Рекруты не стали реформаторами.....

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На прошлой неделе состоялись некоторые перестановки во властных структурах, не затронувшие пока правительство. Но кадровых изменений в исполнительной власти, видимо, ждать осталось совсем недолго. Уже давно понятно, что правительство Карима Масимова не справляется со своими обязанностями. Прокомментировать события мы попросили известного политолога, руководителя Центра политических исследований «Альтернатива» Нурлана Еримбетова.
Рекруты не стали реформаторами.....

На прошлой неделе состоялись некоторые перестановки во властных структурах, не затронувшие пока правительство. Но кадровых изменений в исполнительной власти, видимо, ждать осталось совсем недолго. Уже давно понятно, что правительство Карима Масимова не справляется со своими обязанностями. Прокомментировать события мы попросили известного политолога, руководителя Центра политических исследований «Альтернатива» Нурлана Еримбетова.

- Нурлан Кенжебекович, как вы охарактеризуете последние перестановки во властных структурах? Означает ли, например, приход Аслана Мусина на должность руководителя Администрации президента, что его предшественник Кайрат Келимбетов был слишком «мягкотелым» и не смог объективно отслеживать внутриполитическую ситуацию в стране, в том числе и подбор кадров?
- Из молодых рекрутов президента реформаторы не состоялись. Были некие надежды, авансовые лестные характеристики, но все это «разбилось о быт». Упущена самим бывшим руководителем администрации и его группой приближенных (не командой) уникальная возможность провести либеральные преобразования во внутриполитической жизни, привнести оптимизм во многие сферы современного Казахстана. Отсутствие воли, игра по старым, не ими придуманным, правилам в кулуарах Ак Орды привела к такой патовой ситуации. Первое впечатление - разочарование и обида за молодое поколение - опять пришли «старшаки». Мы ждали перемен. Мы ждали свежего ветра, врывающегося в коридоры высшей власти, искореняющего не лучшие традиции и архаику. Но... во многих присутственных местах сейчас оказалось много рано состарившихся молодых людей, которые стали винтиками системы. Драма подобных карьерных выкрутасов - отсутствие практического опыта, регионального опыта, банально знания реальной жизни.
- Говоря о персоналиях, как вы думаете, почему такой тяжеловес и «солдат президента», как Адильбек Джаксыбеков, сейчас отправлен на «другую работу»? Есть предположение, что он уедет послом РК в Россию...
- Вообще, в высшую политику нужно приходить из реальной политики с ее полемикой, союзами и разводами, публичностью и интеллектуальными баталиями. Это не госслужба, не очередная ступень в карьерной лестнице. Это другая жизнь! Партийные лидеры должны вырастать из самой партии, а не выходить на трибуну из тиши высоких кабинетов. Работать в отсутствие навыков политической борьбы, без адмресурса, рассчитывая только на собственные силы и, если хотите, харизму, - сложнейшая сверхзадача для любого успешного в госаппарате человека. А хороший администратор должен быть администратором - и в хозяйстве, и в душе порядок.
- Понятно, что нынешние кадровые рокировки во власти были неизбежны, но не запоздал ли президент по времени, особенно на фоне глобального кризиса во всех основных сферах жизнедеятельности?
- Кадровые перестановки не влияют на исход глобальных проблем для на-шей страны, тем более что основные лица, действительно влияющие на ситуацию в государстве, - все на своих местах. Должна сработать вся заранее выстроенная система. Без эйфории, самообмана и победных рапортов.
-Что, по-вашему, подтолкнуло Нурсултана Назарбаева к такому распределению мест в своем окружении?
- Отсутствие реальных результатов в работе. Восторженные реляции, бесконечные макеты будущих «сити» и транспортных узлов, стратегии и новации; вышедшие за рамки приличия восхваления лидера нации, по всей видимости, надоели и самому президенту.
- Мы знаем, что произошло слияние двух холдингов - «Самрук» и «Казына». Изначально эти структуры имели свои четко ограниченные цели и задачи. Как вы думаете, не приведет ли это к созданию монстра, поглощающего и дублирующего все промышленно-экономические процессы в стране наряду с правительством?
- Боюсь, что все закончится пошлым и банальным: «Государство - плохой менеджер, нужно все это акционировать».
- Продолжая предыдущую тему, как вы считаете, не поторопились ли глава государства и премьер-министр заявлять ранее, что Казахстан выйдет из продолжающегося мирового кризиса с наименьшими потерями?
- А так говорят руководители всех стран. Это нормально. Грош цена правителям, если они предполагают выйти из кризисов с большими потерями.
- Как вы полагаете, даже в случае смены главы правительства, может ли это способствовать появлению в государстве грамотной, не оглядывающейся по сторонам и не пугающейся звуков президентского голоса команды? Команды, способной минимизировать потери простых граждан от неизбежных печальных последствий кризиса, как в мире, так и у нас в стране?
- Смена главы правительства не приведет к появлению принципиально новой команды. Ведь рекрутирование в высшую власть производится без какой-либо конкуренции, кулуарно, в зависимости от рекомендаций узкого круга лиц. Отсутствие реального контроля со стороны парламента, гражданского сообщества притупляет чувство ответственности. К сожалению, многим достойным людям претит сама мысль о государственной службе, во многом непредсказуемой, коррумпированной, со своими правилами, не приемлемыми для совестливых и честолюбивых людей.
- Что, на ваш взгляд, можно предложить власти, чтобы она могла реально оценивать и прогнозировать складывающуюся ситуацию в экономике?
- Не обманывать себя, не лукавить. Внимательно слушать альтернативное мнение. Ведь о многих сегодняшних проблемах независимые эксперты говорили давно. Почитайте материалы газет, круглых столов и конференций годичной давности. Проигнорировали, задвинули, приревновали, не поняли(!). Вот и результат.
- Возвращаясь к кадровым перестановкам... Как вы думаете, почему президент до сих пор так и не вводит в свою команду новых, креативно мыслящих людей, не отягощенных грузом принадлежности к родоплеменным группам? Есть ли у нас предпосылки для скорой замены всего правительства, а вслед за этим и проведения новых парламентских выборов? В случае осуществления этих замыслов насколько эффективно они смогут помочь нашей внутриэкономической и политической ситуации?
- В нынешних условиях это не произойдет до тех пор, пока не встанет вопрос о спасении нации, государства. К сожалению. Только инстинкт самосохранения сломает все сложившиеся порядки, стереотипы, привычные подходы к кадровым вопросам.
Многопартийный парламент, коалиционное правительство, референдумы, свободная и всюду вхожая пресса - известные рецепты успешных стран. Куда мы стремимся. Куда мы придем, я уверен.
- Спасибо за интервью, Нурлан Кенжебекович.
Беседовал Алмат АЗАДИ


Источник; еженедельник «Тасжарган»

Теги: Казахстан

Поделиться: