Россия, Москва

info@ia-centr.ru

С.Чериков: Каков поп, такой и приход. Феномен религиозного бума в Киргизии

23.10.2008

Автор:

Теги:



Фундамент нынешнему религиозному буму в Кыргызстане был заложен при первом президенте Аскаре Акаеве, и вряд ли кто это станет оспаривать. Последствия либерализации на западный манер всех сторон жизни общества оказались непредсказуемыми. Приватизация всего и вся, костоломное внедрение частной собственности привели к апокалипсису в духовной сфере. Воспитанный в духе советского коллективизма и взаимовыручки по принципу "один - за всех, все - за одного" постсоветский индивид перед пугающей реальностью переходного из одной системы ценностей в другую периода растерялся совсем. Однако, как известно, свято место пусто не бывает.

В образовавшийся вакуум нахлынула чуждая нашей экологически чистой душе идеология в виде всеобщей коммерциализации, ваххабизации, иеговизации, кришнаизма, бахаизма и другого псевдорелигиозного сектантства.

Благо, недостатка в материальной подпитке сии "религии" не ощущали. К тому же ранее возведенные на их пути к нашим душам барьеры в виде могущественного КПСС, КГБ, комсомола и доблестной красногалстучной пионерии были ниспровержены. В аилах и кишлаках рядом со ставшими родными для многих поколений советских людей школами вскорости возвысились сверкающие купола мечетей, а глубоко законспирированные при коммунистах баптистские молельные дома с ромашками на воротах быстро перебрались в новенькие просторные церкви. На улицах Бишкека стали появляться странные обритые парнишки в кришнаитских белых одеяниях, сопливые юноши начали отращивать жиденькие козлиные бородки. В первые годы независимости властями были сделаны робкие попытки восполнить образовавшийся в стране идеологический вакуум. Помнится, по инициативе тогдашнего акима Ала-Букинского района, затем губернатора Ошской области Темирбека Акматалиева в южном регионе начали внедрять детско-юношеские обьединения, именуемые семетейцами и сейтековцами, по имени сыновей Манаса Великодушного. Тогда же вознамерились создать новую идеологию по заповедям сказочного богатыря. Попытки сии продолжаются, но по сей день успеха они так и не имеют. Говорят, что-то народ сомневается в существовании у былинного героя сих духовных заповедей.

Между тем, в конце девяностых и начале двухтысячных годов в Кыргызстане пошла своеобразная мода на религиозность. Сначала деятели культуры и общественные деятели, затем и отдельные госчины вдруг становились приверженцами диковинных религиозных течений. У нас стали появляться собственные исмаилиты, бахаисты и, даже - мунисты. С "вторжением" в Кыргызстан последних, приверженцев реакционного учения преподобного Муна, связан громкий скандал. Среди его участников оказался наш доблестный правозащитник Турсунбек Акун, а также тогдашний госсекретарь Адахан Мадумаров. События сие в свое время вовсю смаковали местные СМИ, опубликовавших возмущенные статьи по поводу того, почему для проведения массового сборища приверженцев запрещенной во многих странах мира антирелигиозной секты с криминальным душком было отведено здание Национальной филармонии, а активными агитаторами и пропагандистами сей "религии" становились известные в стране люди. Тем временем на юге страны свили гнездо акромиды и ахмадисты. Не все знают, что духовным лидером исмаилитов, одной из ветвей реакционного течения ассасинов, отколовшихся от традиционного ислама сектантов, и, с которыми в арабских странах и Иране особо не церемонятся, является принц Карим Ага хан IV. Едва, по некоторым поверьям, касающиеся земли ноги его светлости впервые на кыргызскую землю ступили при президентстве А.Акаева. Исторический визит принца для него оказался весьма плодотворным. В Кыргызстане впервые был создан Фонд принца Ага хана под руководством Бермет Акаевой, старшей дочери президента А.Акаева. Нужно отметить целенаправленность и настойчивость планов духовного лидера исмаилитов всего мира. Так, если при прежнем президенте им было запланировано открытие Горного университета в Нарыне, то при втором президенте задумка была успешно претворена, и ныне в высокогорном регионе сей ВУЗ уже функционирует. И, мало кто задумывался над тем, почему асасинов в кыргызской интерпретации называют азезилями, то есть, душегубами.

При прежнем же руководстве страны было положено начало массовой отправке кыргызских юношей и девушек в исламские учебные заведения мусульманских стран Востока. Именно они сегодня проповедуют самую молодую из традиционных религий в мечетях и духовных учебных заведениях Кыргызстана, распространяя идеи мусульманства в тотемизированное кыргызское сознание. И здесь начались трения традиционно поклонявшихся природе и небесным светилам кыргызов с приверженцами тоталитарного ислама. С подачи нескольких ученых, углубившихся к древним источникам духовности кыргызов, на свет появилось так называемое тенгрианство, суть которого заключается в том, что оно отрицает безоговорочное поклонение исламу, а первичным считается природа и свободный от всяких идеологизированных религий дух кыргызов. Отцом и основателем тенгрианства считается бывший партфункционер и экс-госсекретарь Дастан Сарыгулов. Правда, еще до него истоки тенгрианства исследовать начал ученый-филолог Чоюн Омуралиев. Как результат, в Кыргызстане ныне наблюдается причудливое переплетение традиционного ислама и тенгринаства, и, по большому счету нельзя однозначно утверждать, что у нас ислам функционирует в своем традиционном и догматизированном облике. Простой пример: во время священного месяца рамазан и курман айт кыргызские мальчишки ходят по домам и квартирам, и как только двери открываются, начинают читать жарамазан, означающий стихотворное воспевание добродетели и пожелания всяческих благ хозяину дома. По традиции, таких мальчиков- жарамазанцев надо чем-то отблагодарить: хлебом, сладостями или деньгами. Как правило, ныне юные чтецы жарамазана предпочитают получать благодарности наличными, пусть и в небольшой сумме - 5, 10 или более сомов. Сумма зависит от щедрости и достатка хозяев. Пацаны обычно ходят группками в 3-5 человек, и не обязательно каждого одаривать подарками в отдельности, можно на всех кинуть 10 сомов, и они будут рады. Но надо учесть, что такое чтение жарамазана в святые месяцы к исламу имеет мало отношения. Это чисто кыргызское новаторство-импровизация. Равно и как посещение святых природных мест - повязка кусков материи на ветках деревьев, омовение святыми источниками. Сии традиции корнями уходят в незапамятную доисламскую древность, когда кыргызы поклонялись природе и чтили канонов тотемизма и шаманизма. Вот так причудливо переплелось в современном кыргызском сознании сложнейшие традиции древнего огнепоклонства и ислама.

Отсюда и общая картина с интерпретацией у нас ислама, которого каждый готов преподносить на собственный творческий лад. В этом и вся охудожествленно-импровизаторская натура кыргызов, любящих все переложить на свой высокий романтичный "штиль". Кстати, эпос "Манас" тоже начинается с честной констатации того, что "половина из всего сказанного здесь - правда, а другая половина - от меня", то есть - сказителя-манасчи. Следует отметить, что элементы ислама в эпосе начинают присутствовать лишь в его конце. С принятием мусульманства и связана трагическая гибель Манаса Великодушного, когда враги на него нападают и тяжело ранят во время совершения им вечернего намаза.

Что касается ваххабизма и громко заявивших о себе в последние годы идей "Хизб-ут Тахрира", вся эта шумиха как это ни странно, больше смахивает на их фетишизацию самими же властями, стремящимися завуалировать собственное бездействие на этом фронте и неумение разобраться в сложнейшем переплетении истинного и псевдоислама. Чего не скажешь об исламских государства арабского мира. В которых, по свидетельству авторитетных мусульманских богословов, разного рода сектантов и раскольников, в том числе "хизбутовцев", попросту игнорируют и даже репрессируют безжалостно. Причина проста: население в этих странах прекрасно осведомлена во всех тонкостях религии и быстро отделяют зерна настоящего ислама от вредоносных сектантских плевел. А тамошним властям остается лишь хватать и сажать сих сектантов, как навредивших обществу хулиганов. У нас же, как и в постсоветских республиках Центральной Азии и Кавказа, религиозное просвещение в зачаточном состоянии, и, поэтому местное население, как в том древнем анекдоте, любого кашгарского торговца в белом халате и с чалмой в голове готов принять за муллу и челом пасть ниц перед ним. Да еще и последовать полуграмотным "псалмам" самопальных мулл. Результаты их "работ" сегодня мы и видим. Несмотря на то, что истинный ислам и Коран проповедуют всяческое почитание власти и подчинение ее указаниям, у нас зеленая, одурманенная псевдорелигиозными учениями разного рода околоисламских сект молодежь местами идет на прямое неподчинение требованиям госорганов и даже громит здания местных администраций.

Лишь на фоне угрожающе усиливающихся позиций "хизбутовцев" и после серии подобных ноокатской, экстремистских выходок духовно непросвещенной молодежи, наши власти наконец, созрели до признания отсутствия качественного религиозного образования в стране. Сей факт констатировал и начал активно вмешиваться в ситуацию даже Совет безопасности республики. Совсем недавно экс-секретарь СБ генерал Исмаил Исаков после инспекции по югу официально выразил тревогу по поводу религиозной ситуации в регионе и отметил отсутствие качественного духовного просвещения местного населения. Из-за чего в среде молодежи наметился рост псевдорелигиозного экстремизма. Как бы в подтверждение сего факта, на днях случились тревожные события в Ноокатском и Ала-Букинском районах Ошской и Жалал-Абадской областей. При надлежащем духовном просвещении населения подобных беспорядков и столкновений быть не могло. Взять хотя бы хадисы пророка Мухаммеда, почти в каждом из которых проповедуется предостережение от всякой скверны, недобрых дел и экстремизма, непротивление к законным властям. Но всякий ли мусульманин, и даже духовный сан у нас придерживается истинно мусульманских канонов и законов шариата? В этом и вся наша беда и корни сегодняшних проблем общества. В немусульманском поведении многих религиозных деятелей в Кыргызстане и кроятся причины перекосов в данной сфере и вспышек псевдоисламского экстремизма. По некоторым так называемым духовникам давно плачут статьи уголовного кодекса. Лишь несовершенство наших законов, а также некомпетентность и коррумпированность ответственных за эту сферу госчинов позволяют подобным лицам продолжать свою "деятельность". А что можно говорить при таком положении дел в духовной сфере о простой пастве? В общем, каков поп, таков и приход.

Садырбек ЧЕРИКОВ

Источник - Белый парус
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1224708660


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение