М. Рахимов: Проблемы многосторонних межгосударственных отношений в Центральной Азии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Многосторонние межгосударственные отношения стали важным аспектом международных отношений XX-XXI веков. С распадом СССР в 1991 году с поли­­тической карты мира исчезло государство, на месте которого образовались пят­­надцать независимых государств. Практически все они с момента обра­зова­ния начинают процесс фор­ми­рования национальной государственности, раз­ра­бот­ки стратегии развития, сво­его места в региональ­ных и глобальных про­цес­сах. Объективные условия и необходимость много­сто­рон­не­го сот­руд­­­ничес­тва требовали от новых независимых стран поиска но­­вых форм взаи­моотношений и кооперации между ними в различных об­лас­тях экономики, политики, куль­ту­ры. В результате стра­­ны Центральной Азии ини­ции­ро­ва­ли создание Организации Центральноазиатского Сот­руд­ни­чества, вместе с другими рес­публики стали соучредителями Сод­­ру­жества Независимых Го­су­­­­дарств, ЕврАзЭС и Шан­хай­ской организа­ции сотрудничества и ря­да дру­гих регио­наль­ных органи­заций.
М. Рахимов: Проблемы многосторонних межгосударственных отношений в Центральной Азии

(Рахимов М.А. - к.и.н. Зав. Отделом «Современной истории и международных отношений» Института Истории АН Руз)

Многосторонние межгосударственные отношения стали важным аспектом международных отношений XX-XXI веков. С распадом СССР в 1991 году с политической карты мира исчезло государство, на месте которого образовались пятнадцать независимых государств. Практически все они с момента образования начинают процесс формирования национальной государственности, разработки стратегии развития, своего места в региональных и глобальных процессах.

Объективные условия и необходимость многостороннего сотрудничества требовали от новых независимых стран поиска новых форм взаимоотношений и кооперации между ними в различных областях экономики, политики, культуры. В результате страны Центральной Азии инициировали создание Организации Центральноазиатского Сотрудничества, вместе с другими республики стали соучредителями Содружества Независимых Государств, ЕврАзЭС и Шанхайской организации сотрудничества и ряда других региональных организаций.

Процесс региональной кооперации и интеграции в Центральной Азии начался в начале 90-гг прошлого века. Его целью было восстановление разваливающихся хозяйственных связей, ускорение реформирования экономик и вхождение в мировое хозяйство. Как известно, страны Центральной Азии имеют культурно-историческую и территориальную общность, занимаются совместной эксплуатацией водохозяйственных и региональных объектов, обеспечением энергоресурсами, что и определяет необходимость всесторонней интеграции. Остается единым комплекс проблем региональной безопасности. В результате, в 1992 г. страны Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан создали межгосударственную структуру - Центральноазиатское региональное сотрудничество (ЦАРС), в 1994 г. заключен договор о создании единого экономического пространства между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном, а в 1995 г. начала свою работу Программа экономической интеграции Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана на период до 2000 г. В 1998 г. эта структура была названа «Центральноазиатское экономическое сообщество». В феврале 2002 г. на встрече Президентов Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана была официально создана Организация Центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС).

Однако в рамках ОЦАС существовал ряд проблем. В частности в течение более чем 10 лет главами центральноазиатских государств было подписано свыше 200 документов в рамках интеграции, однако многие из них до сих пор так и остаются не реализованными. К числу нереализованных можно отнести и соглашение о единой экономической зоне (1994 г.) и стратегическую программу экономического развития среднеазиатского региона до 2005 г. (2000г.). Также остается разносторонним подход к использованию водных ресурсов Центральной Азии. Стремление Таджикистана и Кыргызстана использовать водно-энергетические ресурсы Сырдарьи и Амударьи только в своих интересах создают неудобства для Узбекистана и Казахстана. По сути между странами Центральной Азии не происходит значительного и своевременного обмена информацией. Решение этих и других проблем позволило бы ускорить экономическую и политическую интеграцию стран региона.

Учитывая недостаточный уровень сотрудничества стран ОЦАС, следует считать вполне закономерным решение глав государств-членов Организации Центрально-Азиатского сотрудничества на саммите в Петербурге 7 октября 2005 года об интеграции этой организации в ЕврАзЭС. По мнению Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, объединение «снимает дублирование, сокращает затраты и в финансовой области, и затраты времени президентов, и полностью отвечает интересам этих стран» [1] . Как отмечает Президент Ислам Каримов, все государства региона должны понимать, что вопросы интеграции необходимо ставить на этапной основе - от простого к более сложному.

По утверждению Генерального Секретаря ЕвроАзЭС Г.Рапоты совершенно очевидно желание Узбекистана развивать отношения как с соседями, так и мировым сообществом. Все это говорит о том, что позиция ЕврАзЭС со вступлением Узбекистана значительно усилится [2] .

Объединение «Организации Центральноазиатского сотрудничество» с «Евраазийским экономическим сообществом» (ЕврАзЭС), способно дать импульс полноценному экономическому развитию стран Центральной Азии и существенно поднять уровень жизнь населения. Достижение вышеуказанных целей предполагается осуществить в ближайшем будущем в три этапа, включая формирование Таможенного союза и принятие единой системы транспортных тарифов; создание Зоны свободной торговли и Евразийского общего рынка. Безусловно, задача поэтапного формирования Общего рынка стран ЕвроАзЭС имеет все шансы на успешное осуществление, поскольку наблюдается устойчивая тенденция к интенсификации сотрудничества государств ЕврАзЭС в таких важных сферах, как региональная безопасность, эффективное использование водно-энергетических ресурсов, создание общерегиональной инфраструктуры транспортной системы, торгово-экономических и гуманитарно-культурных отношений.

Вместе с тем были высказаны новые интеграционные инициативы, в частности в 2005 году Президент Казахстана Н.Назарбаев предложил создать «Союз Центральноазиатских государств». Данное предложение было повторно озвучено в 2007 году. Однако эта инициатива не получила поддержки других стран региона. Президент Узбекистана Ислам Каримов во время своего визита в Казахстан в апреле 2008 г. предложил создать зону свободной торговли между Казахстаном и Узбекистаном. Президент Кыргызстана предложил создать двойственный союз между Кыргызстаном и Казахстаном, однако по данному предложению не были заключено договоренностей.

Другой важной региональной организацией на Евразийском пространстве является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Следует заметить, что Шанхайский процесс сотрудничества начался с образованием в 1996 году Россией, Китаем, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном организации «Шанхайская пятерка», которая переформатировалась в «Шанхайскую организацию сотрудничества» на встречи в Шанхае в июне 2001 г. включив в себя Узбекистан. К настоящему времени общая площадь государств-членов ШОС составляет около 30 млн. кв. км., что составляет 3/5 площади Евразии, а население - 1.5 млрд. человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара [3] . С получением Ираном, Индией и Пакистаном статусу наблюдателей на Ташкентском саммите ШОС в июле 2005 года диапазон географического, демографического, экономического и политического веса организации значительно расширился.

За годы своего существования данная организация прошла несколько этапов и претерпела существенные изменения [4] . За короткий исторический период ШОС совершила определенную качественную и количественную эволюцию, в ходе которой обозначились приоритеты организации, сформировались ее цели и задачи. Важно и то, что к настоящему времени членами и наблюдателями ШОС являются четыре державы, обладающие ядерным оружием, а две страны - Россия и Китай - являются постоянными членами Совета Безопасности ООН.

Говоря о целях ШОС, следует отметить, что, безусловно, каждая их стран заинтересована в защите прежде всего своих национальных интересов. Но с другой стороны имеются общие вызова и угрозы безопасности стран-членов ШОС, что требует координации усилий и действий в области безопасности. Как верно отметил Президент Узбекистана Ислам Каримов: «Шанхайская организация сотрудничества является первой международной организацией, четко обозначившей в качестве главного приоритета борьбу с «угрозами нового поколения» - терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и наркоагрессией» [5] .

В то же время в разках ШОС стали развиваться другие направления, в частности, экономическое сотрудничество, сотрудничество в сфере транспорта и коммуникаций, в области культуры и науки.

Результаты проведенного нами социологического опроса и интервьюирования специалистов стран Центральной Азии и России показали, что большинство экспертов (90%) рассматривают ШОС как наиболее успешную организацию в Евразии [6] .

За короткий период ШОС наладил контакты с ЕС, ОБСЕ, АСЕАН и другими международными и региональными организациями. В частности налажено сотрудничество с организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), с Антитеррористическим центром СНГ. Все это позволит государствам-членам ШОС более эффективно противодействовать «трем силам зла» современности - терроризму, сепаратизму и экстремизму.

В месте с тем, существует определенные проблемы в развитие ШОС. В частности, не выполняются всеми странами принятые соглашения, не выработан механизм принятия новых членов. Однако необходимо учитывать, что организация является относительно молодой, и недостатки могут быть устранены в ближайшем перспективе. Также, ШОС необходимо изучить опыт интеграционных процессов в других частях мира, в частности опыт Европейского Союза, Северной Америке (НАФТА) и Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Следует заметить, что за последние 15 лет межгосударственного сотрудничества в Центральной Азии был реализован ряд крупных проектов. В частности, в 1996 г. запущена железнодорожная линия Теджен-Серахс-Мешхед-Бендер-Аббас, связавшая железнодорожную систему стран региона с иранскими портами в Персидском Заливе. Строительство автомобильной дороги Ташкент-Андижан-Ош, Сарыташ-Иркештам способствует интенсификации экономического сотрудничества между Центральной Азией и Китаем. Данные проекты будут способствовать двухстороннему и многостороннему сотрудничеству в рамках ШОС и ЭКО.

Таким образом, многосторонние отношения в Центральной Азии являются важным аспектом межгосударственного многостороннего и международного сотрудничества в регионе. Однако эффективность региональных организаций по ряду объективных и субъективных причин неодинакова. Так, если ЕврАзЭС и ШОС оказались успешными в институциональном развитии и в реализации некоторых проектов, то ОЦАС оказалась в целом бездейственной. Безусловно, в анализе региональных процессов сотрудничества мы также должны учитывать геополитическую обстановку в Евразии в целом, которая характеризуется также обострением отношений между ведущими странами.

В перспективе перед ЕврАзЭС, ШОС и другими организациями могут открыться новые возможности экономического сотрудничества и интеграции. Для этого необходима реализация стратегических, крупномасштабных и долгосрочных региональных проектов в различных областях экономического, коммуникационного, гуманитарного сотрудничества.

Как известно, ситуация в Афганистане является ключевым аспектом безопасности всей Центральной Азии. Несмотря на то что в настоящее время операция в Афганистане проводится под командованием НАТО, существенных изменений не наблюдается, наоборот, ситуация усложняется. Движение Талибан активизировалось, а центральная власть не контролирует ситуацию. Одной из важных проблем в стабилизации Афганистана является отсутствие четкой международной кооперации между ведущими государствами, региональными и международными организациями.

В апреле этого года на саммите НАТО в Бухаресте был высказан ряд предложений, среди которых было и предложение главы Узбекистана И.Каримова о возобновление и расширение мирной инициативы Узбекистана «6+2» с включением туда НАТО. Данная инициатива позволит объединить усилия США, России, Ирана, Узбекистана и других стран соседей, Правительство Афганистана, международных организаций ООН, ОБСЕ, НАТО по поиску совместных действий по стабилизации Афганистана. Следует отметить, что в формате «6+3» также планируется участие Туркменистана, который не является членом ОДКБ или ШОС, но играет важную роль в транспортировке грузов в Афганистан. Также необходимо выработать конкретные предложения по совместным действиям, поскольку решение проблем Афганистана без активного участия стран соседей Афганистана просто невозможно.

Дальнейшие консультации по Афганистану будут полезными в выработке новых подходов к политическому и экономическому развитию всего региона.

Крупнейшим международно-политическим, военно-политическим организациям как НАТО, ЕС, ОБСЕ следует расширить сотрудничество со странами соседями Афганистана и региональными организациями - ОДКБ, ШОС. Вместе с тем самим ОДКБ и ШОС необходимо выработать четкую стратегию по Афганистану. [7]

Для расширения сотрудничества между странами ЦА, ведущими государствами, региональными и международными организациями по проблемам Афганистана и Центральной Азии необходимо следующее:

  • Афганистан является ключевым аспектом региональной и глобальной безопасности. Страны региона и сам Афганистан наиболее заинтересованы в стабилизации, и мировому сообществу необходимо работать в сотрудничестве с ними.
  • Одним из важных механизмов реализации данного партнерства может стать предложение о возобновление и расширение мирной инициативы Узбекистана «6+2» с включением туда НАТО и превращением ее в «6+3»;
  • Международные проекты должны быть реализованы с активным включением и участием стран-соседей Афганистана;
  • Международным организациям необходимо отойти от двойных стандартов по отношению к ЦА и выработать более четкую и реалистичную стратегию;
  • Международным донорам необходимо увеличение гуманитарной помощи Афганистану. В этом процессе важным будет использование коммуникационной инфраструктуры стран соседей;
  • ЕС, НАТО, ОБСЕ и другие организации должны установить тесные контакты и создать условия для реализации совместных проектов с СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ЭКО по проблемам и стабильному развитию Афганистана и Центральной Азии.

В заключение хотелось бы отметить, что дальнейшее увеличение политического, военного и экономического сотрудничества ЕС, НАТО и других международных институтов со странами ЦА будет иметь важное значение в обеспечение безопасности и стабильного развития всего региона. Для этого необходимо выработка четкой стратегии в отношении Центральной Азии всеми действующими акторами.

[1] Организация Центрально-Азиатского сотрудничества будет интегрирована в ЕврАзЭС

ИА Фергана.Ру, Интерфакс, 07.10.2005 http://www.ferghana.ru/

[2] http://www.centrasia.ru/ Г.Рапота: "С какими замыслами вступает Узбекистан в ЕврАзЭС" (интервью в Ташкенте).

[3] http://www.sectsco.org/

[4] Mirzokhid Rakhimov, Трансформация ШОС в условиях геополитических изменений в Центральной Азии. // Общественное мнение и права человека. 2006. №4 стр. 16-23.

[5] Народное слово. 18 июля 2004.

[6] Mirzokhid Rakhimov, Трансформация ШОС в условиях геополитических изменений в Центральной Азии. // Общественное мнение и права человека. 2006. №4 стр. 16-23.

[7] А.Власов. ШОС и стратегия безопасности в центрально-азиатском регионе: проблемы и перспективы Россия-Узбекистан: история и современность. Ж. «ЕвроАзия» №3. стр. 80.

Поделиться: