Алексей Власов: Россия и Казахстан - проблемы образовательной интеграции.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Проблема образовательной интеграции чрезвычайно актуальна именно для современного этапа развития постсоветских государств, как отмечал в своем выступлении перед студентами Евразийского университета в Астане президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Экономика 21 столетия - это, прежде всего, экономика знаний. И уровень конкурентоспособности государств напрямую зависит от того, в какой степени, с точки зрения содержания и организации образовательного процесса, та или иная бывшая республика Советского Союза соответствует современным международным стандартам.
Алексей Власов: Россия и Казахстан - проблемы образовательной интеграции.

21 октября в Астане прошла выставка-презентация российских вузов. В рамках мероприятия состоялся круглый стол, посвещенный проблеме взаимодействия РК, РФ и стран-участниц ШОС в сфере международного образования. Редакция сайта публикует материалы выступлений участников обсуждения.

************************************************************************************

Проблема образовательной интеграции чрезвычайно актуальна именно для современного этапа развития постсоветских государств, как отмечал в своем выступлении перед студентами Евразийского университета в Астане президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Экономика 21 столетия - это, прежде всего, экономика знаний. И уровень конкурентоспособности государств напрямую зависит от того, в какой степени, с точки зрения содержания и организации образовательного процесса, та или иная бывшая республика Советского Союза соответствует современным международным стандартам.

Как совместить две, казалось бы, трудно сопоставимых тенденции? С одной стороны, движение в болонскую систему, вхождение в глобальный образовательный процесс, а с другой стороны, - сохранение тех уникальных характеристик на уровне высшей и средней школы, которые были свойственны советской образовательной модели.

В этом смысле и Россия, и Казахстан, и Таджикистан являются странами-приемницами тех неоспоримых достижений, которые были характерны именно для высшей советской школы.

Но есть еще одна сторона вопроса, связанная с тем, что в развитии образовательных моделей 21 столетия мы должны учитывать не только опыт, накопленный на Западе, но и пристально вглядываться на Восток, внимательно изучая те принципы и подходы, на которых строятся образовательные системы Китая, Японии, стран Юго-Восточной Азии.

Именно в этом сложном соединении принципиальных черт развития разных образовательных моделей, мы, в конечном счете, можем найти оптимальный ресурс для повышения собственной конкурентоспособности, а, следовательно, и для продвижения к инновационной экономике, основанной на знаниях и на высоком качестве образовательного процесса.

В настоящий момент интеграционные проекты в образовательной сфере с участием России, Казахстана, других Центрально-Азиатских государств развиваются в нескольких форматах. Это и Содружество независимых государств, это Шанхайская организация сотрудничества. Нет смысла перечислять все проекты, которые реализуются с разной степенью успешности, но которые направлены на решение главной задачи - формирования единого образовательного пространства.

Мне представляется, что стержнем этих интеграционных проектов является взаимовыгодная кооперация и сотрудничество между Россией и Казахстаном. В настоящий момент эту сферу взаимоотношений между нашими государствами можно однозначно охарактеризовать, как стратегическое партнерство через мобильность студентов, преподавателей, научных сотрудников, через развитие механизмов дистанционного обучения, через создание совместных образовательных программ, через информационную координацию, и, что не мало важно, через общую языковую среду. Наши государства во многом синхронизируют продвижения в болонскую систему через механизмы двусторонней и многосторонней эффективной кооперации.

Речь, в частности, идет о формировании единой информационной базы по образовательным проектам, об оптимизации нормативных и законодательных актов в сфере образования, с тем, чтобы полностью исключить ситуацию, когда получение диплома в России или Казахстане не признавалось работодателями или какими-либо бюрократическими структурами.

Однако двусторонние проекты - это только лишь часть усилий двух наших государств на пути формирования образовательных моделей, соответствующих новым вызовам начала 21 столетия. Необходимо уделять особое внимание таким стратегически важным проектам, к числу которых, например, относится Университет ШОС. Идея этого университета на протяжении нескольких лет активно обсуждается в самых различных форматах. Это и министерства образования, это Деловой совет и Секретариат ШОС, это межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества. Общие принципы формирования этой интеграционной образовательной структуры находятся еще на стадии разработки, на уровне обсуждения концепции, модели университета ШОС, в определении перечня тех специальностей, по которым будет вестись подготовка в этой образовательной структуре. Но, прежде, важно понять, в чем значимость этого проекта для России, Казахстана, Таджикистана или Киргизии. Таких факторов достаточно много, но принципиально важны, как мне представляется, два.

Во-первых, ШОС - это синтез уникальных культур, что зафиксировано и в уставе организации. Взаимообогащение на уровне содержательной составляющей образовательного процесса, формирование полилингвистической среды в процессе обучения - это не только прикладная задача для решения текущих вопросов, но это, прежде всего, важнейшая политическая и идеологическая миссия. Об этом говорил и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на втором Форуме творческой и научной интеллигенции стран Содружества. «Наши культурные, научные и просто человеческие связи имеют глубокие корни, они опираются на богатые традиции и опыт наших народов. Необходимость дальнейшего развития гуманитарных, образовательных связей, укрепление взаимопонимания и дружбы приобретает все большую актуальность в связи с ростом экономического потенциала наших государств».

Второй важнейший аспект связан с тем, что на повестке дня стоит вопрос о дальнейшем развитии инструментов образовательной мобильности. В рамках ШОС свободное перемещение преподавателей и студентов, взаимное признание дипломов - это очень мощный ресурс для кооперации, взаимовыгодного сближения позиций на всех направлениях политического, экономического, социо-культурного взаимодействия. В конечном счете, это и создание базы для подготовки новой элиты, которая, благодаря университету ШОС, будет говорить на общем языке, а, точнее сказать, на трех языках, которые могут стать базовыми для этой образовательной структуры.

Конечно, далеко не все вопросы в настоящий момент решены и учтены в рамках обсуждаемых проектов. Тот же вопрос о модели организации университета ШОС, как учебного заведения, о тех языках, на которых будет вестись преподавание в нем - все это, конечно, открытые вопросы. Пока же, ясно, что главными направлениями могут и должны стать IT-технологии, регионоведение, а сама структура будет иметь формат сетевого университета.

Действительно, многие вопросы все еще остаются открытыми. И, конечно, хотелось бы, чтобы университет ШОС не постигла участь некоторых других проектов, реализуемых в рамках различных интеграционных структур. Эти неудачи были связаны с тем, что возникли очевидные противоречия между важностью поставленных стратегических задач и очевидной недостаточностью ресурсов на их реализацию.

Искренне верю, что именно российско-казахстанское сотрудничество в образовательной сфере станет мотором для превращения этого проекта и других проектов из виртуальной идеи в реально существующие учебные заведения с четко сформулированными целями, задачами и ресурсами для их реализации.

Поделиться: