Россия, Москва

info@ia-centr.ru

В. Юрицын: Ассамблея абсурда.

15.10.2008

Автор:

Теги:

"Абсурдное и неправдоподобное случается в жизни так же часто,как в плохих романах".

Ада Леверсон

Ассамблея народа Казахстана - один из самых непонятных органов в республике. Теперь ему намерены придать полноценный официальный статус. Законопроект "Об Ассамблеи народа Казахстана" уже прошел через Мажилис и Сенат, осталась только подпись президента. В дискуссионном клубе "Политон" пытались разобраться, кому и для чего она нужна.

Докладчиком по теме "Изменение статуса Ассамблеи народа Казахстана - опасная тенденция" выступил Дос Кошим, председатель движения "Улт тагдыры". "Это будет самый быстрый закон", - заметил он. Скорость, с какой законопроект прошел через Общественную палату при Мажилисе, сам Мажилис и Сенат просто беспрецедентная в казахстанском законотворчестве. На очереди лишь подпись президента. Либо его вето.

"Этот закон - верх невежества. Но дело в чем - Парламент его уже принял", - подчеркнул Асылбек Кожахметов, председатель РОО "Шанырак". Фактически он наделяет президента неконституционными полномочиями. Нурсултан Назарбаев не объявлял его срочным, однако закон все процедуры буквально пролетел. Тогда как либеральные законы "О СМИ", "О партиях", "О выборах" годами не могут попасть в поле внимания "народных избранников".

Дос Кошим отметил, что в законопроекте "нет конкретных положений, только слова: обеспечение, формирование, возрождение, сохранение, препятствование (это про терроризм)". Масса терминологических вещей, используемых в законе по Ассамблее, никак не определена, к нему нет глоссария. Понятно только, что все принципиальные вопросы решает президент и "1-ый президент Республики Казахстан пожизненно возглавляет Ассамблею".

Также из закона следует, что "секретариат Ассамблеи входит в Администрацию президента на правах структурного подразделения"; "аким области по должности является руководителем Ассамблеи области" (секретариат такой Малой Ассамблеи - структурное подразделение аппарата акима).

Что касается денег, то финансирование предусмотрено только бюджетное. Заграница не имеет права финансировать Ассамблею народа Казахстана и ее составные части. То есть, если посольства или другие государственные органы либо физические лица России, Украины, Германии... захотят помочь этническим русским, украинцам, немцам... - то это будет незаконно. С другой стороны, практика показывает, что этнические культурные центры, входящие в состав Ассамблеи, выступают и как НПО (получают гранты от министерств и акиматов), и в качестве продолжения государственного аппарата.

После того, как депутат Виктор Цой (попал в Мажилис по квоте от Ассамблеи) отказался от депутатского мандата, возникает масса правовых коллизий. Например, кто его должен менять - этнический кореец или представитель любого другого этноса? Как это должно быть оформлено процедурно?

По официальным данным, в Казахстане проживают представители 137 этнических групп. При этом в Ассамблеи народа Казахстана нет казахов, самого многочисленного, да еще и титульного этноса (титульным называется этнос, давший название стране) и многих малочисленных этнических групп. Г-н Кошим точно знает, что четверо арабов и шестьдесят хорватов, являющихся гражданами РК, в Ассамблеи не отражены. Реально в данной структуре собраны представители от 46 этнических групп.

Все члены Ассамблеи и Малых Ассамблей - только от провластных этно-культурных объединений, но данное обстоятельство не отменяет конкуренции между ними, порой очень жесткой. Те, кто выступает от лица всех представителей того или иного этноса, никаким легитимным правом на это не обладают. Во-первых, потому что они все назначенцы, а не выборные лица, во-вторых, потому что выборов по этническим спискам в Казахстане нет, а если бы они и были, то это все равно абсурд. Республика Казахстан по Конституции не является государством этнического апартеида.

По Основному закону и всем законодательным актам граждане страны равны в своих правах и обязанностях, вне зависимости от их этнической принадлежности (в паспортах и удостоверениях личности ее неправильно определяют как "национальность"), и только Ассамблея народа Казахстана выбивается из этого поля. В первую очередь потому, что ее члены могут на выборах в Мажилис голосовать дважды - как все остальные граждане и как представители Ассамблеи в случае с квотой в девять мест.

"Ассамблея государственного аппарата Республики Казахстан", - такое определение г-н Кожахметов считает более подходящим для данного причудливого органа.

Участники дискуссии искали ответ на вопрос, почему же Ассамблея и ее областные аналоги все-таки существует, да еще и оформляется законодательно. Одна из версий - придать задним числом законность инициативе 1995 года, когда действующая ныне Конституция была вынесена на референдум от лица Ассамблеи народов Казахстана (так она называлась в то время).

Вторая версия - инструмент до востребования. Может сложиться ситуация, когда власти нужно будет что-либо провести, и Ассамблея выступит в качестве механизма инициирования. "Ассамблея народа Казахстана - часть системы удержания власти", - подчеркнул Сергей Дуванов, модератор заседания.

Политолог Нацуко Ока (Natsuko Oka) - японский исследователь Центральной Азии - отметила, что "не только власть использует этнические элиты, но и они используют власть". Она общалась со многими людьми из данной категории, которые замечали, что нахождение в составе Ассамблеи (большой либо малой) позволяет им выходить в контактах на чиновников из акиматов и выше. То есть "членство в Ассамблее - это политический, социальный и даже экономический статус".

Алимжан Тиливалди, правозащитник, сообщил, что конкретно для уйгуров Ассамблея важна в качестве площадки, где они могут озвучить свои проблемы. Хотя это и не отменяет нелегитимности и нерепрезентативности тех, кто говорит от лица данного этноса. Просто в условиях, когда других механизмов нет, такой тоже нужен. В идеале, конечно, хотелось бы иметь честные выборы, свободные СМИ и нормальную площадку по межэтническим вопросам.

Г-н Тиливалди обратил внимание на такой внешний фактор, как Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации. В докладе от 2005 года он дал Казахстану 27 рекомендаций, в том числе обратил внимание на низкую представленность в органах государственной власти этнических меньшинств. Учитывая, что приближается председательство в ОБСЕ-2010, в Астане пошли на "огосударствление" республиканской и областных Ассамблей, чтобы улучшить показатели по этническому составу среди госслужащих.

Однако специализированный орган, занимающийся этническим вопросом, в Казахстане объективно нужен. С этим согласились все участники дискуссии. Как вариант, это могут быть специальные комиссии в 15-20 человек при президенте, акимах областей, в крупных городах. Состав их нужен смешанный, включая как специалистов-этнологов, социологов, психологов, культурологов так и авторитетных лиц из этнических групп, проживающих на территории данной административной единицы.

Журналист Андрей Свиридов предложил политическим партиям страны заключить что-то вроде джентльменского соглашения, чтобы они тоже соблюдали в своих рядах определенное квотирование для неказахов.

Zonakz.net


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение