Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Эдуард Ковель. Эволюция Ак Орды: от аппаратного средневeковья к кадровому high-tech.

18.10.2008

Автор:

Теги:

 

 

 

Эдуард Ковель. Эволюция Ак Орды: от аппаратного средневнковья к кадровому high-tech.

 

Спустя неделю после начала масштабных перестановок в высших эшелонах власти РК пришло, наконец, понимание, что в кадровой политике Нурсултана Назарбаева окончательно соединились две линии. Традиционные приемы аппаратного управления, обычаи - родом еще из "кажегельдинской" эпохи середины 90-х годов, и "high-tech" от Президента Казахстана.

Ряд политологов относят новации к прямым следствиям кризисной поры, но, с моей точки зрения, это, в гораздо большей степени, результат серьезных стратегических подвижек в политике Нурсултана Назарбаева, который окончательно закрепляет принципиально иной подход к решению кадровых вопросов, ориентированный на более гибкую и эффективную схему перемещений "человеческого капитала".

Именно об этом говорил не так давно президент РК, определяя новые принципы "обустройства" госслужбы: "ротация станет обязательным условием для этого корпуса. Перемещаясь из одного государственного органа в другой, а также внутри ведомства, государственные менеджеры будут в полной мере осознавать взаимосвязанность процесса государственного управления и обладать широким, системным видением работы исполнительной власти".

А ведь еще год назад "недружественные" СМИ клеймили кадровую политику в РК - "главные национальные особенности современной кадровой политики Казахстана заключаются в корпоративно-клановом подходе и подборе непрофессионалов, что вполне приемлемо для искусственной экономики". Не буду напоминать, по какому поводу это писалось, но тема дискуссии-2007 прямо касалась ряда фигур нынешнего кадрового набора.

Представляется, что подобные оценки "оппозиционных СМИ", как раз из обоймы кланового подхода, равно как и нынешние медийные изыскания вроде статьи "Серый, но не кардинал".

На смену «семейным» и «аппаратным» раскладам сил в персональных передвижениях внутри казахстанской элиты постепенно приходит более продуманный механизм, основу для которого власти РК формировали с момента появления в высших эшелонах власти группы "болошаковцев", а теперь, дополнили ее через возможность обеспечить преемственность кадровой политики не только на уровне высших институтов государственной власти, но и в рамках министерств и ведомств.

Еще несколько лет назад внимание казахстанского президента было сконцентрировано на «равноудалении» дочерей, зятьев и верных соратников. Проверка на политическую лояльность осуществлялась иногда в чисто восточных традициях, к примеру, путем отправки "визиря" в глухую провинцию (в пределах, или за пределами Казахстана), с последующим тестом на реакцию - возведет ли хулу на правителя или же примет свой удел достойно? Если выдержит испытание - то приблизить и возвысить, ну, а если нет, то зачем такой госчиновник нужен?

В общем, вполне в духе сказочных шейхов из «Тысячи и одной ночи». Впрочем, информированные люди утверждают, что, для того чтобы окончательно выпасть из кадровой колоды нужно было очень постараться и шансы, которые предоставлял Нурсултан Назарбаев, не использовали только уж совсем стыд забывшие персонажи.

Ну, а модель современная - это, когда в фонд национального благосостояния «СамрукКазына» последовательно вводятся люди, в личных симпатиях по отношению друг к другу прежде не замеченные: Кайрат Келимбетов, Арман Дунаев, Тимур Кулибаев. Президент четко показывает, что, в условиях нарастающего кризиса, все ключевые казахстанские элитарии должны оставить в стороне личные интересы и амбиции, сплоченно работать на общее благо. Разговоры про "коня и трепетную лань" можно прекратить, поскольку все перечисленные выше фигуры - высокого уровня профессионалы именно в доверенной им сфере и оценивать полученный результат Президент намерен вовсе не по их тактическим ходам и решению вопроса об усилении аппаратных позиций - а только по одному критерию - будет ли достигнут за счет создания и эффективной работы суперхолдинга позитивный результат для казахстанской экономики.

Именно, в этом смысле, президентский ход можно трактовать как политическую инновацию. Равно как и перемещение на должность заместителя главы партии "Нур Отан" 36-ти летнего Дархана Калетаева - обкатка молодых да ранних на разных направлениях управленческой деятельности от АП до "партии власти" - это и есть лучшая проверка на профпригодность, которую не заменишь никакими советами и рекомендациями старых друзей или влиятельных агашек. Тем более, что обветшалая партийная структура давно нуждалась в "пламенном моторе", способном преодолеть инерцию аппарата "Нур Отан", упорно не желающего идти на объявленные президентом кардинальные реформы.

Теперь можно ожидать и следующего шага - назначения А. Джаксыбекова послом в Москву, поскольку после Нуртая Абыкаева статус этой дипломатической должности вырос настолько, что опускать его ступеньками ниже - значит упускать перспективу перехода российско-казахстанских отношений в новую фазу - от стратегического партнерства к стратегическому союзу. Адильбек Джаксыбеков обладает теми качествами, которые позволяют эту задачу реализовать в полной мере, используя тот позитивный фундамент, который был заложен Нуртаем Абыкаевым, благодаря его тесным связям и полному взаимопониманию с российской политической элитой.

В целом, в отношение кадровой политики руководства РК можно отмтетить, что несмотря на то, что кадровая скамейка запасных в РК, по понятным причинам, достаточно невелика, проблема кадрового голода не стоит так остро. Появление болашаковцев в "старой кадровой колоде", пожалуй, самый дальновидный шаг Нурсултана Абишевича, хотя, конечно, поначалу выпускники российских и западных ВУЗов все равно оказывались в рамках прежних аппаратных схем. Но, постепенно, многие выдвиженцы последних лет превращаются в знаковые фигуры казахстанской политики. Другое дело, что мода на «людей из Болашака» на всех направлениях управленческой деятельности - это тоже не всегда здорово. Потому что многие из выпускников престижных учебных заведений, не имеющие опыта практической работы откровенно заваливали доверенное им направление, по одной простой причине - недостаточного знакомства с реалиями современной жизни Казахстана.

Теперь же, как отмечают казахстанские СМИ - формируются общие принципы для высших государственных кадров: "меритократия" (власть наиболее способных и достойных), эффективность и честность". Это и есть принципиальные условия для формирования "новой элиты" - патриотов-профессионалов, что, очевидно, и нужно разглядет за "лесом" очередных кадровых перестановок.

Впрочем, есть и иные расклады. "Казахстанский президент снова перемешал колоду. Причем сразу бросается в глаза: все вновь назначенные топ-менеджеры не принадлежат к господствующим в стране элитным кланам и, следовательно, будут в своей деятельности ориентироваться на самого президента, которому обязаны должностями. Видимо, это реакция главы государства на то, что он оказался заложником воюющих между собой «великих князей» и «герцогов» и был вынужден принимать решения, продиктованные если не ими, то теми конкретными ситуациями, которые они создали своими действиями" - пишет в "Республике" М. Адилов.

Споры между пессимистами и оптимистами разрешит, естественно, только время. В условиях кризиса оно сжато до предела, но нестабильность это ведь не только повод "включить" инстинкт самосохранения, но и шанс на новые возможности. Если не ставить во главу угла персональные амбиции, а мыслить категориями государственных интересов.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение