Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Рой Медведев: Национализм и гражданское согласие в Казахстане. Ч.2.

17.10.2008

Автор:

Теги:

Продолжение.

 

В декабре 2003 года в Конгресс-холле (Астана) состоялась юбилейная, X сессия Ассамблеи народов Казахстана. На ней подводились итоги проделанной работы и главной темой сессии (и выступления президента) стала «Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт, практика и перспективы». Да­же в XXI веке, отметил Н. Назарбаев, человечество не вырабо­тало универсальной формулы межнационального согласия. Ме­жду тем противоречия в национальных отношениях обладают огромным разрушительным потенциалом, они лежат в основе многих глобальных угроз и вызовов миру. Казахстан сумел все 12 лет своей независимости идти вопреки этим опасным тен­денциям. «Межнациональное согласие в Казахстане, - подчерк­нул Н. Назарбаев, - это не результат какой-то особой природы тех или иных народов. К сожалению, национальная история Казахстана полна таких же примеров кровавых межнациональ­ных конфликтов, как и история любой страны. Наше нацио­нальное согласие - это результат кропотливой работы государ­ства при поддержке институтов гражданского общества на протяжении всех этих лет»1.

На конец 2003 года в Казахстане работало более 350 респуб­ликанских и местных культурно-национальных центров. Они объединяли сотни тысяч людей, заинтересованных в сохранении и развитии языка, культуры и традиций своего этноса. Аля не­больших национальных групп в разных частях страны было от­крыто более 170 воскресных школ, в которых дети и подростки обучаются двадцати трем национальным языкам. Государство поддерживало все эти процессы. «Уникальность современного Казахстана, - сказал в конце своего выступления Нурсултан. На­зарбаев, - заключена в его этническом многообразии. Это ог­ромное богатство, общее достояние всего нашего общества, да­ющее казахстанцам возможность обмена с другими народами ценными культурными достижениями»2.

Разумеется, государство делало все возможное для развития собственно казахской культуры и казахского языка, которые, по определению Н. Назарбаева, образуют фундаментальный пласт общегражданской идентичности всех казахстанцев. Он призвал всех жителей страны, к какой бы национальной группе они ни принадлежали, изучать казахский язык. Однако к этому нужен эволюционный подход, процесс распространения национального языка должен идти естественным путем, без принуждения. В Республике развиваются все виды искусства и культуры на ка­захском языке, почти все электронные СМИ половину времени ведут на нем вещание, непрерывно растет количество газет и журналов на казахском языке. Все это должно делаться, сказал Назарбаев, лишь по мере создания условий для добровольного освоения государственного языка в стране, без искусственного ускорения, а тем более без революционного подхода.

Радикалы есть, конечно, и в Казахстане. Радикализм родился здесь еще в начале 90-х годов прошлого века среди части русско­го населения, и причиной этого были неожиданно и быстро ухудшающиеся условия жизни. Появились группы, требовавшие образования русской автономии на севере Казахстана. Недо­вольных было тогда очень много, но они предпочитали просто уезжать в Россию или в другие страны. Радикализм возник и сре­ди части казахского населения. Довольно большое число нацио­налистически настроенных организаций и групп образовалось в 90-е годы, некоторые существуют и сегодня. Они требуют на­ционализировать стратегические отрасли экономики, усилить роль казахского языка в качестве государственного и разрабо­тать специальную программу по «деколонизации» Казахстана, причем речь идет не только о западных монополиях, но и о «ко­лониальной политике имперской России». Выдвигается и требо­вание об изменении названия страны - не Республика Казах­стан, а Казахская Республика. Большого влияния на общество эти радикал-националисты не имеют.

Казахи не чувствуют себя обиженными в своей стране. Бла­годаря мудрости Нурсултана Назарбаева в Республике образо­вался и укрепился такой союз разных наций с титульной казах­ской нацией, которого не было ни в советском Казахстане, ни во всем Советском Союзе, где русскую нацию никто не называл ти­тульной, предпочитая следующие определения: «ведущая на­ция», «самый выдающийся из народов СССР», «старший брат». В Казахстане сегодня у всех народов и наций есть «старший брат» - казахский народ. Этого здесь никто не отрицает и не ос­паривает, но это никого и не обижает.

У русских, живущих в Казахстане, есть еще один «старший брат» - русский народ в Российской Федерации. В 90-е годы он мало думал и не заботился о своих младших братьях, которые остались жить в странах СНГ. Теперь этому безразличию прихо­дит конец. В 2006 году по инициативе В.В. Путина была приня­та программа переселения в Россию как этнических русских, так и вообще российских соотечественников. Эта программа полу­чила отклик во многих странах СНГ и не могла не вызвать дис­куссии в Казахстане (но не в ущерб отношениям между ним и Россией), где сегодня живет более 4 млн русских. Однако очень мало русских семей воспользовались предоставленной возмож­ностью. (Большая часть тех, кто хотел переехать в Россию, уже сделали это в 1991-1999 годах). Более того, в казахстанской пе­чати публиковались материалы и о том, что некоторые семьи, ранее уехавшие в Российскую Федерацию, предполагают вер­нуться или уже вернулись обратно, что неудивительно: жизнь в Республике наладилась, и спрос на квалифицированную рабо­чую силу и на кадры специалистов растет.

Относительно успешно осуществляется в Казахстане другая программа - по возвращению казахов, покинувших в XX веке родные места. По данным Всемирной ассоциации казахов, их национальные диаспоры имеются в 43 странах мира. Ориенти­ровочное распределение казахов по странам таково: в Китае проживает около 1J млн человек, в Узбекистане - 1,5 млн, в России - 1 млн, в Туркмении - 100 тыс., в Монголии - 80 тыс., в Кыргызстане - 45 тыс. Государство старается поддерживать связь со всеми казахскими диаспорами. Еще в 1992 году в Рес­публике прошел Всемирный курултай казахов, второй такой ку­рултай состоялся через 10 лет - в октябре 2002 года (на него приехали делегаты почти из 40 стран), третий - в Астане в сен­тябре 2006 года (в его работе приняли участие 300 делегатов из 32 стран). Выступая на последнем курултае, Нурсултан Назарба­ев говорил: «Судьба разбросала наших земляков по всему миру, однако вместе с подъемом независимого Казахстана крепнет и казахская диаспора за рубежом. Сегодня в 11 странах мира ра­ботают казахские национальные культурные центры, и всем им оказывается посильная помощь. Более того, благодаря комплекс­ной программе репатриации зарубежных соотечественников за годы независимости в Казахстан вернулось около 600 тыс. этни­ческих казахов. Государство предоставило оралманам землю, жилье, выделило солидные "подъемные", помогло устроиться на работу. Однако по возвращении на историческую родину репат­риантам нужно думать не только о том, что даст им Казахстан, но и о том, что они могут дать Казахстану»1.

Наибольшая часть репатриантов прибывает из государств Центральной Азии, особенно из Узбекистана, который страдает от перенаселенности. Казахстан же, напротив, ставит задачу уве­личить численность населения в ближайшие несколько лет до 20 млн человек. Доля казахов в населении Республики растет, они уже перестали быть меньшинством в собственной стране, и это справедливо оценивается как большой успех национальной и экономической политики государства. Консолидация казах­ской нации происходит в то же самое время, когда сотни тысяч грузин покидают Грузию, армяне - Армению, молдаване - Мол­давию, таджики - Таджикистан, когда Кыргызстан оставляют не только русские, но и киргизы, Украину - как русские, так и ук­раинцы. Но казахи - это молодая по историческим меркам и сильная нация, которая обрела независимость и прочно обуст­раивается на отведенной ей судьбой огромной территории.

Из изложенного выше видно, что в решении национальных проблем и проблем межнационального согласия Казахстан про­водит самую эффективную в СНГ политику, в которой есть мно­го поучительного и для руководства Российской Федерации. На выборах Президента 4 декабря 2005 года почти все граждане Ка­захстана русской национальности отдали свои голоса Нурсулта­ну Назарбаеву, отказав в поддержке его главному оппоненту Жармахану Туякбаю. В ходе предвыборной кампании восемь ор­ганизаций и движений, представляющих русскую обшину, -движение «Лад», Славянское движение, «Казаки Степного края», «Фонд Благовест» и другие - распространили по всей стране обращение в поддержку Нурсултана Назарбаева. В нем, в частности, говорилось: «При всех неурядицах сегодняшней жиз­ни русский народ Казахстана на стороне нынешнего главы госу­дарства, который является гарантом Основного Закона страны -Конституции, дающей всем народам, населяющим нашу землю, защиту и равные права. Мы уверены, что большая часть казахского народа будет голосовать солидарно с нами. Будет, потому что воспитана на великом русском языке. Будет, потому что вме­сте мы пережили страшный геноцид красной революции. Будет, потому что вместе мы сломали хребет фашистскому зверю, и Мир поклонился нам в ноги. Будет, потому что вместе мы вы­шли в космос, и Мир стал уважать нас еще более.

Сообща мы подняли целину и обустроили государство. Вме­сте нам идти дальше в веках, опираясь друг на друга и крепко взявшись за руки. Мы верим, что Президент сдержит свое обе­щание, данное нам на официальном приеме в г. Алматы: не по­нижать конституционного статуса русского языка, подавлять коррупцию и сделать справедливой кадровую политику»1.

Под обращением в поддержку Назарбаева русские организа­ции собрали более миллиона подписей. Далеко не со всеми вы­двинутыми положениями русских общин в Казахстане можно согласиться, но их главный призыв к согласию и сотрудничест­ву не может не вызвать одобрения. Такой документ на постсо­ветском пространстве мог появиться только в одной этой Республике.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение