А. Петрухина: Литва. Цели достигнуты, новые приоритеты выработаны.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
После вступления Литвы в Европейский союз и НАТО в 2004 году у Правительства появилась важная задача - выработать новые приоритеты внешней политики. Намеченные в 1994 г. стратегические направления внешней политики Литвы были полностью выполнены. Несмотря на это внутри страны наблюдался определенный кризис, обусловленный несколькими факторами. В 1994 Литва ставила себе задачу добиться членства в ЕС и в НАТО, а также иметь добрососедские отношения со странами своего региона. С этой целью Вильнюсом созывались многочисленные международные форумы, создавались объединенные одной целью группы государств, такие, как "Вильнюсская десятка", поставившая своей целью добиться вступления в НАТО.
А. Петрухина: Литва. Цели достигнуты, новые приоритеты выработаны.

Петрухина Анна.

Литва. Цели достигнуты, новые приоритеты выработаны.

После вступления Литвы в Европейский союз и НАТО в 2004 году у Правительства появилась важная задача - выработать новые приоритеты внешней политики. Намеченные в 1994 г. стратегические направления внешней политики Литвы были полностью выполнены. Несмотря на это внутри страны наблюдался определенный кризис, обусловленный несколькими факторами. В 1994 Литва ставила себе задачу добиться членства в ЕС и в НАТО, а также иметь добрососедские отношения со странами своего региона. С этой целью Вильнюсом созывались многочисленные международные форумы, создавались объединенные одной целью группы государств, такие, как "Вильнюсская десятка", поставившая своей целью добиться вступления в НАТО. Углубившись в тему, нужно отметить, что термин «Вильнюсская десятка» (или «Вильнюсский процесс») вошел в политический обиход в 2000 году, после того как 19 мая в столице Литвы собрались министры иностранных дел девяти стран (Албании, Болгарии, Латвии, Литвы, Македонии, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии; десятая - Хорватия - присоединилась позже), претендующих на членство в НАТО. Они приняли так называемое «Вильнюсское заявление», тем самым выразив готовность совместно добиваться этой цели. Интересен тот факт, что учреждение «Вильнюсской десятки» (ВД) в Литве - не случайно. Именно Литва начала предпринимать особые усилия, чтобы выделиться среди претендентов в НАТО и опередить Эстонию, которую Запад отмечал как наиболее подготовленную для вступления в ЕС. Стремясь выбиться в лидеры, Литва первой стала придерживаться принятой в НАТО нормы (2% от ВВП) расходов бюджета на военные цели, занялась воплощением в жизнь военной реформы, тщательно согласованной с натовскими наставниками. Таким образом к концу 1990-х в Литву зачастили эмиссары НАТО. Литва стала образцом для подражания для других стран, претендующих на вступление в НАТО, особенно для Латвии и Эстонии. Немалую роль в этом процессе сыграл и авторитет «американского дядюшки» - Валдаса Адамкуса, тогдашнего президента Литвы, который, действуя через администрацию США и литовское лобби в конгрессе, сумел внушить западным политикам, что «в лице» Литвы они имеют наиболее квалифицированного, надежного и активного проводника их планов по программе расширения НАТО. Это не могло не сказаться на отношениях между Балтийскими странами. Например, на последней встрече "Вильнюсской десятки" под Вильнюсом Эстония, которую, как и Латвию, и раньше раздражали геополитические претензии прибалтийского "соратника", прямо заявила о нецелесообразности сохранения "Десятки". Правда, спикеру сейма Литвы Артурасу Паулаускасу удалось убедить представителей группы сохранить "Десятку" ради оставшихся пока что за пределами НАТО нескольких членов группы, а также начертив планы возможного приобщения к группе новых претендентов на членство в Евросоюзе и НАТО. В этом конкретном случае Литве удалось избежать конфликта. Тем не менее, отношения между этими странами оставались напряженными.

Вторым ключевым моментом кризиса внешнеполитических идей стал внутриполитический кризис, связанный с импичментом президента Литвы Роландаса Паксаса. Президент Литвы является ключевой фигурой в формировании внешней политики. Грозивший президенту импичмент фактически парализовал международную активность Вильнюса. С осени 2003 г. Вильнюс стали игнорировать главы государств, не было и речи о проведении в Литве каких-либо значительных международных форумов на высшем уровне.

Таким образом, литовскому руководству нельзя было медлить с выработкой нового внешнеполитического курса сразу же после 1 мая 2004 г.

С этой целью в Вильнюсском университете уже в конце мая была проведена конференция на высшем уровне под названием "Новая внешняя политика Литвы".

А.Паулаускас выступил с программным докладом, в котором прямо заявил: "Я вижу Литву лидером региона, звание которого она может достичь благодаря членству в Европейском союзе и в НАТО, активному развитию отношений с соседями. Я вижу Литву как своеобразный центр региона, а Вильнюс - столицей региона". [1]

Кроме того, используя свой опыт и дипломатический вес в качестве полноправного члена НАТО и ЕС, Литва должна была втянуть новые страны в евроатлантические структуры [2] .

В докладе А.Паулаускас совершенно определенно заявлял, что отныне цель Литвы - "предлагать" Европе решения, каким образом ей "шагать дальше на Восток". По мнению бывшего президента Литвы, нынешнего председателя сейма, в Вильнюсе должны были находить продолжение старые и рождаться новые "политические инициативы. В вопросе о Калининградской области, Паулаускас советовал "поощрять" Калининградскую область, а через нее - и "открытие" всей России Европе.

В целом - задачей Вильнюса было встать на позицию главного игрока регионального процесса "интеграции", а все эти дейставия должны привести участников к "экономическому и социальному прогрессу".



[1]Виктор Ольжич . Новые приоритеты внешней политики Литвы.

[2] Виктор Ольжич. « Геополитические претензии Литвы: механизм и истоки нового вызова России" .

Поделиться: