Спанов: Куда падает экономика, пока Миннацэкономики обещает нам рост

Дата:
Автор: Марсель Хамитов
Спанов: Куда падает экономика, пока Миннацэкономики обещает нам рост

На фоне ожидания второй волны коронавируса и грядущего экономического кризиса в Казахстане активно обсуждают, как же экономика страны справится со всеми испытаниями. Бизнесмены озабочены возможностью нового локдауна, наемные рабочие переживают за сокращения. В то же время в Казахстане создаются новые агентства и органы, планируются реформы, власти говорят о росте ВВП. С известным казахстанским экономистом Магбатом Спановым обсудили реальные сценарии развития ситуации в РК.

– Магбат Уарысбекович, из-за ситуации с пандемией в Казахстане активно разрабатываются различные экономические меры. Как Вы можете оценить предлагаемую нам модель развития национальной экономики?

 – Что касается стратегий, к примеру, я думаю, что в Казахстане изначально была выбрана неправильная модель развития малого и среднего бизнеса (МСБ). Учитывая отраслевую специализацию экономики Казахстана, МСБ в ближайшие 20 лет не будет иметь первостепенного значения для нашей экономики. Соответственно, нам нужно было выстраивать модель исходя из этого. 

В свое время, в конце 90-х годов, предполагалось создание финансово-промышленных групп, как это, к примеру, реализовано в Южной Корее: есть банк, вокруг него сформированы крупные предприятия, а уже вокруг них малый и средний бизнес. 

Но, к сожалению, эта модель своего развития не получила. Поэтому у нас МСБ в основном привязан к сфере услуг, а не к производственному сектору. И сколько бы финансовой помощи со стороны государства не оказывалось МСБ, эта модель (модель, опирающаяся на малый и средний бизнес – ред.) не будет жизнеспособной. Сейчас МСБ выживает за счет помощи государства, то есть за счет налогоплательщиков.

Да, государство им помогает в силу своих возможностей. Но оказывать такую поддержку бесконечно нельзя, поскольку в 2021 году заканчивается наш льготный период по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). А, согласно правилам этой организации, государство не имеет права напрямую оказывать финансовую помощь для тех или иных секторов экономики. И если мы будем продолжать это делать, нас попросту ждут судебные процессы от стран, являющиеся также членами ВТО. 

Но об этом никто не говорит и не вспоминает. Все только озвучивают, что надо помогать. И этот вопрос надо решать, но в программе нового экономического курса, разработанной Министерством национальной экономики, решения этой ситуации нет.

– Если начистоту обсуждать текущую экономическую политику Казахстана, какие проблемные зоны, недоработки можете отметить?

– Я не доверяю нашему Миннацэкономики, в том числе из-за сложившейся ситуации в стране с переписью населения. В Казахстане оно всегда проводилось в девятом году – в 1989, 1999, в 2009 гг. Но в 2019 г. переписи не было, в этом году – тоже. Ее перенесли на следующий год. То есть отсрочка составляет уже два года. Нарушается, так скажем, научная чистота. Как можно формировать новый экономический курс, не зная статистику страны? 

Получается, что все эти планы – «пальцем в небо». Уже все международные финансовые институты говорят, что в Казахстане, учитывая мировую экономическую ситуацию, будет падение ВВП.

Наши же экономические ведомства, наоборот, утверждают, что будет не падение ВВП, а рост. На основании чего делаются такие прогнозы? На основании того, что деньги из Нацфонда идут на поддержку экономики и на социальные выплаты? Но это ведь путь в никуда, а мы с таким подходом станем банкротами. Но об этом почему-то никто не задумывается…

Еще один момент, который бы я хотел отметить: любая экономическая система считается успешной, если создаются новые рабочие места. У нас есть целая программа (Дорожная Карта) по созданию рабочих мест. 

Вот только Минэкономики – орган ответственный за создание рабочих мест – переложило эту задачу на плечи вузов и акиматов. Сейчас эффективность вузов оценивается в том числе и по трудоустройству выпускаемых специалистов. Но вузы не создают рабочие места, и вот таких неувязок очень много.

Недавно министр нацэкономики РК встречался с молодым кадровым резервом и попросил их предложить свои идеи, которые потом могли бы лечь в различные госпрограммы. Но мне кажется, что идеи надо брать не у молодых специалистов, поскольку они находятся только в начале своего профессионального пути и многих аспектов попросту не знают. Миннацэкономики, на мой взгляд, должно работать в этом плане с НПП «Атамекен», а точнее, даже не с самой палатой, а с ассоциациями. 

– К слову, о кадровом вопросе. Что вы думаете о включении в состав нашего Высшего совета британца Сумы Чакрабарти и о его назначении на пост внештатного советника президента. При том, что этот человек также является советником президента Узбекистана? На мой взгляд, учитывая то, что Казахстан и Узбекистан борются за звание лидера в регионе, такое кадровое решение несколько нелогично...

– Мне самому кажется удивительным данное решение, что означает, что администрация попросту не проработала вопрос. Я вообще не понимаю эту тягу к иностранным советникам. Мы за 30 лет потратили миллиарды долларов на обучение своих кадров. 

Неужели в стране нет своих «героев», которые могли бы решать эти вопросы? Готовых чудотворцев мы никогда и нигде не найдем! Их надо воспитывать и учить здесь в Казахстане.

Есть, к слову, еще одна проблема. Кто-то из политологов сказал, что президенту нужны вольнодумцы. На мой взгляд, это ошибочное утверждение, потому что вольнодумцы – это люди, которые не несут ответственности. Я же считаю, что стране нужны люди инакомыслящие. А у нас сейчас все думают одинаково (имеется в виду – бюрократия). Поэтому самое слабое место в государственном управлении сейчас ­– экономический блок. За последние пять лет не появилось ни одного яркого человека с экономическим мышлением. 

Олжаса Худайбергенова, который, будучи внештатным советником президента, позволил себе небольшой профессиональный прогноз, чиновники просто убрали куда подальше. Я считаю, что это неправильно.

 

Продолжение следует…

Поделиться: