Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Н.Т. Ержанов: РОССИЙСКО - КАЗАХСТАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

24.10.2008

Автор:

Теги:

 

 

                         21 октября в Астане прошла выставка-презентация российских вузов. В рамках мероприятия состоялся круглый стол, посвещенный проблеме взаимодействия РК, РФ и стран-участниц ШОС в сфере международного образования. Редакция сайта публикует материалы выступлений участников обсуждения.

************************************************************************************

                                 

           Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

             г. Павлодар, erzhanov@psu. кz

 

            На современном этапе экономического и общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Это связано с необходимостью перехода России и Казахстана на инновационный путь развития и использование научных достижений в реальном секторе экономики активизацией  научно, научно-технической и инновационной деятельности вузов и научных организаций системы образования и науки.

            Построение демократического казахстанского общества и вхождение республики Казахстан в мировое образовательное пространство потребовали разработки стратегического плана развития образования и, соответственно, перехода на новую модель национальной системы образования, учитывающую богатый опыт и достижения бывшей советской системы и общемировые тенденции в развитии образования.

В Послании Президента  страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана четко определены стратегические приоритеты развития республики. Послание нашего Президента, содержащее в себе программу мощного продвижения страны вперед, всецело обращено к человеку, его созидательным творческим силам. И глубоко закономерно,  что в нем особое место отводится развитию образования и науки, интеллектуального потенциала республики «Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по - новому, мы не сможем создать инновационную экономику».

         Аналогичная позиция высказывается и в выступлениях Президента России Д.А.Медведева. «Образование должно занять особое место в развитии общества, именно оно определяет его будущее, формирует интеллектуальный потенциал, как активной личности, так и государства в целом».

Программа развития образования и науки наших государств должна быть ориентирована прежде всего на обеспечение высокого качества обучения и воспитания, подготовку высокопрофессиональных кадров с новым мышлением и более высоким уровнем гражданственности. Решение этих задач, определяющих качественно новый этап в реформировании системы образования и науки должно опираться на современные образовательные инновационные и информационные технологии, повышенные стандарты обучения и воспитания студенческой молодежи, подготовку специалистов для работы в новых экономических условиях.

Стратегия развития высшего образования наших государств должна строиться с учетом концепции устойчивого развития, непрерывного образования, глобализации знаний, непрерывности процесса реформ, возможности прогноза хода социального развития, сохранения национальной культуры и культуры народов, населяющих наши страны, вклада в дело мира, свободу, права человека, социальной и этической солидарности. Именно образование должно обеспечивать выживание, национальную безопасность и процветание через культурообразующую, интегрирующую миссию, через качество, глобализацию и гуманизацию знаний, способствовать развитию и улучшению общества как целого, в том числе и его образовательной системы.

Важным приоритетным направлением развития образования выступает процесс интеграции образования, науки и производства. Подготовка специалистов на уровне мировых стандартов, развитие и повышение качества высшего образования прежде всего зависят от научно-педагогического потенциала вузов. На сегодняшний день одной из эффективных форм интеграции образования, науки и производства выступает сотрудничество вузов, научно-исследовательских институтов и производственных предприятий.     

На основании Указа Президента Республики Казахстан «О государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2005-2015 годы» одним из важнейших направлений работы государственных органов на этот период должно стать создание и поддержка деятельности современных элементов  научной и инновационной  инфраструктуры в крупных областях и городах,  где имеется сеть учебных, научных, научно-технических и промышленных организаций и предприятий с высоким научно-технологическим потенциалом.

Весьма перспективным направлением представляется интеграция образовательного и научного потенциала вузов и научных институтов с промышленным сектором экономики республики путем открытия Технопарков. Основной целью создания и деятельности Технопарков является организация субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию процесса использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений.

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова - это крупный научно-учебный центр не только Павлодарского региона, но и всего Казахстана. В настоящее время университет выпускает специалистов более чем по 100 специальностям. В вузе обучается более 12 тысяч студентов по широкому спектру технических, социально-экономических, естественнонаучных, гуманитарных и педагогических специальностей, подготовку которых осуществляет около 800 преподавателей из них - более 60 докторов наук, профессоров и 200 кандидатов наук, доцентов. В университете имеется солидный научный потенциал. Научно-исследовательская работа проводится на базе 9 факультетов, 12 научно-практических центров и научно-технологического парка, включающего более 90 вновь открытых и действующих лабораторий факультетов университета. При университете имеется колледж, выпускающий специалистов по 14 специальностям.

В университете осуществляется многоуровневая непрерывная подготовка научных, научно-педагогических и производственных кадров высшей профессиональной квалификации:  школа, колледж, бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторантура. В настоящее время по ряду специальностей осуществляется подготовка специалистов по кредитной технологии.

В 2005 году в ПГУ  им.  С.Торайгырова  создан  научно-технологический парк (НТП),  основной целью которого является организация  университетских субъектов  инновационной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию  процесса использования  результатов научных исследований и разработок,  направленных на внедрение в производство  передовых достижений  научно-технического потенциала  вуза,  содействие  созданию  новых инновационных производств,  инвестированию  научно-технических исследований и обеспечению  эффективной связи между  научно- исследовательскими, учебными структурами университета и реальным сектором экономики региона, Республики и зарубежья, позволяющей довести результаты НИР до  опытно-промышленного производства.

Научно-технологический парк ПГУ им. С. Торайгырова способствует выполнению ряда важных задач, а именно: научно-методическому обеспечению повышения качества эффективности фундаментальной подготовки специалистов в системе непрерывного образования» стимулированию формирования наукоемких и высокотехнологических производств на основе полученных результатов НИР по приоритетным направлениям промышленности региона; участию университета в формировании единого общереспубликанского информационного пространства в области открытий, изобретений и инноваций.

При научно-технологическом парке функционирует: лаборатория современного архитектурного проектирования строительных конструкций, материалов и технологий; лаборатория новых энергосберегающих технологий; лаборатория современных исследований металлургии, машиностроения и транспорта; лаборатория дипломного проектирования, а также в Технопарк входят более 90 вновь открытых и действующих лабораторий факультетов университета.

Ученые университета активно участвуют в выполнении научных работ по фундаментальным и прикладным научным исследования по линии Министерства образования и науки Республики Казахстан, а также других Министерств и ведомств. Университет выполняет ряд хоздоговорных работ по заказу крупных  предприятий области: АО «Алюминий Казахстана»,  Аксуский завод ферросплавов, АО «Казхром», АО «Казэнергокабель», ТОО «РЭМлифт», ГКП «Городское трамвайное управление», ТОО «Монтажно-наладочное управление» г. Екибастуз, с сельскохозяйственными  предприятиями ТОО «Абай», ТОО «Кызылжар-Курумсы» и другими предприятиями.

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова имеет ряд договоров о творческом и научно-исследовательском сотрудничестве. Так в 2007 году между Московский государственным университетом им. М.В. Ломоносова и Павлодарским государственным университетом им. С. Торайгырова было заключено Соглашение о сотрудничестве в области образования, науки, технологии, культуры, спорта, студенческой и академической мобильности. И сегодняшнее мероприятие одно из подтверждений о действии данного Соглашения.

Университет ведет также тесное сотрудничество с Институтом систематики и экологии животных СО РАН (г. Новосибирск), Сибирским научно-исследовательским институтом животноводства (г. Новосибирск), Томским государственным университетом, Омским государственным техническим университетом, Омским государственным университетом, Кемеровским государственным университетом и рядом других сибирских вузов и институтов.

Для повышения качества образования и достижения мирового уровня образовательных стандартов необходимой составляющей компонентой является международное сотрудничество между ВУЗами Казахстана и ближнего и дальнего зарубежья, международный обмен обучения студентов и аспирантов  в лучших университетах мира.

Среди многообразия казахстанско-российских контактов особое место занимает взаимодействие в сфере образования. Осуществляется взаимное участие преподавателей и студентов вузов Павлодарской области и приграничных регионов Российской Федерации в научно-практических конференциях, семинарах и олимпиадах.

Развитие научно-исследовательского сотрудничества осуществляется с высшими учебными заведениями, производится информационный обмен,  академический обмен - в первую очередь преподавателями для чтения лекций, в частности в июне прошлого года академик Российской Академии наук, профессор Московского энергетического института (Технический университет) Кувалдин А.Б. прочитал обучающий курс лекций «Исследования в области электротехнологий» для преподавателей энергетического факультета, с последующей выдачей сертификатов, заведующей кабинетом иммуногенетики Сибирского научно-исследовательского института животноводства (г. Новосибирск); профессором Гончаренко Г.М. был прочитан спецкурс «Генетические методы селекции» для студентов специальности «Фермерское дело». В феврале 2007 года курс лекций в Павлодарском государственном университете прочитал директор Института систематики и экологии животных СО РАН профессор Глупов В.В. и др.

            Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова является членом Международной Ассоциации «Сибирский открытый университет» и в 2006 году на базе Томского государственного университета состоялся Съезд членов Международной Ассоциации «Сибирский открытый университет» и V Всероссийская научно-практическая конференция - выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития», с участием нашего университета.

В прошлом году в Павлодарском государственном университете им.  С. Торайгырова прошла Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экологии и природопользования в Казахстане и сопредельных территориях. В работе конференции приняли участие ученые-экологи, более чем из 100 вузов, НИИ, предприятий и ведомств из ряда регионов Казахстана, России, ближнего и дальнего зарубежья, в том числе из Новосибирска, Томска, Омска и Кемерово.

            Ведется совместная работа технопарков Томского политехнического университета, Томского университета систем управления и радиоэлектроники, Томского государственного университета с технопарком ПГУ им. С. Торайгырова.

Во многом вхождению в мировое образовательное пространство должна способствовать подготовка кадров на уровне мировых образовательных стандартов через содержание, формы, средства обучения и, в первую очередь, через унифицированные государственные стандарты высшего образования. Выход России и Казахстана на мировой рынок образовательных услуг должен быть направлен на достижение признания наших документов об образовании за рубежом, то есть конвертируемости дипломов, международной аккредитации вузов.

В числе первоочередных проблем, остро стоящих перед системой высшего образования Республики Казахстан и России, остаются такие вопросы как: создание единой  стандартизированной системы показателей  качества образования и его оценки, совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счет распространения технологий дистанционного образования; обеспечение вузов современной учебно-методической и научной литературой; развитие системы  подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических кадров, совершенствование системы непрерывного образования.

Вследствие уменьшения объема финансирования научных исследований значительно сократилась численность преподавателей и сотрудников вузов и НИИ, выполняющих научно-исследовательские работы. Сокращение объемов финансирования научных исследований, уменьшение спроса на научную продукцию, ограничение дополнительных источников дохода для развития науки существенно сказываются на росте научного и кадрового потенциала.

В создавшихся условиях, на наш взгляд, первоочередными задачами являются: разработка оптимального механизма государственного финансирования; выработка новых подходов к экономическому управлению образованием, среди которых создание производственных инфраструктур вузов; формирование предпринимательского подхода в системе образования; разработка стратегических планов средней и долгосрочной перспектив деятельности образовательных учреждений; внедрение личных образовательных кредитов, ссуд, грантов; поощрение спонсорской деятельности, меценатства путем создания налоговых льгот и т.д.

Одним из важных направлений должно быть научное сотрудничество между вузами России и Казахстана в выполнении различных международных проектов по линии ИНТАС, Евросоюза, Тасис и других международных фондов, грантов и программ.

Переход на рыночные отношения существенно меняет возможности финансирования государственных вузов. Лучший менеджмент образования сможет помочь изыскать университетам дополнительные средства, которые позволили бы скомпенсировать действия внешних ограничений, рост издержек и даже профинансировать новые приоритетные проекты. Здесь необходимо создавать производственные инфраструктуры вузов, формировать предпринимательский подход в системе образования.

В основу формирования инновационной инфраструктуры в вузе закладывается принцип самофинансирования. Этот принцип обеспечивается развитием и совершенствованием товарной продукции научно-исследовательских работ, результатами научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава. На базе производственных участков, цехов и технологических лабораторий, Технопарков составляющих сферу инновационной инфраструктуры вуза, организуется учебный процесс кафедр. Субъекты инновационной инфраструктуры, входящие в состав вуза, осуществляют инвестиционную политику в области развития науки, а также факультетов и кафедр, ученые которых принимают участие  в научных исследованиях.

Рыночная экономика, научно-технический прогресс, в частности, развитие системы спутниковых телекоммуникаций, Интернета предъявляют новые требования к уровню подготовки выпускников, приобретению ими профессиональных навыков, адекватных современным реалиям. Эти требования, в свою очередь, обуславливают необходимость пересмотра и обновления образовательных программ, форм и методов всей системы образования, внедрение современных технологий обучения, где важнейшим сущностным компонентом является использование компьютерной техники в учебном процессе. Вполне естественно, что система образования должна оперативно реагировать на указанные тенденции, а компьютеризация в сфере высшего образования становится настоятельным велением времени. В связи с этим одной из важнейших задач является компьютеризация высшего образования.

Решение поставленных задач высшего образования и науки Республики Казахстан и России в новых экономических условиях должно быть направлено на поиск все более эффективных способов управления высшим образованием, рост бюджетных ассигнований, совершенствование государственных стандартов, модернизацию и оптимизацию текущего и перспективного процесса реформирования учебно-воспитательной, научно-исследовательской работы, интеграцию науки и промышленности, информатизацию образования и разработку инноваций и новых технологий, вхождение в мировое образовательное пространство, развитие материально-технической базы и социальной сферы в высших учебных заведениях. Это будет способствовать созданию новых технологий, решению крупных научно-технических проблем, развитию рынка научно-технической продукции, расширению экспортных возможностей наших государств; будет обеспечено широкое участие ученых и студентов в международных научных и образовательных программах и активизирована внешнеэкономическая деятельность вузов.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение