Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тасбулатов А.Б: Система обеспечения военной безопасности государства

18.10.2008

Автор:

Теги:

Тасбулатов А.Б., командующий Республиканской гвардией, Казахстан. Выступление на конференции 16.10.2008.

********************************************************************************

«В ходе своего выступления отмечу 3 наиболее важных момента составляющих Систему обеспечения военной безопасности государства:

1. Военная безопасность, ее сущность и задачи.

2. Возможные основные угрозы военной безопасности Республики Казахстан.

3. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования в области обеспечения военной безопасности.

6 февраля 2008 года с ежегодным Посланием к народу Казахстана выступил Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев.

В своем послании «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» основанном на анализе достигнутого и перспективах предстоящего Нурсултан Абишевич определил долгосрочные приоритетные цели и стратегии их реализации.

«Чтобы наша страна достигла тех перспектив, о которых я говорил, необходимо реализвать семь долгосрочных приоритетов» - определил Глава нашего государства.

Основной приоритет - НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Одной из составляющих национальной безопасности является военная безопасность государства.

Президент страны в четвертом разделе послания «Укрепление международного авторитета Казахстана, региональной стабильности и международной безопасности» отметил:

За годы независимости Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества, чьи инициативы практически всегда получали широкую поддержку и осуществлялись на практике.

Доказали свою востребованность созданные по инициативе и при непосредственном участии Казахстана межгосударственные объединения, заложившие основу для построения эффективной системы региональной безопасности, - СВМДА, ШОС, ОДКБ.

Мы должны и дальше укреплять наше экономическое и политическое сотрудничество с Россией, Китаем и государствами Центральной Азии. Создавать прочную основу для стабильности, открытого диалога и взаимодействия в регионе.

В целях укрепления безопасности в Центрально-Азиатском регионе мы расширяем также конструктивное взаимодействие с США, ЕС и НАТО.

Сегодня наша страна вышла на качественно новый уровень международного признания. Убедительным свидетельством этого стало решение о председательстве Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году.

Первое. Военная безопасность, ее сущность и задачи.

«Мало завоевать свободу и независимость, их надо отстоять и закрепить, передать нашим потомкам. Будущие поколения нам могут простить те доставшиеся им тяготы, невзгоды и проблемы, которые наше поколение не смогло преодолеть. Но нам не будет прощения, если мы утратим государственность, поступимся стратегическими основами суверенности, своими землями и ресурсами».

Военная безопасность - состояние защищенности Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз и посягательств военного характера на независимость и территориальную целостность страны.

Военная безопасность наряду с экономической, общественной, экологической и информационной безопасностью, а также внешней безопасностью является составной частью национальной безопасности.

Обязанностью всех органов и должностных лиц государства, организаций, независимо от форм собственности, и граждан является содействие:

1) укреплению обороноспособности Республики Казахстан;

2) поддержанию и повышению уровня боеспособности Вооруженных Сил Республики Казахстан;

3) сохранению мобилизационных мощностей и мобилизационных резервов (ресурсов).

В силу ряда объективных обстоятельств укрепление обороноспособности страны остается одной из актуальных задач государства. Поэтому наличие высокопрофессиональной армии, оснащенной современным вооружением и техникой по мировым стандартам, является одним из условий надежной защиты жизненно важных национальных интересов Республики Казахстан.

Второе. Возможные основные угрозы военной безопасности Республики Казахстан

Геополитическое положение Казахстана, находящегося на пересечении торговых и транспортно-коммуникационных потоков Европы и Азии, богатейшие природные ресурсы страны дают значительные преимущества в области развития международного и регионального сотрудничества.

Для Казахстана все более активно вовлекающегося в глобальный мир сегодня важно не только учитывать новые веяния на международной арене, но и действовать на опережение. Не драматизируя ситуацию, и не копируя механически действия других стран и организаций, особенно важно:

- во-первых, всесторонне и объективно проанализировать реальное состояние национальной безопасности Республики Казахстан и ее соответствие современным быстро меняющимся условиям;

- во-вторых, приступить к реализации комплексной, эффективной и динамичной стратегии национальной безопасности Казахстана с учетом не только среднесрочных, но и долгосрочных перспектив.

Возможно, по результатам такого анализа появится необходимость пересмотра структуры, полномочий и функций основных государственных органов, на которые возложены задачи обеспечения национальной безопасности.

Как убедительно показал кризис на Южном Кавказе, само по себе наличие современных вооружений и военных технологий еще не гарантирует национальную безопасность страны. Важное, если не решающее значение в условиях ХХI века приобретают вопросы информационной, экономической, энергетической и продовольственной безопасности.

В среднесрочной перспективе наибольшую угрозу безопасности Казахстана, международной и региональной стабильности представляют возрастающая опасность распространения оружия массового уничтожения, транснациональный терроризм и религиозный экстремизм, незаконный оборот оружия и наркотиков, рост этнической и демографической напряженности, дефицит природных ресурсов, прежде всего воды, ухудшение экологической ситуации в отдельных регионах и в мире в целом.

Увеличение числа государств, обладающих ядерным оружием, и так называемых «пороговых» стран кардинальным образом меняет расстановку сил в мире, нарушая в определенной степени сложившуюся систему международной безопасности.

Объектами воздействия могут стать важные экономические и военные центры, гражданское население, национальные символы, что повлечет за собой дестабилизацию ситуации не только в отдельных государствах, но и в регионе в целом.

Таким образом, современная геополитическая обстановка характеризуется политической нестабильностью, противоречиями экономического, демографического и социального характера, несет в себе угрозу дестабилизации.

Кавказ

Возвращаясь к вопросу российско-грузинского конфликта необходимо отметить, что Кавказ имеет особое геополитическое значение, в том числе и для среднеазиатского региона.

Милитаризация Кавказа в настоящее время достигла критического максимума.

В любом случае после событий в Грузии мир изменился. Трудно сказать, чем закончится грядущее противостояние. Но уже можно начинать подводить предварительные итоги и извлекать уроки из кризиса.

Позиция Республики Казахстан.

Республика Казахстан заинтересована в скорейшей стабилизации военно-политической ситуации и социально-экономического положения в Грузии и Кавказском регионе в целом.

Позиция нашей республики в этом вопросе однозначна - мы выступаем за урегулирование возникшей ситуации дипломатическими средствами и политическими способами путем проведения конструктивных переговоров и взаимного согласования противоречий.

В то же время непоследовательность и резкость во внешней политике Грузии, порой граничащая с радикализмом, обуславливает необходимость приостановления экономического сотрудничества и свертывания инвестиционных планов с целью минимизации ущербов интересам Республики Казахстан.

Российско-грузинский конфликт обнажил уязвимость Каспийского вектора безопасности, направленный на пресечение и нейтрализацию угроз стратегическим интересам в нефтеносных месторождениях морского шельфа и транскаспийской инфраструктуре транспортировки сырьевых ресурсов.

Таким образом, концентрация негативных факторов безопасности произошла на западном стратегическом направлении, главным образом экономического характера.

Конфликтующие между собой стороны - Россия и Грузия - являются дружественными Республике Казахстан государствами. С каждым из этих государств в разной степени нас связывают исторические и культурные факторы, основанные на братских, добрососедских и доверительных отношениях между нашими народами.

В кризисных условиях мероприятия по укреплению военной безопасности и коррекции внешней политики Казахстана будут направлены на строительство общего оборонного пространства на прочном фундаменте системы коллективной безопасности.

Поэтому, в случае необходимости, Республика Казахстан готова выступить посредником в политическом урегулировании конфликта в целях обеспечения интересов сторон, налаживания плодотворного диалога между ними и установления мира и согласия в регионе.

Третье. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования в области обеспечения военной безопасности.

В Республике Казахстан сформирована полноценная нормативная база в области обеспечения военной безопасности, которая определяет структуру взаимоотношений между государственными органами, связанными с военной организацией государства, и основывается на Конституции Республики Казахстан, Военной доктрине, Концепции военной реформы, Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегии национальной безопасности, Государственной программе развития ВС, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

В заключении своего выступления, хочу подчеркнуть, что мы должны ясно понимать, что новые угрозы требуют создания новых механизмов национальной безопасности. И это заставляет нас отходить от старого мышления и представления о войнах.

Проведенный в выступлении аналитический материал еще раз подтвердил уже известное положение о чрезвычайной сложности проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности страны и народов Казахстана».

 

Андрей Валентинович Грозин Зав.Отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ (Москва)» «К вопросу о перспективах центрально-азиатской интеграции в условиях кардинальной перестройки геополитической картины мира»:

 

 

«Основной проблемой сегодняшнего развития ведущих регионов мира является, во-первых, реализация различных интегративных проектов, а, во-вторых, проблематика увязки данных проектов с тематикой мировой безопасности.

В данной связи особый интерес представляют перспективы реализации выдвинутой президентом Казахстана Н.Назарбаевым инициативы по формированию Союза центрально-азиатских государств (СЦАГ). Данная структура потенциально способна стать важным фактором устойчивого развития, повышения уровня конкурентоспособности национальных экономик и успешной интеграции стран постсоветской Азии в мировое сообщество.

Распад Советского Союза болезненно отразился на экономическом и социальном положении государств Центральной Азии, которые, за исключением Казахстана, уже попали в число беднейших государств мира. Именно бедность значительного числа граждан провоцирует в них социальную и политическую нестабильность, является "болевой точкой" приложения усилий экстремистских группировок, желающих свергнуть светские режимы государств ЦАР в угоду догмам радикально понимаемых норм ислама.

В данной связи особого внимания заслуживает ситуация в Узбекистане. Особую угрозу политическому режиму этой страны на протяжении уже ряда лет несут радикальные исламистские движения. Среди наиболее ярких проявлений их деятельности последних лет можно назвать бои боевиков «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ) в Ферганской долине с правительственными войсками в августе 1999 года; попытку боевиков прорваться через границу в июне 2000 года и серию терактов в конце марта 2004 года. Помимо «доморощенных» экстремистов, какими являются представители «Исламского движения Узбекистана» (в 2007 г. переименовано в «Исламское движение Туркестана»), выдавленных еще в 2000 году на территорию Афганистана, в Узбекистане действуют и международные экстремистские организации. Например, запрещенная в Центральной Азии организация «Хизб ут-Тахрир» Если целью ИДУ является борьба с режимом И.Каримова, то целью «Хизб ут-Тахрир» во всей Центральной Азии было провозглашено создание Халифата. Запрещенной литературой этой партии уже наводнена Ферганская долина, несмотря на то, что правоохранительные органы Узбекистана и Киргизии постоянно выявляют ее распространителей.

В этой ситуации политическое руководство центрально-азиатских государств не может сидеть, сложа руки, необходимы реальные меры по устранению этих угроз. Среди подобных мер создание единого экономического пространства может иметь значительный экономический и политический эффект, прямо влияющий на уровень социального напряжения.

Наблюдаемый в настоящее время интерес мирового сообщества к Центральной Азии обусловлен ее стратегической значимостью как обладательницы важных энергетических ресурсов и удобных транспортных сетей поставки на мировые рынки. Регион Центральной Азии географически находится в самом «сердце материка», по соседству со всеми континентальными центрами силы, что делает его крайне важным в военно-стратегическом и транспортно-коммуникационном отношении. Данное обстоятельство обусловливает повышенное внимание ведущих мировых и региональных держав как к каждой стране Центральной Азии в отдельности, так и ко всему региону в целом.

Сложившаяся в эпоху геополитического баланса сил система международных отношений и принципы международной безопасности после распада СССР стали разрушаться, заменяться стандартами силы и превосходства. Процесс формирования нового мирового порядка, начавшийся во второй половине 80-х годов, сопровождается процессом образования новой геополитической конфигурации, ставшим следствием самороспуска Варшавского договора, дезинтеграции Советского Союза и, в конечном итоге, разрушения двухполюсного мира. Последнее обстоятельство способствовало возникновению новых центров силы, поставивших под сомнение единоличное доминирование в мире. В свою очередь это обусловило усиление борьбы за мировое и региональное лидерство, сферы влияния и расширение геополитических границ. А поскольку одновременно с разрушением двухполюсного мира исчезли и существовавшие ранее ограничения на применение военной силы, она все чаще стала использоваться для достижения геополитических и геоэкономических целей.

Основной причиной войн и вооруженных конфликтов ХХI века явится стремление получить доступ к дополнительным экономическим и природным ресурсам и контроль над путями их транспортировки. Медленное, но неуклонное истощение запасов природных ресурсов и, прежде всего, углеводородного сырья инициирует обострение борьбы за контроль над ними и маршрутами их транспортировки.

Победа в этой борьбе обеспечивает более выгодные условия существования и дальнейшего развития, а также противодействия противоборствующей стороне.

Отдельным регионом, в пространстве которого активно разворачиваются указанные революционные геополитические трансформации является Центрально-азиатский регион.

Богатые природные ресурсы новых независимых государств (ННГ) Азии существуют пока в замкнутом транспортном пространстве. Годы независимого существования ничего кардинально не изменили для запертых в глубине материка новых независимых государств Азии.

Необходимость объединения усилий государств Центральной Азии диктуется общностью новых угроз - международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегального оборота оружия, международной преступности, - носящих трансграничный характер, а потому требующих согласованной политики по борьбе с ними. Особую озабоченность всех центрально-азиатских государств вызывает ситуация в Афганистане и напряженность в американо-иранских отношениях, выступающих факторами угроз безопасности на южных границах региона. Вместе с тем, все страны ЦАР заинтересованы также в сохранении внутренней стабильности как у себя, так и у своих соседей.

В этом смысле предлагаемый Астаной «Союз Центральной Азии», задуманный не как временное политическое и экономическое объединение, а как постоянный, нацеленный на долгосрочную перспективу орган межгосударственного взаимодействия, может стать тем механизмом, который позволит эффективно решать все вопросы интеграционного сотрудничества в политическом и экономическом плане.

В ходе визита президента Киргизии Курманбека Бакиева в Казахстан весной 2008 г. обе республики признали важность обеспечения региональной стабильности, развития интеграционных процессов в Центральной Азии в контексте продвижения инициативы по созданию Союза Центрально-Азиатских государств.

Стороны всячески поощряют развитие культурных и гуманитарных связей и намерены в дальнейшем всемерно обогащать взаимодействие в рамках обмена по линии образования, культуры, искусства и спорта с привлечением общественности двух стран.

Оба государства отмечают общность подходов двух стран по укреплению региональной и глобальной международной стабильности и считают необходимым усилить взаимодействие в рамках предотвращения угроз со стороны международного терроризма, экстремизма, транснациональной организованной преступности и незаконного оборота наркотиков. Также К.Бакиев выразил дальнейшую заинтересованность своей страны в практической реализации идеи создания союза Центрально-Азиатских государств, где Киргизия в силу своего геополитического положения призвана сыграть одну из ключевых ролей.

Как показывает мировая практика, только при коллективных усилиях переходные общества в состоянии осуществить успешную модернизацию».


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение