотели они этого или нет, в афганцев.

И, наконец, третье «топорное разделение» в отношении таджикского народа, состоялось в советский период, а точнее в 1924 году. По мнению многих русских ученых с мировым именем, да и на наш взгляд, оно было и остается по-прежнему самым трагическим. В результате национально-территориального разделения и образования новых союзных и автономных республик и областей более двух миллионов компактно проживающих таджиков на своей исторической родине были насильственно включены в состав искусственно образованной Узбекской Советской Социалистической Республики и в кратчайший срок превращены в «узбеков».

Процесс превращения таджиков в «узбеков» продолжается и в настоящее время: это обосновано иным идеологическим антуражем, однако служит тем же геополитическим целям - региональной гегемонии Узбекистана.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что, несмотря на многие негативные, трагичные процессы в истории таджикского народа, в том числе в эпоху присутствия русских в Средней Азии (включая и советский период), Россия во многом препятствовала процессу физического уничтожения таджикского народа внутренними и внешними врагами. Яркий пример - события начала 1990-х годов, после развала СССР, и появления на территории Средней Азии самостоятельных государственных образований. Начавшаяся в Таджикистане гражданская война реально приблизила распад его на отдельные части и полное исчезновение с карты мира. Россия твердо и последовательно отстаивала единство и национальную независимость Республики Таджикистан. Таджикистану была оказана большая экономическая, военная и дипломатическая помощь. Она была и будет надежным стратегическим партнером и гарантом безопасности таджикского народа и его независимости.

В данный тематический сборник вошли материалы, посвященные истории социо-культурного взаимодействия между Таджикистаном и Россией на разных этапах истории, что, по-нашему мнению, послужит восстановлению нарушенных связей в гуманитарной сфере.

Поделиться: