Россия, Москва

info@ia-centr.ru

М. Рахимов: Проблемы многосторонних межгосударственных отношений в Центральной Азии

24.10.2008

Автор:

Теги:
 

(Рахимов М.А. - к.и.н. Зав. Отделом «Современной истории и международных отношений» Института Истории АН Руз)

 

Многосторонние межгосударственные отношения стали важным аспектом международных отношений XX-XXI веков. С распадом СССР в 1991 году с поли­­тической карты мира исчезло государство, на месте которого образовались пят­­надцать независимых государств. Практически все они с момента обра­зова­ния начинают процесс фор­ми­рования национальной государственности, раз­ра­бот­ки стратегии развития, сво­его места в региональ­ных и глобальных про­цес­сах.

Объективные условия и необходимость много­сто­рон­не­го сот­руд­­­ничес­тва требовали от новых независимых стран поиска но­­вых форм взаи­моотношений и кооперации между ними в различных об­лас­тях экономики, политики, куль­ту­ры. В результате стра­­ны Центральной Азии ини­ции­ро­ва­ли создание Организации Центральноазиатского Сот­руд­ни­чества, вместе с другими рес­публики стали соучредителями Сод­­ру­жества Независимых Го­су­­­­дарств, ЕврАзЭС и Шан­хай­ской организа­ции сотрудничества и ря­да дру­гих регио­наль­ных органи­заций.

Процесс региональной кооперации и интеграции в Центральной Азии нача­лся в начале 90-гг прошлого века. Его целью было восстановление раз­ва­ли­ваю­щих­ся хозяйственных свя­зей, ускорение реформирования экономик и вхож­де­ние в ми­ро­вое хозяйство. Как известно, страны Центральной Азии имеют культурно-историческую и тер­ри­то­риальную общность, занимаются совместной эксплуатацией водо­хозяй­ствен­ных и региональных объектов, обеспечением энергоресурсами, что и определяет необходимость всесторонней интег­рации. Остается единым комплекс проблем региональной безопасности. В результате, в 1992 г. стра­ны Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Тад­жи­кис­тан и Турк­менис­тан соз­дали межгосударственную структуру - Цент­раль­но­а­зиа­т­­­ское региональное сот­руд­ничес­тво (ЦАРС), в 1994 г. заключен до­говор о создании еди­но­го эко­номического пространства между Казах­ста­ном, Узбекис­таном и Кыргызстаном, а в 1995 г. начала свою работу Программа эконо­мичес­кой интеграции Узбе­кис­тана, Ка­зах­ста­на и Кыр­гызстана на период до 2000 г. В 1998 г. эта струк­ту­ра была названа «Цен­траль­но­азиат­ское эко­номическое сообщество». В фев­ра­ле 2002 г. на встрече Президентов Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Тад­­жикис­тана была официально создана Организация Централь­ноазиатского сот­руд­ни­чес­тва (ОЦАС).

Однако в рамках ОЦАС существовал ряд проблем. В частности в течение более чем 10 лет главами центральноазиатских государств было под­пи­сано свыше 200 документов в рамках ин­те­грации, однако многие из них до сих пор так и остаются не реа­лизованными. К числу нереа­лизо­ванных можно отнести и сог­ла­шение о единой экономической зоне (1994 г.) и стра­тегическую программу экономического развития среднеа­зиат­ско­го ре­гио­на до 2005 г. (2000г.). Также остается разносторонним подход к использованию водных ресурсов Центральной Азии. Стрем­­ление Таджикистана и Кыргызстана использовать водно-энергетические ресурсы Сырдарьи и Амударьи только в своих инте­ресах соз­да­ют неудобства для Узбекистана и Казахстана. По сути между странами Цен­траль­ной Азии не происходит значительного и своевременного об­мена ин­фор­мацией. Решение этих и других проблем позволило бы уско­рить эко­но­ми­чес­кую и поли­тичес­кую интеграцию стран региона.

Учитывая недостаточный уровень сотрудничества стран ОЦАС, следует считать вполне зако­номерным решение глав государств-членов Организации Центрально-Азиатского сот­руд­ничества на саммите в Петербурге 7 октября 2005 года об интеграции этой организации в ЕврАзЭС. По мне­нию Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, объединение «снимает дублирование, сок­ра­ща­­ет затраты и в финансовой области, и затраты времени президентов, и пол­нос­тью отве­ча­ет интересам этих стран»[1]. Как отмечает Президент Ис­лам Кари­мов, все государства региона должны понимать, что вопросы ин­те­гра­ции необходимо ставить на этап­ной основе - от простого к бо­лее сложному.

По утверждению Генерального Секретаря ЕвроАзЭС Г.Рапоты совершенно очевидно желание Узбекистана развивать отношения как с соседями, так и мировым сообществом. Все это говорит о том, что позиция ЕврАзЭС со вступлением Узбекистана значительно усилится[2].

Объеди­нение «Организации Центральноазиатского сотрудничество» с «Евраазийским экономическим сообществом» (ЕврАзЭС), способно дать импульс полноценному экономическому развитию стран Центральной Азии и существенно поднять уровень жизнь населения. Достижение выше­ука­зан­ных целей предполагается осуществить в ближайшем будущем в три этапа, включая формирование Таможенного союза и принятие единой системы транспортных тарифов; создание Зоны свободной торговли и Евразийского общего рынка. Безусловно, задача поэтап­ного формирования Общего рынка стран ЕвроАзЭС имеет все шансы на успешное осуществление, поскольку наблюдается устойчивая тенденция к интенсификации сотрудничества государств ЕврАзЭС в таких важных сферах, как региональная безопасность, эф­фек­тивное использование водно-энергетических ресурсов, создание обще­регио­нальной инфраструктуры транспортной системы, торгово-экономических и гума­ни­тарно-культурных отношений.

Вместе с тем были высказаны новые интеграционные инициативы, в частности в 2005 году Президент Казахстана Н.Назарбаев предложил создать «Союз Центральноазиатских государств». Данное предложение было повторно озвучено в 2007 году. Однако эта инициатива не получила поддержки других стран региона. Президент Узбекистана Ислам Каримов во время своего визита в Казахстан в апреле 2008 г. предложил создать зону свободной торговли между Казахстаном и Узбекистаном. Президент Кыргызстана предложил создать двойственный союз между Кыргызстаном и Казахстаном, однако по данному предложению не были заключено договоренностей.

Другой важной региональной организацией на Евразийском пространстве является Шанхайская организация сотруд­ни­чества (ШОС). Следует заметить, что Шанхайский процесс сотрудничества начался с образованием в 1996 году Россией, Китаем, Казахстаном, Кыр­гызс­таном и Тад­жи­кис­таном организации «Шанхайская пятерка», которая переформатировалась в «Шанхайскую организацию сотруд­ни­чества» на встречи в Шанхае в июне 2001 г. включив в себя Узбекистан. К настоящему времени общая площадь госу­дарств-членов ШОС составляет около 30 млн. кв. км., что составляет 3/5 площади Евразии, а население - 1.5 млрд. человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара[3]. С получением Ираном, Индией и Пакистаном статусу наблюдателей на Ташкентском саммите ШОС в июле 2005 года диапазон географического, демографического, экономического и политического веса организации значительно расширился.

За годы своего существования данная организация прошла несколько этапов и претерпела существенные изменения[4]. За короткий исторический пе­ри­од ШОС совершила определенную качественную и количественную эволюцию, в ходе которой обозначились приоритеты организации, сфор­миро­вались ее цели и за­дачи. Важно и то, что к настоящему времени членами и наб­лю­да­те­лями ШОС являются четыре державы, обладающие ядерным оружием, а две страны - Россия и Китай - являются постоянными членами Совета Безопасности ООН.

Говоря о целях ШОС, следует отметить, что, безусловно, каждая их стран заинтересо­ва­на в защите прежде всего своих национальных интересов. Но с дру­гой стороны имеются об­щие вызова и угрозы безопасности стран-членов ШОС, что требует координации уси­лий и действий в области безопасности. Как вер­­но отметил Президент Узбекистана Ислам Каримов: «Шанхайская орга­низация сотрудничества является первой международной организацией, четко обозначившей в качестве главного приоритета борьбу с «угрозами нового поколения» - терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и наркоагрессией»[5].

В то же время в разках ШОС стали развиваться дру­гие направления, в частности, экономическое сотрудничество, сотрудничество в сфере транспорта и коммуникаций, в области культуры и науки.

Резуль­таты проведенного нами социологического опроса и интервьюирования специалистов стран Центральной Азии и России показали, что боль­шин­ство экспертов (90%) рас­смат­ри­вают ШОС как наиболее успешную организацию в Евра­зии[6].

За короткий период ШОС наладил контакты с ЕС, ОБСЕ, АСЕАН и другими междуна­род­ными и региональными организациями. В частности нала­же­но сотрудничество с организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), с Антитеррори­стическим цен­тром СНГ. Все это позволит госу­дар­ствам-членам ШОС более эффективно противодей­ствовать «трем силам зла» сов­­ре­менности - терроризму, сепаратизму и экстремизму.

В месте с тем, существует определенные проблемы в развитие ШОС. В частности, не выполняются всеми странами принятые соглашения, не выра­бо­тан механизм принятия новых членов. Однако необходимо учитывать, что орга­низация является относительно молодой, и не­достатки могут быть устранены в бли­жайшем перспективе. Также, ШОС необходимо изу­чить опыт интег­рацион­ных процессов в дру­гих частях мира, в частности опыт Европейского Союза, Северной Америке (НАФТА) и Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Следует заметить, что за последние 15 лет межгосударственного сот­руд­ни­чес­тва в Центральной Азии был реализован ряд крупных проектов. В частности, в 1996 г. запущена железнодорожная линия Теджен-Серахс-Мешхед-Бендер-Аббас, связавшая железнодорожную систему стран региона с иранскими портами в Персидском Заливе. Строительство автомобильной дороги Ташкент-Андижан-Ош, Сарыташ-Иркештам способствует интен­сифи­ка­­ции экономического сотрудничества между Центральной Азией и Китаем. Дан­ные проекты будут способствовать двухстороннему и многостороннему сот­рудничеству в рамках ШОС и ЭКО.

Таким образом, многосторонние отношения в Центральной Азии являются важным аспектом межгосударственного мно­го­сто­рон­него и меж­дуна­родного сот­руд­ни­чества в регионе. Однако эффек­тив­ность региональных организаций по ряду объективных и субъективных причин неодинакова. Так, если ЕврАзЭС и ШОС оказались успешными в инсти­туцио­­нальном развитии и в реа­ли­за­ции неко­то­рых проектов, то ОЦАС оказалась в целом бездейственной. Безус­ловно, в анализе регио­нальных процессов сот­руд­ничес­тва мы также должны учитывать геопо­лити­чес­кую обстановку в Евразии в це­лом, которая характеризуется также обострением отношений между ведущими странами.

В перспективе перед ЕврАзЭС, ШОС и другими организациями могут открыться но­вые возможности эко­номи­ческого сотрудничества и интеграции. Для этого необ­ходима реали­зация стратегических, круп­номасштабных и долгосрочных региональных проек­тов в различных областях экономического, коммуникационного, гума­нита­рного сотрудничества.

Как известно, ситуация в Афганистане является ключевым аспектом безо­пасности всей Цен­траль­­ной Азии. Несмотря на то что в настоящее время операция в Афга­­нистане проводится под командованием НАТО, существенных изменений не наблюдается, наоборот, ситуация услож­ня­ется. Дви­же­ние Тали­бан активизировалось, а центральная власть не кон­тро­ли­рует ситуацию. Одной из важных проблем в стабилизации Афганистана является отсут­ствие четкой международной коо­пера­ции между ведущими государствами, региональными и меж­дународными организациями.

В апреле этого года на саммите НАТО в Бухаресте был высказан ряд предложений, среди которых было и предложение главы Узбекистана И.Кари­мо­ва о возобновление и рас­шире­ние мирной инициативы Узбекистана «6+2» с включением туда НАТО. Данная инициатива позволит объединить усилия США, России, Ирана, Узбекистана и других стран соседей, Правительство Афганистана, меж­дуна­­родных организаций ООН, ОБСЕ, НАТО по поиску совместных действий по стабилизации Афга­нистана. Следует отметить, что в формате «6+3» также планируется участие Туркменистана, который не является членом ОДКБ или ШОС, но играет важ­ную роль в транспортировке грузов в Афганистан. Также необходимо выработать кон­крет­ные пред­ло­же­ния по совместным действиям, поскольку решение проблем Афга­нис­та­на без ак­тивного учас­тия стран соседей Афганистана просто невозможно.

Дальнейшие консультации по Афганистану будут полезными в выработке но­вых подходов к политическому и экономическому развитию все­го региона.

 Крупнейшим международно-политическим, военно-политическим организациям как НАТО, ЕС, ОБСЕ следует расширить сот­­руд­ничество со странами сосе­дями Афганиста­на и региональными организациями - ОДКБ, ШОС. Вместе с тем самим ОДКБ и ШОС необходимо выработать четкую стратегию по Афганистану.[7]

Для расширения сотрудничества между странами ЦА, ведущими госу­дар­ствами, регио­­­наль­ными и международными организациями по проблемам Афганистана и Централь­ной Азии необходимо следующее:

  • Афганистан является ключевым аспектом региональной и глобальной безопасности. Страны региона и сам Афганистан наиболее заинтересованы в стабилизации, и мировому сообществу необходимо работать в сотрудничестве с ни­ми.
  • Одним из важных механизмов реализации данного партнерства может стать предложение о возобновление и расширение мирной инициативы Уз­бе­кис­­тана «6+2» с включением туда НАТО и превращением ее в «6+3»;
  • Международные проекты должны быть реализованы с активным вклю­че­ни­ем и учас­тием стран-соседей Афганистана;
  • Международным организациям необходимо отойти от двойных стан­дар­тов по отношению к ЦА и выработать более четкую и реалистичную стратегию;
  • Международным донорам необходимо увеличение гуманитарной помощи Афганистану. В этом процессе важным будет использование коммуникационной инфраструктуры стран со­седей;
  • ЕС, НАТО, ОБСЕ и другие организации должны установить тесные контакты и создать условия для реализации совместных проектов с СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ЭКО по проблемам и стабильному развитию Афганистана и Центральной Азии.

В заключение хотелось бы отметить, что дальнейшее увеличение поли­тического, военного и эконо­ми­ческого сотрудничества ЕС, НАТО и других меж­дуна­род­ных институтов со стра­нами ЦА будет иметь важное значение в обеспечение безопасности и ста­биль­ного развития всего региона. Для этого необходимо выработка четкой стратегии в отношении Центральной Азии всеми действующими акторами.

 



[1] Организация Центрально-Азиатского сотрудничества будет интегрирована в ЕврАзЭС

ИА Фергана.Ру, Интерфакс, 07.10.2005 http://www.ferghana.ru/

[2] http://www.centrasia.ru/ Г.Рапота: "С какими замыслами вступает Узбекистан в ЕврАзЭС" (интервью в Ташкенте).

[3] http://www.sectsco.org/

[4] Mirzokhid Rakhimov, Трансформация ШОС в условиях геополитических изменений в Центральной Азии. // Общественное мнение и права человека. 2006. №4 стр. 16-23.

[5] Народное слово. 18 июля 2004.

[6] Mirzokhid Rakhimov, Трансформация ШОС в условиях геополитических изменений в Центральной Азии. // Общественное мнение и права человека. 2006. №4 стр. 16-23.

[7] А.Власов. ШОС и стратегия безопасности в центрально-азиатском регионе: проблемы и перспективы Россия-Узбекистан: история и современность. Ж. «ЕвроАзия» №3. стр. 80.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение