Ильгар Велизаде. Россия–Турция: тактический союз или стратегическое партнерство?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сближение двух стран сказалось и на процессе урегулирования целого комплекса региональных проблем, вызванных конфликтом вокруг Нагорного Карабаха. Диалог между Анкарой и Ереваном, начатый в сентябре, активно поддержанный Москвой и с пониманием встреченный в Баку, нашел свое продолжение в последующих встречах и консультациях лидеров стран региона. Предложения президента России Дмитрия Медведева руководителям Азербайджана и Армении встретиться в Москве для обсуждения путей урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, стало возможным не в последнюю очередь благодаря усилиям Анкары. Активность Москвы в этом вопросе Анкару не смущает. Главное – результат. Турецкие политики прямо заявляют, что турецко-российское сближение может непосредственно отразиться на решении этого застарелого очага напряженности.
Ильгар Велизаде.  Россия–Турция: тактический союз или стратегическое партнерство?

Россия-Турция: тактический союз или стратегическое партнерство?

На конец октября - начало ноября запланирован визит президента Турции Абдуллы Гюля в Москву РИА Новости.

15:14 24/10/2008

Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан) - для РИА Новости.

На конец октября - начало ноября запланирован визит президента Турции Абдуллы Гюля в Москву. Избегая каких-либо превосходных оценок, таких как «новая веха сотрудничества» или «исторический визит», в то же время трудно не назвать вояж турецкого президента исключительно важным. Причем не только для двух стран, но и для региона в целом.

Предложение Турции по созданию Пакта мира на Кавказе стало лишь поводом для того, чтобы активно заявить о своем желании играть более активную роль в мировой политике. Это единственная страна НАТО, которая граничит сразу с двумя горячими точками планетарного масштаба - Ираком и Грузией. Не использовать такое положение в выгодном для себя аспекте было бы большой оплошностью. На берегах Босфора это отчетливо понимают. Поэтому сегодня Турция предпринимает серьезные шаги, чтобы использовать исторический шанс и заявить о себе не просто как о региональной державе, но показать себя в качестве важного звена в международной системе безопасности.

Для достижения своих внешнеполитических амбиций Анкара демонстрирует большую гибкость. В этой связи сближение позиций Турции и России по ряду принципиальных вопросов международной политики обращает на себя особое внимание. Для того чтобы найти подход к решению узловых проблем, нужен не просто диалог, но диалог с прицелом на конкретные результаты.

Одним словом, пришло время договариваться. Москва и Анкара поняли это своевременно. Неслучайно взвешенная позиция Турции в ходе и после «пятидневной войны» на Кавказе позволила избежать более тяжелых последствий, которые могли бы возникнуть для стран региона, в случае если бы Анкара все же решилась принять сторону Тбилиси.

Долгосрочные интересы Турции и России на Кавказе совпадают. Это демонстрирует и степень политических контактов руководителей двух стран, и интенсификация диалога по ряду важнейших направлений региональной и международной политики.

Сближение двух стран сказалось и на процессе урегулирования целого комплекса региональных проблем, вызванных конфликтом вокруг Нагорного Карабаха. Диалог между Анкарой и Ереваном, начатый в сентябре, активно поддержанный Москвой и с пониманием встреченный в Баку, нашел свое продолжение в последующих встречах и консультациях лидеров стран региона. Предложения президента России Дмитрия Медведева руководителям Азербайджана и Армении встретиться в Москве для обсуждения путей урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, стало возможным не в последнюю очередь благодаря усилиям Анкары. Активность Москвы в этом вопросе Анкару не смущает. Главное - результат. Турецкие политики прямо заявляют, что турецко-российское сближение может непосредственно отразиться на решении этого застарелого очага напряженности.

Между тем политическое сближение Москвы и Анкары неоднозначно оценивается в Европе, а больше всего - за океаном. Есть и такие суждения, что Анкара должна будет сделать выбор: с кем и в какую игру она собирается играть.

На анатолийских холмах на сей счет есть свое мнение. Здесь всегда рассматривали соблюдение собственных интересов в качестве основы внешней политики, и изменять этому принципу Турция не торопиться. Даже такое важное событие, как избрание Турции непостоянным членом СБ ООН (впервые с 1962года), не внесло коррективы в осуществлении страной своего внешнеполитического курса. Это подтвердил недавно министр иностранных дел этой страны Али Бабаджан, добавив, что Турция не откажется от своей позиции по кипрскому вопросу, и продолжит говорить то же самое по кавказской проблеме.

Возвращаясь к визиту президента Турции в Москву, следует отметить, что хотя политическая составляющая двухсторонних отношений и является превалирующей, достаточно высок также уровень торгово-экономических отношений. Так, в последние годы Россия устойчиво занимает второе место (после ФРГ) во внешнеторговом обороте Турции. Обращает внимание объем и характер двусторонних инвестиций.

Турецкие инвестиции в российскую экономику в 2007 г. составили около 3,9 млрд. долл. Капиталы были направлены на развитие пищевой, стекольной, электронной, электротехнической, деревообрабатывающей отраслей промышленности, в производство строительных материалов, бытовой химии, а также сферу услуг, торговлю, туристический и банковский секторы.

В настоящее время крупнейшим инвестиционным проектом с российской стороны остается область мобильной связи Турции - напомним о приобретении российской компанией «Альфа Телеком» 13,2 % акций сотового оператора «Тюрксел» на сумму 3,2 млрд. долл. В последнее время также начал проявляться интерес со стороны российских компаний к инвестированию и в другие отрасли экономики Турции, в том числе в топливно-энергетическую, в черную металлургию и производство строительных материалов.

Установлению и укреплению прямых деловых связей с регионами России содействует Российско-турецкий деловой совет, в котором участвуют 36 российских регионов и свыше 150 турецких компаний и фирм.

Конечно, в условиях мирового экономического кризиса картина инвестиционного сотрудничества может измениться, однако, говорить о свертывании инвестиционных проектов или потере взаимного интереса предпринимателей двух стран говорить не приходится.
Ярким подтверждением этому может служить Первый международный экономический форум по Европе и Центральной Азии, который пройдет в Стамбуле 30 октября - 1 ноября текущего года. В качестве одного из сопредседателей на этом форуме выступит глава Сбербанка Герман Греф. Вообще российская делегация является одной из самых представительных. Не исключено, что именно этот форум поможет найти ответы на вопросы как будет развиваться двустороннее торгово-экономическое сотрудничество, и какие тенденции будут определять его характер.

Многие века Россия и Турция были соперниками. Часто это соперничество приводило к длительным войнам. Амбиции двух государств подпитывались идеологией национальной исключительности... Но сегодня, когда привычные представления и стереотипы уступают место рациональным схемам и прагматическим подходам, диктуемым политикой реализма, уровень взаимоотношений, часто определяемый как тактический союз, на глазах превращается в стратегическое партнерство. Насколько интенсивно идет этот процесс и призван продемонстрировать визит турецкого президента в российскую столицу.

Поделиться: