Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Н. Рустемов: Новый Казахстан в меняющемся мире.

18.10.2008

Автор:

Теги:
В Астане состоялась международная научно-практическая конференция «Современные вызовы и вклад Казахстана в обеспечение стабильности и безопасности (отель «Интерконтиненталь»). Ее инициатором выступил Комитет Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности.

Форум открыл и сделал вступительный доклад председатель Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Нурбах Рустемов.

*******************************************************************

 

Нурбах Рустемов, Председатель Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности:

«Разрешите поприветствовать Вас на сегодняшнем мероприятии, целью которого является обсуждение основных вызовов современного мира.

Как известно, глобальные проблемы современного мирового развития волнуют все без исключения государства. То, как человечество сможет ответить на данные вызовы, во многом предопределит дальнейший путь его развития. Именно поэтому данная тематика является предметом обсуждения не только на уровне правительств, но также представителей мировой общественности и авторитетнейших международных организаций.

С самого начала Казахстан направил все свои усилия на внесение достойного вклада в решение многих традиционных глобальных вызовов. За годы независимого развития наша страна значительно продвинулась в деле укрепления мира. Казахстан стал признанным авторитетом процесса нераспространения ядерного оружия, вносит значительный вклад в дело борьбы с международным терроризмом и обеспечения стабильности на Евразийском континенте.

Вместе с тем, в докладе Глобальные угрозы 2008, подготовленном группой анализа глобальных рисков для Всемирного экономического форума, выделено четыре новых вызова, которые являются ключевыми в функционировании мировой экономики и обеспечении благосостояния мирового сообщества и коренным образом повлияют на развитие мира в течение следующего десятилетия. Это - системная финансовая угроза, продовольственная безопасность, обеспечение цепи поставок и энергоносители.

Безусловно, указанные проблемы на сегодняшнем этапе выходят на передний план и на первый взгляд делают менее актуальными такие традиционные проблемы как терроризм, наркотрафик, распространение оружия массового поражения, существенное ухудшение экологии, голод и другие.

Однако, на наш взгляд, сегодняшний этап развития - это именно тот исторический момент, когда мы должны попытаться выработать комплексные подходы по решению всего ряда экономических, социальных и политических проблем.

Есть вполне обоснованные опасения, что наблюдаемые финансовые трудности будут только усугублять традиционные глобальные проблемы, которыми человечество борется уже много лет.

При этом международные экспертные группы справедливо отмечают, что большинство из них можно было бы преодолеть будь на то согласие и взаимопонимание между субъектами международных отношений.

Как вы знаете, Казахстан всегда был верен главному правильному принципу во внешней и внутренней политике - терпению, ответственности и диалогу. Сегодняшние успехи Казахстана - прямое следствие этого подхода.

Нашему государству, находящемуся на стыке глобальных цивилизаций - европейской, мусульманской, российской и китайской, кроме того, обладающему колоссальными природными ресурсами и сравнительно небольшим количеством населения, - иного пути просто нет.

Мы, как неоднократно отмечалось, стремимся в первый мир. Мир развитых и уверенных в себе государств. Прошло не более двух лет как Президентом Н.Назарбаевым была поставлена задача войти в 50 конкурентоспособных государств мира. Эта задача не может терять своей актуальности.

Внешние условия, благоприятствующие уверенному развитию государства, не отвлекающие его и не втягивающие в противоречия и конфликты, не могут продолжатся вечно. Жизненные параметры Казахстана таковы, что мы всегда должны располагать способностью вырабатывать в себе иммунитет в отношении глобальных рисков.

С этой точки зрения нынешнее обострение экономической ситуации в мире, отношений между основными геополитическими центрами, проблем терроризма и религиозного экстремизма - мы должны воспринимать не только и не столько как ухудшение внешних условий на пути развития Казахстана, а как новую возможность для изменения конфигурации развития, обеспечения еще большей устойчивости страны. Располагая небольшой по сути экономикой, сравнительно невеликой людской ресурсной базой, мы не можем себе позволить роскошь думать о влиянии на глобальные тенденции. Но мы можем и должны думать о том, как правильно выстроить политику Казахстана для обеспечения его гибкости, способности обойти острые углы процесса глобализации, при этом правильно используя свои географические, экономические, геополитические возможности.

За последнее время нашей страной, верной принципам взаимопонимания и мира, было сделано ряд важных шагов, направленных на создание условий для лучшей интеграции в мировое пространство, присоединения в диалоговые процессы. Эти шаги, безусловно, укрепляют позиции Казахстана как миролюбивого государства, страны - источника позитивных идей сотрудничества.

Прежде всего, мы добились председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 г. Мы этого добились, поскольку этому предшествовал многолетний труд Президента страны, всего народа Казахстана, следовавшего демократическому, рыночному пути развития. Это не результат расчета на краткосрочный имиджевый результат, это расчет на долгосрочные реальные внешнеполитические, экономические, гуманитарные преференции.

Во-вторых, мы инициировали и с успехом завершили процесс институционализации СВМДА - форума по выработке подходов для обеспечения взаимопонимания, предложенного Президентом Н.Назарбаевым в 1992 г. на 47-ой сессии Ассамблеи ООН.

Мы также являемся одними из основателей Шанхайской Организации Сотрудничества, которая все уверенней заявляет о себе при обсуждении насущных региональных и мировых вопросов взаимодействия во имя безопасности.

Нам удалось сохранить и приумножить тот позитивный потенциал дружбы и добрососедства с Россией и другими постсоветскими странами, который выстраивался веками. Созданные по нашей инициативе такие структуры как ЕрАзЭС становятся реальным плацдармом для углубления экономических контактов на макро и микро уровнях. Нынешний ОДКБ - это реальный фактор обеспечения внешней безопасности.

Мы присоединились практически ко всем основным международным документам в области обеспечения прав человека, международной безопасности. У Казахстана сбалансированная внешняя политика, доброжелательные и дружеские отношения практически со всеми государствами мира.

Казахстан инициировал Съезд мировых и традиционных религий, внеся тем самым собственную лепту в преодоление глобальных духовных противоречий.

Что касается внутренних условий, мы располагаем уникальным опытом обеспечения межнационального согласия и основанной на этом внутриполитической стабильностью. По инициативе Президента Казахстана создана Ассамблея народа Казахстана, которая становится реальным фактором объединения всего казахстанского народа.

Мы приняли ряд политических и экономических программных документов стратегического характера, среди которых Стратегия развития Казахстан до 2030 г., Стратегия индустриально-инновационного развития, программа «30 корпоративных лидеров» и другие.

Государственная программа «Путь в Европу» на 2009-2011 гг., утвержденная Указом Президента РК от 29 августа 2008 г., преследует цель приобщения к опыту европейской интеграции и институционально-правовых реформ, углубления технологического, энергетического, транспортного, торгового, гуманитарного и инвестиционного сотрудничества.

Этот документ является показательным с точки зрения демонстрации системности наших стремлений к подлинно демократическим ценностям, укреплению собственной государственности, национальных интересов путем развития сотрудничества и диалога.

Данный ряд заделов можно и дальше продолжить, но я хотел бы отметить, что все они в конечном итоге образуют долгосрочные условия и прочную базу обеспечения адекватной реакции в отношении глобальных вызовов.

Вместе с тем, они требуют постоянного внимания, принятия перманентных мер по их адекватной реализации с учетом новых, вновь возникающих факторов.

Ясно, что максимальный учет всех внешних и внутренних факторов, реального уровня располагаемых ресурсов позволит рассчитывать на успех при построении и реализации планов по дальнейшему развитию страны и ответу на глобальные вызовы современности.

Еще раз повторюсь, что, прежде всего, необходимо исходить из реальных возможностей Казахстана. В этом особенно показателен экономический блок.

Так, если, к примеру, на процесс решения таких глобальных проблем, как преодоление мирового финансового кризиса, а также укрепление цепи поставок наша страна оказать существенное влияние еще не может, то внести свой вклад в дело обеспечения энергетической и продовольственной безопасности ей вполне по силам.

Богатые природные ресурсы, а также потенциал агропромышленного комплекса предоставляют Казахстану возможность не только обеспечить безопасность страны в этих сферах, но и оказать существенную помощь в преодолении данных проблем в мире.

Как вам известно, вследствие высоких темпов развития мировой экономики в последние годы стал ощущаться дефицит энергетических ресурсов. Несмотря на замедление развития мировой экономики вследствие глобального финансового кризиса, данная тенденция в будущем будет продолжаться потому, что большинство традиционных источников энергии являются невозобновляемыми. Проще говоря, в условиях ограниченности мировых энергетических запасов, мир все больше и больше будет испытывать их нехватку. В этом отношении Казахстан, благодаря огромным энергетическим запасам, занимает довольно выгодные позиции. Меры, направленные на развитие нефтегазовой отрасли страны, позволят Казахстану в ближайшем будущем стать одним из основных игроков в энергетической сфере.

События последнего времени показали, что человечество чрезвычайно уязвимо в отношении обеспечения продовольствием. Основными причинами роста цен на продовольствие являются рост населения, производство биологического топлива и климатические изменения. Кроме того, не последнюю роль в продовольственном кризисе 2007 года сыграл факт увеличения потребления продуктов в таких странах как Индия и Китай, вследствие повышения уровня жизни их граждан, что привело к росту цен на мировых продовольственных рынках.

Необходимо заметить, что рост цен на продуты питания, кроме экономических последствий способен вызвать и политические последствия. Как показали протесты и волнения, имевшие место в Мексике, Индии, Италии 2007 году нерешенность этой проблемы может привести к нарушению политической стабильности как в развивающихся, так и индустриально развитых странах мира.

Казахстан в свою очередь имеет значительные возможности для того, чтобы не только обеспечить свою продовольственную безопасность, но и внести значительный вклад в решение этой проблемы в регионе. По таким основным продуктам как зерно и мясо мы можем не только обеспечить свой рынок, но и насытить рынки многих других стран мира.

В целом, адекватно реагируя на происходящие глобальные тенденции, Казахстан в перспективе усилит регулирующую роль государства в экономике, поскольку очевидно, что мировая финансовая система и экономика в своем нынешнем виде не сможет дальше эффективно функционировать. Большую роль в регулировании экономики должны играть элементы системы планирования и государственных институтов развития.

В отношении таких угроз как международный терроризм, наркобизнес, распространение ОМП и др. Казахстан должен оставаться верным своей всегдашней активной позиции. Мы, например, не должны пренебрегать своим пусть небольшим, но достаточно успешным миротворческим потенциалом, опытом, наработанным в ходе участия в процессах мирного регулирования, постконфликтных восстановительных работах (Таджикистан, Ирак).

Казахстан будет и далее развивать взаимоотношения в рамках многосторонних институтов сотрудничества и регионального взаимодействия, не оставаясь в стороне от процесса обсуждения и выработки решений, поскольку возрастающая взаимозависимость государств в стремительно глобализирующемся мире создает благоприятные возможности для максимизации получаемых от этого дивидендов.

Как известно, система многосторонних и двусторонних соглашений и договоров образуют реальный пояс безопасности государства и зачастую служат целям поддержания мира успешнее обычных военных возможностей».


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение