Сарыгулов: "Ни власть, ни богатство не считались до XVII века у казахского народа высшей ценностью.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Глобализация де-факто объединила мир в одно мегаобщество, которое ранее еще никогда не существовало.Оно имеет свои причинно-следственные связи, свою логику и законы существования и развития, свои подходы и пути решения проблем и конфликтов.Сильнейшие державы мира безуспешно пытаются решать проблемы мегаобщества с позиций оправдавших в рамках своих государств понятий, методов, принципов и подходов.Вступая в противоречие с иной природой мегаобщества, они не только не дают положительных результатов, но еще более усугубляют обстановку в мире.
Сарыгулов: "Ни власть, ни богатство не считались до XVII века у казахского народа высшей ценностью.
Сарыгулов: "Ни власть, ни богатство не считались до XVII века у казахского народа высшей ценностью. Внутренний мир был насыщен духовностью, нравственностью и свободной"

Специально для научной конференции,г. Астана, 20 октября 2008г.

Наследие казахского народа в контексте поиска мировоззренческих основ новой цивилизации.
I.
Глобализация де-факто объединила мир в одно мегаобщество, которое ранее еще никогда не существовало.
Оно имеет свои причинно-следственные связи, свою логику и законы существования и развития, свои подходы и пути решения проблем и конфликтов.
Сильнейшие державы мира безуспешно пытаются решать проблемы мегаобщества с позиций оправдавших в рамках своих государств понятий, методов, принципов и подходов.
Вступая в противоречие с иной природой мегаобщества, они не только не дают положительных результатов, но еще более усугубляют обстановку в мире.
Уже не наука и ученые, не политики и интеллигенция, а сама Природа отвергает заблуждения, ошибки и пороки человечества, аккумулированные в устаревшем восприятии мира, неверном понимании сути и природы как человека, общества и государства, так и смысла жизни и существования всего живого в этом мире.
Впервые в истории человечества время стало доминирующим и активным фактором, определяющим судьбы народов планеты и их развитие, т.к. несвоевременное решение проблем делает их необратимыми и в силу этого непоправимыми.
Таким образом, Природа перестала быть пассивной средой обитания людей. Она стала решающим и определяющим фактором в судьбе человечества (озоновые дыры, парниковый эффект, глобальное потепление, нехватка питьевой воды и т.д.).
В силу отмеченного объективного фактора 17 лет назад произошел распад СССР и социалистического содружества, крушение идеологии КПСС.
Сегодня, на наших глазах идет процесс разрушения еще одной системы, но уже основанной на идеологии капитализма и неоколониализма, суть которых заключается в беспредельном и ничем не ограниченном обогащении, расточительстве и неуемном потреблении в ущерб Природе, будущим поколениям, морали и нравственности.
Вполне логично и оправданно, что крушение мира, в котором деньги ценятся выше чести, совести и достоинства человека, выше Природы и самого Всевышнего, началось с финансовой системы страны-лидера.
Банки и биржи порой только за один день теряют триллионы долларов.
Сегодня ООН официально признала, что мир находится в финансовом, энергетическом, продовольственном кризисах.

Уже стало невозможным объяснить современный, динамично меняющийся мир ни с точки зрения науки, ни с точки зрения теологии, поскольку их базовые понятия основаны на устаревшем мировоззрении антропоцентризма, антропоморфизма и антропомеханизма.
Ведь глобальные проблемы человечества не от Всевышнего, не от Природы. Их породили сами люди. Они есть закономерное следствие заблуждений и ошибок прошлых и нынешних поколений людей, не эффективного, а порой и порочного управления странами и народами, неверного понимания Природы и мира в целом.
В глубокой основе этих проблем лежат доставшиеся нам в наследство от прошлых эпох человеческий, национальный, государственный, религиозный, партийный, региональный эгоизм, алчность, ненасытность, жадность, гордыня, надменность и амбициозность, засевшая глубоко в подсознание уверенность, что все можно решать силой власти, законов, и страхом наказания, включая и муки ада.

Масштабы и размах дегуманизации, потери людьми человеческого облика подняли духовные и морально-нравственные категории по своей значимости до уровня экономических, социальных и политических проблем.
Жизнь все больше убеждает, что бездуховность, аморальность, безнравственность для семьи, для общества, для государства и всего человечества экономически, политически и социально не выгодны, разорительны и убыточны.
Жить по моральным и нравственным нормам - наиболее рационально, эффективно, выгодно и в решении глобальных проблем ему нет другой альтернативы.

Не имеющая никаких границ и пределов алчность, корысть, эгоизм, лицемерие, жестокость, хищническое и разрушительное ко всему и вся отношение свидетельствуют о том, что человечество вернулось к этапу первобытной дикости и варварства, но уже вооруженное всеми достижениями науки и технологии.
Бесчеловечность, беспринципность, черствость, бездушье, вещизм в сочетании с коррупцией, наркоманией, алкоголизмом, проституцией и преступностью стали зачастую сводить почти на нет усилия и результаты в сфере общественной деятельности и государственного управления.
Мировоззрение безудержного обогащения за счет использования всех человеческих пороков и низменных страстей путем хищнической эксплуатации природных ресурсов планеты привели в XXIв. к глобальному неравенству людей на земле, глобальному потеплению, проблемам экологии, терроризма, экстремизма, СПИДа, работорговли, нехватке водных, энергетических и продовольственных ресурсов, нанося необратимый ущерб Природе, как среде обитания всего человечества.
Вместе с разрушением среды обитания, разрушается и внутренний мир миллиардов людей планеты. Сотни миллионов людей испытывают депрессию, голод, 20 миллионов ежегодно пытаются совершить суицид, миллион из которых спасти не удается.
Ни страхом наказания, даже муками ада, ни деньгами нельзя сделать человека добрее, милосерднее, сострадательнее, честнее, совестливее, отзывчивее, порядочнее, отказаться от алчного потребления, роскоши и бездушья.

Человек стал пониматься крайне узко и механически, только как-то, что воспринимается физически - тело, органы, сосуды, кости, нервы и т.п. При этом Душа его считается понятием религиозно-нравственным, философским, не осязаемым, не видимым - следовательно, не материальным и не существующим.
Исходя из такого убеждения ученые, политики, экономисты, социологи уверены, что поведение человека, его деятельность, цель и смысл жизни можно определять методами численного анализа.

Но разве можно измерить или выразить числом горе, жалость, надежду, честь, достоинство, раскаяние, сострадание, любовь и веру человека?
Примитивное понимание человека, не признание и игнорирование его Духовной сути сделали человечество тяжело больным психически и духовно.
Настало время в понимании человека признать его ДУШУ, рассматривая ее как реально существующее физическое явление, материализующееся в виде энергетического поля, являющегося наряду с гравитационным, электромагнитным, тепловым, ядерным и др. полями составной частью единого поля, определяющего многообразие всех процессов во вселенной.
Надо признать, что мир капитализма и всемогущей рыночной экономики держится на обмане, эгоизме, алчности и корысти, зависти и жадности, злобе и ненависти (стать как можно богаче, в ущерб всему и вся, любой ценой, получить как можно больше прибыли и т.п.).

Становится все очевиднее, что решения глобальных проблем XXIв. невозможно добиться ни силой денег, ни силой оружия, ни административными методами, законами и угрозой наказания за их неисполнение, т.е. принуждением.
Приходится признать, что решение этих проблем находится за пределом сил и возможностей государственной машины, поскольку касаются внутреннего убеждения людей, базирующихся на вере и сознании, основанных на устоявшемся мировоззрении и миропонимании.
Глобальные проблемы в глубине своей носят мировоззренческий характер. Они касаются фундаментальных понятий и взглядов человека на мир, Природу, свое место в ней, понимание материи, духа, времени и сути всего живого в его всеохватывающем и глубоком смысле.
Глобальные проблемы настолько масштабны, что ни одно государство мира, даже самое мощное или любое их объединение (союз) сегодня уже не в состоянии их решить.

Они могут быть решены только совместным усилием всех стран и народов планеты, включая на равных, самые бедные и отсталые.
Но возможно ли такое объединение? А если возможно, то на какой основе, и на какой идее, на каких принципах и условиях?
Ведь эти проблемы выходят далеко за рамки концепций "столкновения цивилизаций", борьбы идеологий, межнациональных, межрелигиозных и внутриконфессиональных разногласий и конфликтов.
Человечество ожидает мучительный и тяжелейший путь выхода за пределы сформировавшегося за последние четыре-пять тысяч лет, с эпохи энеолита, миропонимания и мировоззрения, в котором доминирующее место занимают богатство и власть. Предстоит отказаться от многих априори воспринимаемых псевдоистинах, проникших глубоко в сознание и подсознание миллиардов людей, никогда ими не осмысливаемых и не оспариваемых.
Речь идет о поиске базовых, фундаментальных взглядов нового мировоззрения, как основы новой цивилизации.

II.

В этом контексте представляет особый интерес наследие казахского народа, его философия и духовная культура, являющиеся отражением его мировоззрения и ценностных ориентиров.
Почему именно казахского народа? Потому что именно в его наследии мы видим пример и образец решения трех задач, лежащих в основе глобальных проблем современного мира, ставших краеугольным камнем его выживания.

Каковы эти три задачи?
Тысячелетия, вплоть до XVIII века, казахи жили, воспринимая степи, горы и в целом Природу живой и одушевленной. "Жерге, сууга кесир мамиле кылсаң, Теңир кырсыктап коет"- деп бабаларыбыз терең ишенген.
"Иттин ээси болсо, бөрүнүн Теңири бар"- деген улуу сөз Жараткан Теңир адамга кандай таандык болсо, калган жандууларга да ошондой таандык деген Адилеттүүлүктү билдирет.
Т.е., Всевышний равно относится, как и к человеку, так и всему остальному живому миру, не возвышая человека над ним.
"Жандуунун баары адамга шерик"- деген бабаларыбыз.
Т.е., все живое является человеку равноценным и равноправным спутником жизни.
"Кумурсканы аттап өт, сообуна каласың"- деген сөз бүгүн да айтылат. Азыркы заман кумурсканын сообу эмес, адамдын сообун тааныбай калбадыбы.
Не только восприятие Природы живой и одушевленной, но и высочайшая, почти абсолютная Справедливость составляли фундамент мировоззрения наших предков.

Именно она в органическом слиянии и в гармонии с Природой привела к тому, что как в отношениях между людьми, так и в основе общественного устройства казахов лежали только взаимное уважение и почитание, но не насилие, не угнетение и не унижение.
Высшей ценностью до недавнего прошлого для казахов были не богатство и власть, а честь и достоинство. "Намыс өлүмдөн өйдө", "Байлык колуңдагы муз - ээрип кетет, мансап - ийниңе конгон куш, учуп кетет". "Дүнүйө оопа болбойт", "Элине пайдасы жок тирүүнүн өлүгү".
Кесир, Убал, Сооп, Адал, Арам, Пейил, Дөөлөт, Кут, Ырыс, Арман, Насип, Буйрук, Алкыш, Бата - вот непереводимые базовые понятия, составляющие мудрость, силу и мощь духовного величия наших предков. Таким образом;
Первое - Восприятие Природы живой и одушевленной;
Второе - Высочайшая Справедливость, не только в отношениях к людям, но и ко всему живому миру;
И третье: построение общественных отношений на основе взаимного уважения, почитания и свободы: экономической, духовной и политической, вот три задачи, которые были успешно решены нашими предками и составляли основу цивилизации номадов.

Особенности и своеобразие цивилизации номадов определялись тем, что кочевники находились под постоянным воздействием Природы, испытывая ее целесообразность, рациональность, оправданность и эффективность, оказывающие облагораживающее и очищающее влияние на человека.
Кочевой образ жизни исключал вещизм, эгоизм, роскошь, праздность, крохоборство, мелочность, деспотизм и тиранию, рабовладение и феодализм, т.к. и пастбища, и скот находились в общем, коллективном пользовании.

Общественная основа экономики приводила к свободе и равенству, позволяя решать многие социальные вопросы, укрепляя на основе справедливости единство и сплоченность общества.
Власть в форме обычаев и традиций, родоплеменной организации общества всегда оставалась у народа и всегда была выборной.
Вследствие этих обстоятельств ни власть, ни богатство не считались до XVII века у казахского народа высшей ценностью.
В силу этого его внутренний мир был насыщен духовностью, нравственностью и свободной.

Его творческая и созидательная энергия не шла на накопление материального богатства, строительство дворцов, особняков, создание предметов роскоши и тысяч бесполезных, не нужных вещей.
Она шла на создание и сбережение духовного богатства, мудрости предков, накопленных в течение тысячелетий своей древней истории.
И вполне логична и закономерна инициатива казахского народа, высказанная его лучшими сыновьями, о проведении именно здесь, на одухотворенной казахской земле, Всемирного форума Духовной культуры.
Это еще одно доказательство Величия наследия Казахского народа, являющееся залогом успеха исторической инициативы - провозглашения Духовности высшей ценностью человеческой цивилизации. Мы верим в этот успех, т.к. оно является велением времени и благословлено духами наших великих предков.

Дастан Сарыгулов, Международный центр Тенгрианства,
Бишкек, Кыргызстан.
Астана,
20 октября 2008г.

тел.: +996 (312) 93 82 69
факс: +996 (312) 62 56 50
e-mail: tengirordo@mail.ru
manas-kj@mail.ru

***

Солидарность Возрождения
"Кыргыз Эл"

Пресс-релиз

20 октября текущего года в г.Астане прошла международная научная конференция с участием известных ученых, видных общественных деятелей Казахстана, России, Индии, Японии и Кыргызстана.
Основной темой обсуждения была роль и место Духовности и Культуры в современном мире, оказавшемся в системном и глубоком кризисе.

Конференция стала одним из важных мероприятий по подготовке и проведению в октябре 2010г. в г.Астане Всемирного Форума Духовной Культуры, призванного "провозгласить верховенство Духовности и Культуры над всеми другими ценностями человеческой цивилизации, воплотить в жизнь идеалы согласия, благожелательного добрососедства, ненасилия, веры в торжество сил разума и света".
Это еще одна из инициатив президента страны Назарбаева Н.А., уже дважды принявшего лидеров традиционных мировых религий и верований.
Третья такая встреча планируется в 2009г. и призвана завершить основные подготовленные работы для проведения Всемирного форума.
Оргкомитетом по подготовке и проведению Всемирного форума для участия в Конференции были приглашены активисты Солидарности возрождения "Кыргыз Эл" Сарыгулов, Усупбаев, Турдумалиев, многие годы поддерживающие национальную культуру (искусство сказителей, акынов, комуза, народные традиции и т.д.).
Ниже приводится (с некоторыми сокращениями) текст выступления экс. госсекретаря КР Сарыгулова Д.И. на этой конференции.

Пресс-служба Солидарности Возрождения "Кыргыз Эл"

ЦентрАзия

Поделиться: